По популярности

Евгения Гинзбург

Евгения Гинзбург Eugenia Ginzburg Карьера: Писатель

Рождение: Россия» Москва, 20.12.1904

Нормальная жизнь закончилась для Евгении 1 октября 1937 года, когда за ней закрылась дверькамеры. Там, за тюремными стенами, за лязгающими засовами, замками остались любимая работа, книги, друзья, семья и, главное, дети. Все осталось за чертой.

Евгения Семеновна Гинзбург - русская писательница, публицист, педагог и газетчик, прошедшая страх сталинских лагерей. Мать В.П. Аксенова. Родилась в Москве.

Ее книжка "Крутой маршрут", наряду с "Колымскими рассказами" В.Шаламова и "Одним днем Ивана Денисовича" А.И.Солженицына, стала одним из главных свидетельств преступлений эпохи сталинизма.

Говоря о писателях, которые рассказали об ужасах лагерей для политзаключенных, в прошлом всего, как правило, называют имена Шаламова и Солженицына, так как как раз их рассказы и повести стали первым Lхудожественным исследованием страшной реальности. Однако помимо них в "самиздате" распространялись воспоминания и других бывших узников- В том числе и Евгении Семеновны Гинзбург.

Нормальная существование закончилась для Евгении 1 октября 1937 года, когда за ней закрылась дверь

камеры. Там, за тюремными стенами, за лязгающими засовами, замками остались любимая служба, книги, друзья, семейство и, главное, дети. Все осталось за чертой- Поначалу Гинзбург, убежденная коммунистка и хозяйка крупного партийного работника, восприняла свой арест как трагическую ошибку и ждала быстрого освобождения. Но вслед за тем надежды сменились недоумением и отчаянием. Позднее она писала: "Неужели такое мыслимо? Неужели это все серьезно? Пожалуй, именно- удивление и помогло вылезти активный. Я оказалась не только жертвой, но и наблюдателем- Жгучий заинтересованность к тем сторонам жизни, которые открылись передо мной, часто помогал отвлекаться от собственных страданий. Я старалась все запомнить в надежде поведать об этом тем хорошим людям, тем настоящим коммунистам, которые будут же, во что бы то ни стало будут когда-нибудь меня слушать". "Крутой маршрут" лагерей привел не только к утрате иллюзий. Нечеловеческие условия существования, жестокие пытки на допросах заставили по-новому посмотреть на обычные человеческие отношения.

Вернуться к нормальной жизни Евгения смогла только затем смерти Сталина. В 1955 году она

приехала из Магадана, где немного лет находилась в ссылке, в Москву. хлопотать о реабилитации. На Кировской, в доме 41, находилась Прокуратура СССР, куда первым делом

отправлялись все, кто потом смерти "вождя и учителя" надеялся на восстановление доброго имени.

Масса "врагов народа" перемещалась по коридорам огромного здания с привычной оглядкой. на

снующих посреди толпы военных с бумагами в руках. "Вестибюль прокуратуры гудит. писала в

воспоминаниях Евгения Гинзбург. как? Нет, не как улей! Как транзитка! Как ладивостокская

транзитка. Прикрываю на секунду глаза. Меня шатает и мутит от острого воспоминания, от того, что еще раз смещается граница времен?".

То, сквозь что ей довелось миновать, Евгения Гинзбург достоверно изобразила в знаменитой книге воспоминаний "Крутой маршрут". Это не без затей мемуары. Это расклад о восемнадцати годах, проведенных автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке. Это драматическое повествование о безжалостной эпохе, которой не должно быть места в истории человечества. Оно потрясает своей беспощадной правдивостью и вызывает глубочайшее почтение к силе человеческого духа, тот, что не сломили страшные испытания. Первая доля воспоминаний была написана в 1967 году, а вторая - по сути дела перед смертью. Долгое время книжка ходила в списках, распространялась в "самиздате".

Власти СССР осмелились пропустить "Крутой маршрут" в печать только в 1988 году, когда автора уже не было в живых.

Евгения Семеновна Гинзбург умерла в Москве в 1977 году. А ныне ее "Крутой маршрут" получил вторую бытие - бытие на театральных подмостках. МХАТ им. Чехова по этой "хронике времен культа личности" поставил спектакль. И глядя на сцену, где отстаивает родное человеческое достоинство Женя Гинзбург - Марина Неелова (отделить персонаж от исполнительницы крайне трудно), зрители, сидящие в комфортных креслах, испытывают невыносимое ощущение бессилия, невозможности спасти, пособить!