Natan о съеме дерзких и современном искусстве

К оглавлению

Рефрен «Слышь, ты че такая дерзкая?» рэпера Натана Мирова немедленно стал мемом, а значит, арт-жестом. Рэперы — новые художники современности. C журналистом «Собака.ru» Натальей Наговицыной Натан отправился на прогулку по Музею современного искусства «Гараж». Знакомство с прекрасным произвело на протеже лейбла Black Star шокирующее впечатлен ие.

Встретившись с Натаном у главного входа в парк Горького, я была удивлена: он оказался скромным парнем, который два года назад переехал в Москву из Алма-Аты и дерзить никому не собирался. Вот оно — чудо сценического образа! «Модно быть простым, а не понтовым», — объяснил он мне свою жизненную позицию. Я предупредила рэпера, что нас ждет большая выставка «Грамматика свободы. Пять уроков», организованная в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне. Нашей задачей было впитать месседж работ художников из Восточной Европы и бывших республик СССР, созданных в период с 1960-х годов по наше время. Мы вошли в первый зал, где на стенах транслировалось несколько черно-белых видео. Натан встал как вкопанный перед первым полотном с роликом «Бокс», в котором голый дядька дрался с призрачным оппонентом, тоже ню. Чтобы двинуться дальше, мне пришлось дернуть его. Дальше сиял в подсветке своим содержимым стол — мечта садомазохиста: на нем красовались отполированные ножи, топоры, гвозди и прочие забавы бэдээсэмщика.

Странный выбор вещей, не находишь?

Да жесть просто.

Ты вообще ходишь на подобные выставки?

Нет, не хожу. Что за агрессия, почему так?

Мы остановились у другого видео, где таджику лепят пощечины в сопровождении мата в субтитрах на русском и английском языках.

Я не понимаю, почему они его бьют.

Мы вошли во второй зал. Герой явно был озадачен. Здесь женщина без половины ноги.

Чужой мир, больная голова. В этом нет духовности. Ты идешь по залу и видишь, как бьют человека или как его матом кроют. В этом видна конкретная агрессия, унижение. Сейчас, на выставке, я пропитался этим. Мне кажется, в жизни так и пропитываешься: либо слишком хорошим, либо слишком плохим, а все остальное — серость. И это стоит в центре Москвы, потому что сейчас делать такие вещи — тренд. Все красивое уже стало избитым, повседневным. Это работает как в матрице: все черно-белое, черно-белое, и раз— тебе кинули девушку в красном платье. Ты смотришь на нее и думаешь: «Вау!». Поэтому люди и ходят сюда, по впечатлениям они получают определенные американские горки. Я вот, в общем, получил какие-то эмоции, негативные в основном. Сегодня буду целый день рассказывать друзьям, что увидел полное… шоу. (Смеется.)

Значит, тебе не понравилось, но в душу запало. Насколько это искусство сможет как-то повлиять на тебя?

У меня, как и у всех, есть свой сундук, где спрятана вся чернота. У меня было время, когда я реально сходил с ума: стоял перед зеркалом и мог минут сорок смотреть на себя. И от этого возникали просто невероятные ощущения: страх, смех, радость, потом опять депрессия. Лучше так себя встряхивать— копаться в своих мыслях, залезать очень глубоко. Чужие сундуки мне абсолютно неинтересны, считаю, лучше их держать при себе. И я точно не приду на такую выставку в следующий раз, даже если миллиард человек здесь столпится. Для меня это уродство.

То есть ты за созидание, за добро?

За добро однозначно. За то, чтобы мы созидали вещи, которые бы радовали глаз и заставляли мыслить позитивно.

О чем твое творчество?

У меня добро, любовь. Все очень положительно.

Это?

Ты когда-нибудь размышлял на тему «Черного квадрата», который стал феноменом в свое время?

Никогда не понимал его. Он крут потому, что слишком ровно нарисован от руки?

Кого можно назвать героем именно нашего времени?

По моему мнению, Ивана Урганта. Я следил за ним и«лайкал» его образ жизни в «Инстаграме». Из всего потока я просеял для себя, как через сито, нужные мне ориентиры: наличие интеллекта, грамотно поставленная речь, отменное чувство юмора, нереальная начитанность и знание нескольких языков. Он человек публичный, при этом я никогда не замечал его в скандалах, пьяным или с чем-то вредным. Эти параметры объяснили, почему у него крутая тачка и в целом такая красивая жизнь. Своему ребенку я бы сказал: «Посмотри на дядю, он крутой. Хочешь быть успешным? Наблюдай за ним и делай как он». Но, конечно, я сделаю все, чтобы для моего сына самым крутым был я.