Emmanuil Vitorgan

Эммануил Виторган: Полвека на сцене

Какое жизненное испытание Эммануилу Виторгану пришлось пройти в институте? Кто в юношеские годы оказал на него наибольшее влияние? Где начал свою актерскую карьеру Виторган? Какую роль в жизни Эммануила Гедеоновича сыграл Ленком? С какими знаменитыми актерами сравнивали Виторгана и Аллу Балтер? Что актер считает самым большим грехом в своей жизни? Когда Эммануил Гедеонович дебютировал в кино, и почему долгое время оставался неизвестным? Какая трагедия случилась в жизни Виторгана в 2000 году, и кто помог ему справиться с горем? Как актер любит проводить свободное время, и в чем он видит смысл существования человечества?

Автор: Андрей Пуминов

Детские и юношеские годы

Эммануил Гедеонович Виторган появился на свет в Баку, Азербайджанская ССР, 27 декабря 1939 года, в еврейской семье. Родители будущего актера были выходцами из Одессы. Отец занимал большую должность в мукомольной промышленности, а мать была домохозяйкой. Эммануил, который получил имя в честь дяди, был младшим ребенком в семье. Кроме него родители воспитывали старшего сына Владимира.

Из-за работы отца семья Виторганов часто переезжала, поэтому школу Эммануил закончил уже в Астрахани. Когда он сообщил, что хочет поступать на театральный, родители поддержали его решение. Однако в Москве ему отказали во всех театральных ВУЗах. Тогда Эммануил отправился в Ленинград, где был принят в ЛГИТМиК.

Учеба в Ленинграде стала первым большим испытанием в жизни актера. Ему пришлось научиться заботиться не только о себе, но и о своей первой семье. В студенческие годы Виторган женился на однокурснице Тамаре Румянцевой, и вскоре у них родилась дочь Ксения. Ответственность, которая легла на плечи Эммануила, сформировала в нем стойкий характер.

Кроме этого, большое влияние на него в эти годы оказал руководитель курса Борис Вульфович Зон. По словам Виторгана, он заложил весь фундамент, который был связан с актерской профессией. Таким образом, в 1961 году, когда Эммануил окончил институт, он уже имел за плечами большой жизненный опыт.

Работа в театре

После окончания университета Эммануила Виторгана приняли на работу в Театр им. А. С. Пушкина. Однако уже в 1963 году он был зачислен в Театр драмы и комедии. Здесь актер сыгр

ал свои первые значимые роли, которые принесли ему известность в театральных кругах. А затем Георгий Товстоногов предложил ему работу в Театре Ленинского комсомола.

Ленком, как его называли в театральных кругах, сыграл большую роль в карьере и жизни Виторгана. Здесь он впервые встретил актрису Аллу Балтер, в которую влюбился с первого взгляда. Когда их поставили играть влюбленных Бернардо и Аниту в постановке 'Вестсайдская история', многие сразу поняли, что это больше, чем игра. Так и оказалось. Через некоторое время Эммануила и Аллу называли самой красивой парой Ленинграда и сравнивали с Аленом Делоном и Роми Шнайдер .

По словам актера, разводился он трудно. Жена не хотела его видеть и попросила уехать из города. Ему пришлось переехать в Москву. Там он еще очень долго страдал. Как рассказал Виторган, этот поступок является для него самым большим грехом в жизни. Не только потому, что развелся, но и потому, что оставил ребенка. Но врать своей семье он тоже не хотел. От лжи становилось только хуже.

В 1970 году Эммануил и Алла поженились, а спустя два года у них родился сын Максим. Это событие стало одним из немногих приятных за последние годы жизни актера. Молодожены устроились в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, где продолжили свою артистическую карьеру.

В Театре им. Станиславского Эммануил Виторган сыграл много замечательных ролей. Это и Ивченко в постановке 'Взрослая дочь молодого человека', и Кристиан в 'Сирано де Бержерак', и помощник шерифа Файл в 'Продавце дождя'. Благодаря хорошим внешним данным, подвижн

ому артистическому таланту, невероятной харизме, актеру удалось достичь потрясающих результатов.

В 1982 году Эммануил Гедеонович перебрался в Театр драмы и комедии на Таганке, а через два года стал актером Театра им. В. В. Маяковского. Именно здесь он сыграл свои лучшие роли, благодаря которым получил славу и признание. Среди них стоит отметить роли Клима Самгина в постановке 'Жизнь Клима Самгина', Марка Антония в 'Игре теней', Адмирала Нельсона в 'Виктории?', Крогстада в 'Кукольном доме'.

Карьера в кино

Эммануил Виторган дебютировал в кино в 1960 году, однако до конца 70-х годов оставался практически неизвестным. Он предпочитал работать в театре и лишь изредка появлялся в эпизодических ролях. Первой, более менее заметной работой актера стала роль Никитского в телевизионном фильме 'Кортик' (1973). Затем последовали эпизодические роли в картинах 'Самый жаркий месяц' (1974), 'Время не ждет' (1975), 'Легко быть добрым' (1976).

Только в 1978 году Виторган исполнил по-настоящему большую и значимую роль в телевизионном многосерийном фильме 'И это все о нем'. Образ уголовника Глеба Заварзина, который создал на экране Эммануил, принес ему первую известность в кинематографических кругах. Примечательно, что и стиль одежды, и специфический говор Заварзина актер придумал сам.

После роли Заварзина Виторгана начали стабильно приглашать в кино. Причем, больше всего ему стали предлагать отрицательные роли: фашистов, шпионов, агентов ЦРУ. По словам актера, этому во многом способствовал его облик. Дело в том, что в те времена было принято изоб

ажать злодеев стройными, высокими, импозантными, а героев – лопоухими и курносыми. Естественно, он попадал в первую категорию.

Таким Эммануила Гедеоновича запомнили в приключенческой картине 'Эмиссар заграничного центра' (1979), где он сыграл барона Врангеля, детективном фильме 'Профессия – следователь' (1982), в котором он исполнил роль главаря банды Виктора Лыкина. Были и другие отрицательные персонажи в карьере Виторгана.

В то же время, актер гармонично смотрелся и в образе положительных героев. Например, он блестяще исполнил роли комиссара Брестской крепости Фомина в исторической ленте 'Битва за Москву' (1985), режиссера Прокудина-Горского в картине 'Анна Карамазофф' (1991), следователя Бориса Зотова в комедии 'Не будите спящую собаку' (1991).

Во второй половине 90-х годов Эммануил Виторган практически перестал сниматься в кино, лишь изредка появляясь в небольших эпизодах. Как рассказал сам актер, все это время он проводил с женой Аллой, у которой диагностировали рак. Несмотря на длительное лечение, спасти супругу не удалось, и в 2000 году она умерла. Смерть Аллы Балтер надолго выбила Эммануила из колеи.

Последние годы

Несмотря на смерть любимой жены, Эммануил Виторган нашел в себе силы вернуться к работе. Справиться с горем ему помогла новая спутница жизни – Ирина Млодик. Она является руководителем театрального агентства и моложе Эммануила на 10 лет. С Ириной Эммануил познакомился еще в 1993 году, когда она помогала ему и его сыну Максиму выпустить постановку 'Шаман с Бродвея'. С тех пор они стали друзьями, а в начале 20

00-х у них завязался роман.

В 2003 году Эммануил и Ирина поженились. С тех пор они живут вместе. На работе они тоже неразлучны: вместе руководят 'Культурным Центром Эммануила Виторгана', где актер играет моноспектакль 'Выход', проводит встречи с актерами, концерты, вечера. По словам Виторгана, Ирина спасла его от мук одиночества.

Эммануил Гедеонович продолжает играть в театре, а также активно снимается в кино. В последние годы он исполнил множество запоминающихся ролей. Это и князь Петр Долгорукий в телесериале 'Бедная Настя' (2003), и Сергей Шпигельглас в драматическом сериале 'Дети Арбата' (2004), и главврач Михаил Иосифович Бреславец в телесериале 'Склифософский' (2011). В 2014 году с участием актера вышел фильм 'Елки 1914'.

Свободное время Эммануил Виторган проводит со своими детьми и внуками. В 2003 году он наконец-то помирился со своей дочерью от первого брака Ксенией. Теперь он регулярно навещает своих внуков – Никиту и Александра, а также правнуков – Алису и Марка. Сын Максим от второго брака с Аллой Балтер тоже подарил Эммануилу Гедеоновичу двоих внуков – Даниила и Полину.

По словам актера, он работает для того, чтобы люди, которые приходили в театр, понимали, для чего они живут. Ведь смысл не в том, чтобы обогащаться или драться друг с другом, а созидать, помогать ближним. Вот для этого и существует театр, искусство. Чтобы раскрыть людям глаза на их истинное предназначение. Эммануил Гедеонович уже полвека на сцене и ни о чем не жалеет. Как говорит актер, он никогда и предположить не мог, что будет заниматься чем-то другим