Войти

Мечта звала его в море. Случайность привела его в кино. Москвич из профессорской семьи стал «своим парнем» для миллионов зрителей. Он был идеалом друга для мужчин и идеалом мужчины для женщин. С молодости и до седых волос близкие друзья, случайные приятели и вообще незнакомые люди называли его по имени — Жора. Ведь у друзей и любимых отчества не бывает. После него не осталось ничего, кроме его фильмов. Бриллианты его жены носит другая женщина. В его квартире живет посторонний человек. И даже похоронили его в чужой могиле… Великого актера, кумира 60-х и 70-х, снявшегося более чем в 150 фильмах.

Георгий Александрович родился 11 марта 1926 года в Москве. Со школьных лет он мечтал стать моряком, поэтому занимался спортом. Вскоре началась война. Служил Юматов юнгой на торпедных катерах, был рулевым. Он участвовал во многих боях, в том числе и штурме Измаила. Среди наград – медаль Ушакова. Демобилизовался Георгий Юматов в самом конце войны. И после случайной встречи с Григорием Александровым он оказался на съемочной площадке фильма "Весна".

Такое может быть только в сказке. Или в кино. Александров решил снять новичка в крошечном эпизодике, в роли помощника гримера. Жора появился в фильме на пару секунд с одним-единственным словом: "Разрешите?" А через несколько лет, вспоминая этот случай, Александров рассказывал, что более элегантно и тактично в советское кино не попадал никто: "Даже разрешение спросил!" Александров отвел Юматова во ВГИК, к другому мэтру – Сергею Герасимову. Тот посмотрел на него, послушал. "Мне его учить нечему. Самородок", – и сам привел парня в Театр киноактера, где его сразу же ввели в спектакль "Дети Ванюшина". Затем были эпизодические роли в лентах "Рядовой Александр Матросов" и "Иван Грозный". Вот так бывший юнга и отчаянный храбрец, носивший форму только потому, что "больше нечего было надеть", и не знавший, чем бы ему после войны заняться, стал звездой!

На съемках фильма "Молодая гвардия" он познакомился с Музой Крепкогорской, которая вскоре стала его женой. Жоре нравились хрупкие интеллигентные девушки, которых бы он мог защитить, а в него влюблялись крупные, властные, красивые женщины. Так что это еще большой вопрос – кто кого соблазнял? Он никогда не красовался, что свойственно многим актерам, и при этом в нем было столько обаяния и настоящей мужской красоты, что женщины чувствовали это за версту и не давали ему прохода. А если он начинал что-то рассказывать – о войне или просто анекдот – все забывались и слушали его, открыв рот. Что бы ни происходило у Жоры, с кем бы ни крутила романы Муза, их снова тянуло друг к другу. И они опять были вместе. У них дома всегда было много народа. Муза как настоящая светская дама обожала устраивать вечеринки. В то время к ним на огонек заходила Марина Влади с Владимиром Высоцким, с которым Жора подружился на "Опасных гастролях". Чем популярнее становился Юматов, тем большую охоту за ним устраивали почитатели его таланта. "Жестокость", "Они были первыми", "Порожний рейс", "За Калужской заставой" – после этих фильмов к нему вламывались в номер, "похищали" со съемочной площадки и отмечали по-русски с размахом. "Жора! Ну не откажи, ты же свой, из народа!" И Жора не отказывал. Да и вообще никому не рассказывал, что он – коренной москвич, родился в профессорской семье и его старшие братья – обладатели высоких научных степеней.

Он всегда улыбался, когда возился с собаками: с ними он нянчился больше, чем иные с собственными детьми. В Москве им с Музой собак дарили, подбрасывали… "Мы создали животных, у которых только одна функция, – любить человека. И обидеть такое существо – что самому себе в душу плюнуть", – не раз говорил Юматов.

После заметных ролей в фильмах «Разные судьбы» и «Они были первыми» Георгий получил главную роль в картине Владимира Скуйбина «Жестокость» (1959) по одноименной повести Павла Нилина. Время «оттепели» позволило режиссеру по-новому взглянуть на привычные схемы фильмов о гражданской войне. На экране два ярких образа: убежденный боец революции Венька Малышев в исполнении Юматова и пленный атаман крестьянской вольницы Лазарь Баукин, которого сыграл легендарный Борис Андреев. Правильный «классовый подход» сталкивается с лютой ненавистью, где нет надежды на понимание. Но долгие допросы-разговоры сближают героев, каждый из них раскрывается, и зритель приходит к мысли о трагичности судьбы расколотого народа. Когда по приказу высокого начальства Баукина все же расстреливают, Венька Малышев, честным словом поручившийся за жизнь атамана, кончает свою самоубийством. Сам Юматов считал эту роль одной из самых удачных, и зрители были с ним согласны. «Жестокость» прославила молодого актера на всю страну.

Но звездой Юматов был лишь на экране. Дома «любимец публики» сам стирал носки и рубашки, варил борщ (в отсутствие тещи) и питался дешевыми котлетами из кулинарии. У супруги на это времени не было. Снимаясь в основном в эпизодах, она сетовала на слепоту режиссеров и ждала «той самой» главной роли. В перерывах Муза украшала свою жизнь золотыми цацками, шикарными шмотками и дорогим хрусталем. Денег не считала — «Жорж заработает!»

И Жора зарабатывал, лишь бы порадовать Музочку, которая вертела знаменитым супругом, как хотела. Заветную мечту Юматова о детях Муза в расчет не принимала. Боясь, что беременность совпадет с возможным приглашением на хорошую роль, делала аборты. В очередной раз, будучи на четвертом месяце, она обратилась к частной повитухе. Когда Юматов примчался со съемок и через подруг выяснил адрес, было уже поздно. «Поздний аборт» навсегда лишил Музу возможности иметь детей.

ВСЕНАРОДНАЯ слава имела оборотную сторону. Каждый встречный считал своим долгом «хряпнуть с Жоркой по стакану!». А у самого Юматова причин заливать горе тоже было предостаточно. После того как в железном тазу, полном крови, он увидел то, что осталось от ребенка, Георгий не развелся с супругой, но несколько лет они жили врозь. Тут-то профессиональная болезнь русских актеров проявилась в полной мере. Работа шла от запоя до запоя. Режиссеры молились, чтобы съемки пришлись на «зашитый» период.

А Юматов жил на отрыв, сжигая себя без оглядки в романах с женщинами и драках с их мужьями. В любой компании он был центром. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич, у которого актер снимался в фильмах «Опасные гастроли» и «Внимание, цунами!», вспоминал, что Юматов никогда не рисовался, как многие актеры, но в нем было столько мужского обаяния, что женщины просто не давали ему прохода. А мужчин восхищало его поведение в экстремальных ситуациях.

Фильм «Внимание, цунами!». В бухте Шамора под Владивостоком снимается эпизод на лодке. Вдруг рвется веревка, и лодку с тремя людьми (Юматовым, оператором и ассистентом) начинает сносить в открытое море. Группа суетится на берегу, в моторке нет бензина. А штормовой ветер все сильнее. Юматов выгребает веслом, ассистент «хлопушкой». И тут, как вспоминает оператор Полынников, надпись «Внимание, цунами!» слетает в воду, а на хлопушке остается название предыдущего фильма — «Опасные гастроли». Матерясь и налегая на весло, Юматов мрачно пошутил: «Давай снимай последний кадр! Мне ж сегодня заслуженного дали, а я даже выпить не успел!» И начал учить своих «сухопутных» пассажиров, что нужно делать, если лодка перевернется. Слава богу, обошлось.

До сих пор фильм «Один из нас» (1971) производит удивительно двойственное впечатление. Это одновременно и приключенческое кино «на полном серьезе», и лихая пародия на стандартные военные детективы с полным набором вредителей, шпионов, оступившихся комсомолок, роковых женщин и мудрых чекистов. Роль кавалериста Бирюкова, оказавшегося на передовой «невидимого фронта», потребовала от Юматова не только умения скакать, стрелять, драться, петь, танцевать, но и настоящего мужества.

Машина, в которой Юматов, Полока и Крепкогорская ехали из аэропорта, попала в аварию. Диагноз у Жоры — трещина в позвоночнике. Врачи заковали его в корсет и прописали два месяца строгого постельного режима. Фильм оказался под угрозой закрытия. И тогда Юматов стал сниматься в корсете! Из-за напряженного кровообращения у него стало очень быстро высыхать лицо, и режиссер боялся, что к концу съемок актера нельзя будет узнать. К счастью, организм справился, но всю оставшуюся жизнь Юматов вынужден был спать на досках.

В том же году на экраны вышел один из лучших фильмов отечественного кинематографа — «Офицеры». Редкий воинский праздник обходится сегодня без показа этой замечательной картины Владимира Рогового. Георгий Юматов и Василий Лановой сыграли не просто друзей-офицеров, прошедших через многие войны и испытания. Они воплотили на экране нашу общую мечту о том, каким должен быть настоящий защитник страны, настоящий российский офицер.

До сих пор "Офицеры" пользуются зрительской любовью, и не в последнюю очередь благодаря мастерскому актерскому дуэту Георгия Юматова и Василия Ланового. К сожалению, в конце 80-х Георгия Александровича мало приглашали сниматься в кино, и зрители стали забывать о незаурядном актере.

ЮМАТОВ был увлеченным охотником и страстным собачником. Когда-то на войне собака спасла ему жизнь. Пес бросился в воду, Жора следом, и тут корабль накрыло бомбой. С тех пор Юматов обожал собак, возился с ними, подкармливал, пристраивал дворняг друзьям и знакомым.

В конце восьмидесятых после отшумевшего успеха фильмов «Петровка, 38» и «Огарева, 6» с работой стало совсем туго. Из Театра киноактера и его, и супругу «вежливо ушли». Скромные достижения тех смутных лет — пенсия по военной инвалидности и президентская премия.

Но в 1994-м Юматов вдруг снова оказался «у всех на устах». Схоронив любимую дворнягу Фросю, Жора пригласил домой сторожа, помогавшего ее зарыть. Выпили, помянули. Что сказал Юматову 33-летний азербайджанец, неизвестно. Только артист сорвал со стены ружье и выстрелил в упор.

В «Матросской Тишине» Юматов отсидел около двух месяцев при полном обожании всего персонала и охраны. А в это время адвокат доказывал «необходимую оборону», друзья нажимали на все рычаги, включая обращение в правительство и обработку родственников жертвы. В результате Юматов вернулся домой, попав под амнистию к 50-летию Победы.

После тюрьмы он продержался чуть больше двух лет. Врачи обнаружили аневризму брюшной аорты, и Юматов лег на тяжелейшую операцию. Когда через год снова открылось кровотечение, от повторной операции отказались. Бесполезно. 4 октября 1997 года Георгия Юматова не стало.

Возле его могилы сторожа Ваганьковского кладбища часто видят своры бездомных дворняжек. Других близких у него не осталось…

Вчера первый раз посмотрел фильм "Жесткость", где главную роль исполняет Георгий Юматов. Трагечская личность, трагическая судьба. Но до сих пор для меня любимая роль в исполнении Георгия Александровича - в "Офицерах". И пусть говорят, что нет, мол, оправдания, стареющему актёру в его бесчеловечном поступке. Не забывайте, друзья, библейскую истину: "Не суди - да не судим будешь". А этот Человек жил и совершал Поступки. И светлая ему память!