Правда и мифы о жизни Мишки Япончика

Ролдугин Олег, Сабурова Ольга. Собеседник, № 48. декабрь 2011

Одесса без Япончика не Одесса. Именно Моисей Винницкий, он же Миша Япончик, ужас жандармов и народный любимец, сделал провинциальный приморский город криминальной столицей России и правил в этой столице безраздельно. Пусть всего несколько месяцев, но правил. И ведь как красиво правил! С собственным кодексом чести, с церемониями, почти по-японски.

Он ведь почему стал Япончиком? Не просто за раскосые глаза и широкие скулы. Он предложил одесским джентльменам удачи жить по законам якудза: создать свое воровское сообщество с армейской иерархией, не грабить бедняков и вообще работать красиво. И те согласились. Какой же одессит не захочет работать красиво! Каждый налет Япончика был маленьким, но хорошо поставленным спектаклем. Ограбленным непременно оставляли по 10 целковых «на извозчика».

Непострадавшая публика Япончика обожала. Артистизма ему было не занимать – он ведь одессит, Мишка (родился в 1891 году во дворике по улице Тихая, 9). Да и налетами занимался еще с детства. В 14 лет прибился к дружине анархистов и за убийство полицейского загремел на каторгу. А после революции вернулся вербовать воров под черные и красные знамена.

Именно тогда, в начале 1918-го года, после роскошной свадьбы с работницей фабрики Жако Цилей (в 1923 году она сбежала во Францию, где дожила до седин) в газете «Одесская почта» появилось воззвание «группы воров». В нем биндюжники клялись грабить только богатых и требовали к себе «уважения». Самого Япончика уважают в Одессе до сих пор. И даже видят призрак Япончика: узнают они его по характерному отличию — узкому разрезу глаз и полосатому костюму. Чаще всего его призрак разгуливает в окрестностях улицы Тихой. Работница одного из баров, которая живет неподалеку, едва не договорилась о свидании с покойным вором. «Помню, когда ночью возвращалась с работы домой, заметила симпатичного молодого человека, только одет он был как-то странно, — рассказывает администратор кафе Наталья. — Он обратился ко мне и предложил пойти выпить чашечку кофе, однако я спешила домой и отказала мужчине, но как только я прошла несколько метров, оглянулась, а его и след простыл».

Вор в законе

Одесский историк Игорь Шкляев задался целью раскопать документы о Мишке Япончике, чтобы отделить реальность от мифов.

– Вполне логичным представлялось, что материалы о столь маститом уголовнике можно найти в фондах Одесского сыскного отделения, однако ни в каких крупных уголовных делах Моисей Винницкий в дореволюционное время замешан не был. Удалось обнаружить несколько документов только в Центральном госархиве Советской армии. Вот свидетельство секретаря одесского Оперативного штаба Военно-революционного комитета Френкеля: «Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец, который за сравнительно небольшую плату продавал штабу главным образом лимонки и револьверы». В разговоре с Федором Фоминым, начальником Особого отдела 3-й Украинской Советской армии, Винницкий уже заявлял: «Я пришел не каяться. У меня есть предложение, я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной армии…»

А вот свидетельство о торжественном марше отряда Японца по улицам города: «Впереди командир на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествует пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки, правда, головные уборы были разнообразнейшие – от цилиндра и канотье до фетровых шляп и кепок».

До фронта, правда, добрались лишь 700 человек, да и те сбежали после первого боя с петлюровцами. Во время того отступления в августе 19-го большевики и застрелили Япончика, который считается первым российским вором в законе.

От Япончика 20-х до Япончика 90-х

Беня Крик у Бабеля, прототипом которого, как известно, был Мишка Япончик, – чуть ли не первый «благородный бандит» в советской литературе.

– Мишка Япончик действительно не любил насилие, в особенности «мокрые дела», но вором в законе не был хотя бы потому, что сам воровской закон появился лишь в конце 20-х, – уверяет исследователь отечественного криминала профессор Яков Гилинский. – Япончик создал «воровской» стрелковый полк и даже успел повоевать за советскую власть, а потом эта же власть его убила. В результате смерть Япончика помогла создать «бульон», из которого потом получились воры в законе.

После Мишки Япончика честный вор не должен был не только воевать за государство, он вообще не должен был иметь с ним отношений: ни жениться (через загс), ни работать (через отдел кадров).

– Если очень хочется, Мишку Япончика можно назвать предтечей воров в законе, – считает Гилинский. – Однако нынешним «коронованным» уже можно убивать самим, хотя ворам в законе запрещалось. Кстати, Япончик, который Иваньков, содержался в тюрьме именно по подозрению в убийстве. Кроме того, почетное звание вора в законе теперь можно купить. Прежде кандидат должен был пройти зону, и не раз, а тут стали появляться «законники», ни одной ходки не имевшие. Они легализуются, входят в руководство бизнес-структур, банковских структур, органов власти. Поэтому сегодня грань между бандитами и ворами в законе очень условна.

Жертва режима

«Относительно моей деятельности со дня освобождения меня из тюрьмы по указу Временного правительства, до которого я был осужден за революционную деятельность на 12 лет, из которых я отбыл 10 лет, – могу показать документы, находившиеся в контрразведке, а также и приказ той же контрразведки, в котором сказано, что за поимку меня обещали 100 тысяч рублей как за организатора отрядов против контрреволюционеров, но только благодаря рабочим массам я мог, укрываясь в лачугах, избежать расстрела».

Из автобиографии Япончика

Яна Поплавская: У Япончика была своя идея, у Соколовской – своя

– Роль революционерки Соколовской в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» («Первый канал») я выбрала себе сама. Тогда у меня еще была такая возможность (режиссер сериала – Сергей Гинзбург, с которым актриса развелась лишь недавно. – Ред.). Соколовскую захотела сыграть по той причине, что она отличалась от тех ролей, которые мне предлагают в других сериалах. Было очень интересно. То время отличала готовность людей нарушать любые социальные нормы. У Мишки Япончика была своя идея, у Соколовской – своя. Мне удалось застать своего прадеда, служившего офицером в царской армии. Помню его рассказы про безумных женщин, которые, будучи дворянками, совершали во имя идеи абсолютно идиотские поступки. Многие, объявляя себя борцом, становились бесполыми. Моя Соколовская именно такая. Играя женщину, которая подменяет свое женское счастье борьбой за идею, хотела показать, как это нелепо.

Бандит с испитой рожей

«По улицам для поддержания порядка дефилирует полк Мишки Япончика.

Ужасом веет от этих разбойничьих физиономий. До чего может дойти советская власть… Недели две тому назад Мишка Япончик устроил в городском театре спектакль – концерт, на котором сам выступал с речью.

И в том самом театре, где хранились лучшие традиции русского искусства, в том самом театре, стены которого видели Комиссаржевскую, Савину и Давыдова, Моисей Винницкий – Мишка Япончик – бандит с испитой рожей осипшим голосом призывал к новым убийствам».

Из дневника В. Маргулиеса, 1919 год