9 июля народная артистка России, ведущая актриса театра «Современник» Лия Ахеджакова отметила свой 70-летний юбилей. Наиболее ярко ее талант проявился в фильмах Эльдара Рязанова. Миллионы людей любят актрису за участие в таких лентах, как «Служебный роман», «Гараж», «Старые клячи», «Небеса обетованные» и многих других.

«Все, о чем я мечтала, не сбылось, но то, о чем даже не думала, получилось», - призналась актриса, добавив, что считает себя при этом «вполне состоявшимся человеком».

Анкетные данные

Родилась 9 июля 1938 в Днепропетровске, школу закончила с золотой медалью и мечтала стать журналисткой. Но, приехав в Москву поступать, так перенервничала на экзаменах, что в МГУ не поступила. Благодаря золотой медали ей была открыта дорога почти во все вузы (не считая творческих профессий). Так и очутилась Ахеджакова в Московском институте цветных металлов и золота, но, проучившись полтора года, поняла, что это - не для нее, и уехала домой. Вернувшись в Москву, решила связать свою жизнь с актерской профессией и поступила в ГИТИС, закончила его в 1962 году. Еще во время учебы Лия Ахеджакова начала играть в ТЮЗе, а в 1977 году перешла в труппу театра «Современник».

Трудовая биография

Лия Ахеджакова начинала как актриса травести. Среди ее лучших ролей тюзовского периода - Тараска Бобунов («Будьте готовы, Ваше высочество» по Л. Кассилю ), ослик Иа-Иа («Винни-Пух и его друзья» по А. Милну), Бабушка («Я, бабушка, Илико и Илларион» по Н. Думбадзе), Женька («Мой брат играет на кларнете» А. Алексина), Дениска Кораблев («Пожар в пампасах, или Подвиг во льдах» по В. Драгунскому), Пеппи («Пеппи Длинный чулок» по А. Линдгрен ) и др.

Годы, проведенные в ТЮЗе, где она играла мальчиков, девочек, поросят, петухов и даже нелепые утюжки, Ахеджакова долгие годы считала «потерянным» для себя временем. Сегодня она уверена: судьбу надо принимать смиренно. И когда пришла пора расстаться с ТЮЗом, ушла из театра решительно и бесповоротно. В 1977 году актриса перешла в труппу театра «Современник», к режиссеру Галине Волчек, понимая, что все придется начинать с чистого листа - от ролей до взаимоотношений с новым коллективом. Она и в «Современнике» долго сидела без работы, считая себя никому не нужной. Но, как ни странно, неуверенность в себе, боль и отчаяние порой даже полезны для творческой личности. Никто не знает, из какого «сора» или «сюра» выросли лучшие «цветы» Лии Меджидовны.

С 1977 года Ахеджакова работает в театре «Современник». Одна из ее первых больших ролей - в спектакле «Квартира Коломбины» в постановке Романа Виктюка, где режиссер дал ей сразу 4 главные роли. На сцене она с успехом сыграла множество разноплановых ролей. Стремление полнее реализовать свою индивидуальность привело ее в середине 1990-х годов в частную антрепризу, где ее ждал особый успех в спектакле по пьесе Николая Коляды «Персидская сирень», (1997, режиссер - Борис Мильграм).

С 1973 года Ахеджакова снимается в кино. Дебютная роль в фильме «Ищу человека» была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова, раскрывшего дарование актрисы. Одна из лучших ролей в кино - эпизодическая роль женщины с часами в фильме «Двадцать дней без войны». За роль секретарши Верочки в фильме «Служебный роман» Ахеджакова была удостоена Государственной премии РСФСР. За роль Фимы в фильме «Небеса обетованные» (1991) - премия «НИКА» в номинации «Роль второго плана» за 1991 год; по результатам опроса журнала «Советский экран» Ахеджакова была названа лучшей актрисой 1991 года.

Роли в театре

Московский театр «Современник»

1977 - «Из записок Лопатина» К. Симонова - актриса, 1977 - «Эшелон» Михаила Рощина - Старуха, 1977 - «Обратная связь» Александра Гельмана - Секретарь Сакулина, Кучкина, 1978 - «Вечно живые» Виктора Розова - Аносова, 1979 - «Мы не увидимся с тобой» К. Симонова - Мать Гурского, 1980 - «Спешите делать добро» Михаила Рощина - тетя Соня, 1985 - «Квартира Коломбины» Л. Петрушевской - Света, Галя, Ау, Коломбина, 1987 - «Стена» Александра Галина «Стена» - Мостовая, 1987 - «Восточная трибуна» Александра Галина - Семенихина, 1988 - «Мелкий бес» Федора Сологуба - Варвара, 1989 - «Крутой маршрут» Евгения Гинзбурга - Зина Абрамова, 1992 - «Трудные люди» Й. Бар-Йосеф - Рахель, 1993 - «Адский сад» Р. Майнарди - Челеста, 1995 - «Виндзорские насмешницы» У. Шекспира - Миссис Форд, 1996 - «Мы едем, едем, едем. » Николая Коляды - Зина, 1997 - «Предупреждение малым кораблям» Т. Уильямс - Леона, 2001 - «Селестина» Николая Коляды (по мотивам одноименной пьесы Ф. де Рохаса) - Селестина.

Роли в кино

1973 – «Ищу человека», 1974 – «Ищу мою судьбу», 1974 – «Иван да Марья» - Аграфена, царевна, 1975 – «Ирония судьбы, или С легким паром!» - Таня, 1975 – «Пошехонская старина», 1976 – «По секрету всему свету» - Елизавета Николаевна, учительница географии, 1976 – «Двадцать дней без войны», 1977 – «Журавль в небе», 1977 – «Служебный роман» - секретарша Вера, 1978 – «Красавец-мужчина», 1978 – «Когда я стану великаном», 1978 – «Подарок черного колдуна», 1979 – «Поговори на моем языке», 1979 – «Москва слезам не верит», 1979 – «Гараж» - Малаева. 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово» - Лу-Лу, 1981 – «Восьмое чудо света», 1981 – «Куда исчез Фоменко?», 1981 – «Отпуск за свой счет» - родственница Юры, 1983 – «Кое-что из губернской жизни», 1983 – «Талисман», 1983 – «Где-то в губернском саду», 1984 – «Маленькое одолжение», 1984 – «Медный ангел», 1984 – «Осенний подарок фей», 1984 – «Таня», 1986 – «Размах крыльев», 1987 – «Другая жизнь», 1988 – «Грешник», 1989 – «Бродячий автобус», 1989 – «Софья Петровна», 1990 – «Допинг для ангелов», 1990 – «Сукины дети», 1990 – «Мордашка», 1991 – «Небеса обетованные» - Фима, 1992 – «Я хотела увидеть ангелов», 1992 – «Семь сорок», 1993 – «Бездна, круг седьмой», 1994 – «Трень-брень», 1995 – «Московские каникулы» - аферистка, 1995 – «Бред вдвоем», 1997 – «Вино из одуванчиков», 2000 – «Старые клячи», 2003 – «Пятый Ангел» (телесериал), 2004 – «Узкий мост» (Сериал), 2006 – «Изображая жертву», 2006 – «Андерсен. Жизнь без любви» - гадалка, 2007 – «Потапов, к доске!»

Сведения о родственниках

Ахеджакова выросла в творческой семье. Родители Лии Меджидовны были актерами: мать, Юлия Александровна, - ведущей актрисой, а отец, Меджид Салехович Ахеджаков (в 1940 году окончил ГИТИС, а потом - Высшие режиссерские курсы в Ленинграде), - главным режиссером Адыгейского областного драматического театра имени Пушкина.

Родители не желали дочери такой же, как у них, судьбы. Они мечтали для нее о чем-то надежном, основательном - врач, инженер, биолог. Послевоенный майкопский театр - тема для отдельного разговора. Нужно было пропахать весь Краснодарский край, вспоминает Лия Меджидовна, чтобы не голодать, чтобы прокормить всю труппу.

Мама часто болела. Лия Ахеджакова вспоминает, как просыпалась в холодном поту, прислушиваясь, дышит ли мама. С детства преследовал этот страх - мамы не станет.

Личная жизнь

Лия Ахеджакова трижды состояла в браке. Ее мужьями были актер Малого театра Валерий Носик и художник Борис Кочашвили. Сейчас она замужем за известным московским фотографом Владимиром Персияниновым. Рядом с третьим супругом Ахеджакова расцвела, похорошела и помолодела. Владимир фактически стал ее личным агентом, менеджером и внимательным помощником в ее многочисленных общественных делах. Он на несколько лет младше Лии, но почти никто не видел их вместе на публике. Своего мужчину Ахеджакова тщательно скрывает. Даже их свадьба происходила в обстановке наивысшей секретности - о ней не знали даже ближайшие друзья. По словам актрисы, в браке она счастлива. Единственное, о чем она не может говорить без слез, - что она так и не родила.

Увлечения

Ее приятельница Нина Дорошина называет Лию «железной водительницей» - настолько та уверенно чувствует себя на дороге, любит менять марки машин.

В интервью «Комсомолке» актриса как-то призналась, что московские пробки здорово укоротили ей жизнь: «Я - водитель с большим стажем, но даже я теряю самообладание, стучу ногами, кричу. В итоге выскакиваю на проезжую часть и начинаю руководить. Разгребла немного, и можно ехать».

Враги

И еще один факт, в актерском мире - почти немыслимый, неправдоподобный, сверхъестественный: Ахеджакова ни о ком не говорит плохо. А если что-то и подумает, то вслух все равно ничего не скажет, даже если чья-то противная «морда благоразумного фасона» (Д.Хармс) вызовет в ней острое чувство неприятия.

Соратники

Вот что рассказывает о своих друзьях сама актриса: «Да, Алла (Покровская. - Прим. КМ. RU) - моя подруга. А Аросева - моя соседка, и я бы так сказала: мы с Ольгой Александровной дружим. С Аллой Будницкой дом вместе построили. В одиночку было не поднять. А так вот подняли, и живем теперь вместе. Бедуем вместе и радуемся вместе.

Я дружна с бывшим питерским актером Володей Ереминым и его женой Дуней. Есть у меня и такая замечательная подруга, как Мила Лось, которая 25 лет прожила в Америке, а теперь вот вернулась. Она - очень серьезный бизнесмен. А ее сын, окончив киношколу в Лос-Анджелесе, начал снимать картины в России».

Слабости

«Я всю жизнь бегу от этого образа доброй, придурковатой, смешной обезьянки», - сетует Ахеджакова. С 1973 года Лия Меджидовна начинает сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Уже первая роль - Тани в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» - была замечена критиками и зрителями. Гротеск и трагикомедия идут рядом в ее ролях, заставляя сопереживать ее героиням и искренне любить их.

Сильные стороны

Среди ее замечательных качеств - обаяние отваги, «мальчишеская» решимость идти до конца, наперекор всему. Многие ее героини ведут диалог с жизнью на языке ультиматума. Ахеджакова умеет добиваться своего «путем мирных переговоров». А это, несмотря на страх, требует не только мужества, но и мудрости. Кто-то из великих сказал: профессионалом становишься, когда привыкаешь к страху. Ахеджакова не столько преодолела свой страх, сколько «приручила» его. Она стала такой же «укротительницей страхов», как Бугримова стала укротительницей тигров.

В любом самом маленьком эпизоде она умеет зацепить зрителя реально происходящей жизнью. И все же в зрительском сознании Ахеджакова была и остается актрисой, остро чувствующей смешное, умеющей «рассмешить» как бы невзначай - легко и элегантно. Ведь, плюс ко всему прочему, Ахеджакова - еще и блистательный клоун. Выбирая эту актрису на роль, режиссер, как снайпер, «зарабатывает очки». Потому что Ахеджакова - беспроигрышное «стратегическое оружие». Хотя даже ее комедийность - нетипична: за ней невооруженным глазом читается грустная ирония Лии Меджидовны.

Заслуги и провалы

Заслуженная артистка РСФСР (1970)

Призы международных кинофестивалей в Варне и Локарно

Государственная премия РСФСР

Премия «НИКА» в номинации «Роль второго плана» за 1991 год

Народная артистка России (1995)

В 1970 году Л. М. Ахеджаковой присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, в 1994 году - народной артистки России. Лия Меджидовна - лауреат Государственной премии СССР (1973), Государственной премии РСФСР (1979), Национальной кинематографической премии «Ника» (1991, 1992, 2007), «Лучшая актриса 1991 года» по опросу журнала «Советский экран». Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).

В разгар октябрьских событий 1993 года Ахеджакова открыто поддержала разогнавшего Верховный Совет Ельцина и выступила по Центральному телевидению со словами: «Что же это за Конституция такая, жизнь человеческая рядом с которой ничего не стоит. Что же это за проклятая Конституция. Ведь по этой Конституции сажали людей в тюрьмы. Теперь в эту Конституцию пишут поправки, и главное, что в этих поправках, - привилегии. И сейчас за эту Конституцию, в которую уже вписаны, воткнуты их привилегии; они убивают людей. Я не знаю, что сейчас будет, если там - сто тысяч людей. А где наша армия. Почему она нас не защищает от этой проклятой Конституции?!».