Жизнь взаймы Екатерины Савиновой

Журнал: Тайны 20-го века — №39, сентябрь 2009 года

Рубрика: Версия судьбы

Певучая крестьянка

Екатерина Фёдоровна Савинова родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края, в обычной крестьянской многодетной семье. Катя поражала односельчан своим необычно сильным и звучным голосом — никто не мог её перепеть. Шутя ей говорили, что она могла бы стать артисткой. но всерьёз никто так не считал — родители были уверены, что девочку ждёт обычная крестьянская жизнь.

Но сама Екатерина воспринимала слова взрослых всерьёз. И, несмотря на запреты родственников, после школы отправилась учиться в Москву «на артистку» — сразу во ВГИК. Но так как она толком не знала, когда начинаются вступительные экзамены, то приехала в столицу в августе, когда приём документов был уже закончен.

Но девушку приняли в Землеустроительный институт, где она проучилась полгода, пока не узнала, что во ВГИКе начался дополнительный набор на курс Василия Ванина. Она успешно сдала экзамены, но проучилась всего полгода — мэтр сказал Савиновой, что в кинематографе ей не место — слишком уж она нефотогеничная. Зато он прочил ей судьбу великолепной оперной певицы — диапазон голоса Савиновой составлял три октавы. Но она рвалась стать киноактрисой. Екатерина не сдалась и сделала ещё одну попытку — отправилась пробоваться в мастерскую Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова (в фильме «Приходите завтра» он играл профессора консерватории). Конкурс был просто невероятный — артистами мечтали стать три тысячи абитуриентов. Но отобрали всего лишь 40, среди них — Вячеслав Тихонов. Нонна Мордюкова и Екатерина Савинова.

Роковая пощёчина

Начались годы учёбы, интересные и трудные, голодные и счастливые. По воспоминаниям однокурсников, Екатерина отличалась редкостным простодушием и наивностью, над которыми потешался весь курс. Так, ей часто говорили: «Катя, позвони, узнай, сколько времени ». Она набирала номер автоответчика, спрашивала, который час, а потом возмущалась: «Да что такое! Почему они сразу бросают трубку, я даже спасибо сказать не успела! ».

Там же, во ВГИКе начался роман Екатерины Савиновой и будущего режиссёра Евгения Ташкова. Они познакомилась ещё будучи абитуриентами — по иронии судьбы, их поселили в одной комнате в общежитии. Ошибка потом разъяснилась, но знакомство уже состоялось.

После окончания ВГИКа они поженились, а в 1957 году родился их единственный сын Андрей Ташков, ставший весьма известным актёром.

Но в 1949 году до рождения сына ещё было далеко. Екатерина Савинова снялась в своей первой роли — подружки главной героини фильма «Кубанские казаки». Задорная, румяная Любочка запомнилась зрителям, но актриса. сыгравшая её, надолго исчезла из их поля зрения. Екатерина Савинова, простодушная и по-деревенски цельная, на съёмках «Кубанских казаков» впервые столкнулась с изнаночным миром киноискусства и поплатилась за свою наивность. Режиссёром фильма был Иван Пырьев — маститый, обласканный властями и чрезвычайно охочий до женских ласк. На съёмках мэтр приударил за хорошенькой провинциалкой, но получил неожиданный для себя отпор — актрисы охотно принимали его ухаживания в надежде на будущие роли. Отпор выразился в публичной пощёчине, о которой долго судачили в кинематографических кругах. Это пощёчина дорого обошлась Савиновой. Пырьев долгое время возглавлял Союз кинематографистов, и по его приказу Савинову больше не приглашали на съёмки, разве что на эпизодические роли. Главные роли доставались другим. Например, когда Григорий Чухрай снимал свой знаменитый фильм «Сорок первый», он пригласил на главную роль Савинову. Но Пырьев вмешался и запретил её съёмки.

Савинова, не имея возможности сниматься в кино играла в театре, начала задумываться о певческой карьере — она окончила Институт имени Гнесиных по классу вокала.

Но по каким-то причинам певицей она так и не стала — хотя её приглашали в Большой театр.

«Дуракам не показываем…»

Но сыграть свою главную роль она успела — в фильме «Приходите завтра», снятом мужем, Евгением Ташковым, в 1963 году. Сценарий этой картины писался специально под Савинову, и на основе её биографии.

Когда «Приходите завтра» вышел на экраны, зрители были покорены, а Савинова признана лучшей актрисой года.

Никто не догадывался, с каким трудом проходили съёмки. По двум причинам — идеологической и личной.

Что касается идеологии, то картину едва не закрыли, найдя в ней нападки на советское искусство — помните, когда скульптор, герой Анатолия Папанова, громит свои творения, считая их халтурой. В качестве халтуры там фигурировали девушки с веслом и прочие атрибуты советской пропаганды. Евгений Ташков вспоминал: «Приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой — известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: «Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!». Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съёмки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: «Дуракам полработы не показывают ».

А личная причина была ещё серьезней — во время съёмок Екатерина Савинова заболела. Ташков вспоминал: «Врачи долго не могли поставить правильный диагноз. Приглашаем психиатров: «Это не наш пациент. Нужен невропатолог». Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашёл у неё бруцеллёз. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание — шизофрению. Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Там она и подхватила бруцеллёз. Период его созревания в организме — восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съёмок кинофильма «Приходите завтра» все 30 сентябрьских дней у нас были съёмочные, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему. Катя слегла, а съёмки отложили на год ».

Страшная смерть

Но картину все же удалось закончить. Пока фильм с успехом шёл на экранах страны, Савинова боролась с болезнью. И эта борьба продолжалась много лет. Она подолгу лежала в больнице, боролась с депрессией и суицидальными мыслями. Ей казалось, что она никому не нужна. В периоды просветления она понемногу снималась в кино, но главных ролей ей опять не предлагали.

Хотя зрители и артисты прекрасно понимали, насколько уникальна Савинова. Говорят, однажды произошёл такой случай. Знаменитого Аркадия Райкина позвали поучаствовать в одном концерте, причём особо оговорили, что выступать он будет последним — как главная звезда. Узнав, что в концерте будет номер Савиновой, Райкин сказал, что ни в коем случае не будет выступать после неё — после Савиновой натянутые маски не проходят. Но саму актрису всё чаще преследовало неверие в себя.

В 1970 году она неожиданно сорвалась из Москвы и поехала в Новосибирск, в гости к сестре. И 25 апреля произошло страшное — она бросилась под поезд и скончалась в мучениях. Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище в Новосибирске.

Борис Бибиков однажды сказал: «Катя действительно необыкновенная актриса. Я знал только одного актёра с такой фанатической преданностью искусству. Это был Константин Сергеевич Станиславский. И вот ещё наша Катюха, это чудо природы ».