Фильмография Ирины Розановой и ее лучшие роли

November 4, 2015

Ирина Розанова – современная актриса театра и кино, воплощение женственности, обаяния и красоты. Родилась в 1966 году, 22 июля, в Рязани. Девочка, названная в честь своей бабушки, практически выросла за кулисами, поэтому логично, что любовь к искусству она унаследовала от своих родителей – актеров Юрия Розанова и Зои Беловой. Ее мама была настолько предана своему любимому делу, что играла в спектаклях практически всю беременность.

Годы молодые

К самостоятельности будущая актриса Ирина Розанова привыкла с самого детства, наизусть знала большое количество ролей. И неудивительно, что в пятилетнем возрасте она вместе с мамой играла в спектакле. Родители, не понаслышке знакомые с трудностями своей профессии, пытались направить интересы дочери в иное русло, в частности, музыкальное, оградив от актерства.

Но не пришлась по вкусу Ирине музыка в ее исполнении, не почувствовала молодая девушка всю прелесть черно-белых клавиш. Манила ее в свои объятия тяга к перевоплощениям, поэтому Ирина сбежала в столицу с целью поступления в театральный институт, но с первой попытки провалила экзамены. Девушка вернулась домой, устроилась на работу в Рязанский драматический театр сразу на несколько должностей - гримера, костюмера и участницы массовок, а параллельно готовилась к поступлению.

В начале актерского пути…

Во второй раз ГИТИС сдался – Ирину приняли; талантливая и целеустремленная девушка попала на курс к поверившему в нее Оскару Яковлевичу Ремезу.

Недолгий период Розанова играла в театре Маяковского, сменив его в дальнейшем на театр-студию «Человечек», куда ее пригласил в спектакль «Панночка» Сергей Женович. С 1991 года они работали вместе в Театре на Малой Бронной и радовали публику прекрасными постановками до 1998 года.

Настоящим открытием для Ирины стал «Король Лир» - неповторимый спектакль, участвуя в котором она остро осознала, что является русским человеком.

Первые экранные работы

Фильмография Ирины Розановой взяла свой старт в перестроечном и постперестроечном периоде. Дебютом стала роль лимитчицы Люси в мелодраме социального характера «Подружка моя» (1985 год) – первой самостоятельной режиссерской работе Александра Калягина. Далее была роль Наташи в мелодраме «Алый камень» Валерия Исакова, затем на экраны вышли такие фильмы с Ириной Розановой, как «Конец операции «Резидент» и «При открытых дверях».

Удачной в кинокарьере талантливой актрисы стала работа в картине «Где находится нофелет?» (1987 год), где в роли жены главного героя в исполнении Александра Панкратова-Черного она была просто неотразима. Ирина Розанова, фильмы с участием которой особенно пришлись по душе женскому полу, появилась в кадре всего на несколько минут, но за это короткое время смогла создать насыщенный, цельный образ женщины, сполна насытившейся бесконечными амурными похождениями мужа. Именно этот характер актриса успешно и неоднократно использовала во многих фильмах.

Такая разная Ирина

Роли Ирины Розановой разноплановые, интересные, с характером. Немалое их количество сыграла актриса в конце 80-х годов. Это студентка Татьяна – любовница главного героя (Юрия Беляева) в психологической драме «Единожды солгав…» Владимира Бортко; Маруся в «Биндюжнике и короле» - музыкальной трагикомедии Владимира Аленикова; Маргарита в «Слуге» - кинопритче Вадима Абдрашитова.

В 1989 году Ирина Розанова, фильмография которой достаточно разнопланова и насчитывает не один десяток успешных работ, появилась в дебютной комедии «За прекрасных дам!», снятой режиссером Анатолием Эйрамджаном. К слову, он же является автором сценария к кинофильму «Где находится нофелет?» В фильме, получившем зрительское одобрение и признание, режиссер собрал прекрасный актерский ансамбль: Александр Абдулов, Александр Панкратов-Черный, Елена Цыплакова и прочие.

«Интердевочка» - фильм-откровение

В 1989 году фильмография Ирины Розановой пополнилась фильмом Петра Тодоровского «Интердевочка». Актрисе удалось создать сложный психологический образ вульгарно-грубой женщины Симы Гулливер - в прошлом ткачихи, однажды оступившейся. Это сегодня тема проституции вряд ли кого-то удивит, а в то время кинематографом только приоткрывалась завеса нелицеприятной стороны жизни, поэтому внимание к фильму было особенно повышенное. Розанова сыграла Симу не как порочную особу, а как женщину, волею судьбы попавшей в определенные обстоятельства. Сложилось бы все иначе - героиня Розановой смогла бы и на производстве быть в первых рядах, и пятерых детишек на ноги поставить.

С 90-х годов Ирина Розанова, фильмы с участием которой зритель принимает с удовольствием, постоянно появляется и в сериалах, причем своих героинь играет ярко, неординарно. Везет актрисе и на интересный коллектив, талантливых режиссеров и замечательных партнеров в актерской среде. В 1990 году актриса отметилась в картине «Облако-рай» Николая Досталя. Это правдивая история «лишнего» человека советского периода, легко узнаваемая и наполняющая душу щемящей болью. В этой картине Ирина Розанова в дуэте с Сергеем Баталовым создали бесподобную супружескую пару; в фильме также отметились Андрей Жигалов, Анна Овсянникова, Лев Борисов, Владимир Толоконников. Спустя 15 лет Николай Досталь собрал снова этот замечательный коллектив для создания продолжения фильма, который получился ничуть не хуже и стал логическим концом завершения первой части. Картина называлась «Коля - перекати-поле». Это только один из примеров удачных работ актрисы: фильмография Ирины Розановой обширна, разнопланова, интересна.

Всегда везет с актерским составом

В 1992 году Петр Тодоровский, у которого Розанова снялась в «Интердевочке», снова пригласил ее в свою картину - ретро-драму о жизни и нравах военного городка «Анкор, еще анкор!» Эта экранная история, в которой Ирина сыграла роль медсестры Любы, увлекательно рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: любви, измене, склоках, трусости, подлости, смерти. И все это опять в окружении настоящих мастеров сцены - таких как Евгений Миронов, Валентин Гафт, Елена Яковлева, Лариса Малеванная, Александр Пашутин, Владимир Ильин, Сергей Никоненко, Андрей Ильин. Работа актрисы была высоко оценена на кинофестивале «Созвездие-92» и получила приз «За лучшее исполнение главной роли».

В 1992 году актриса Ирина Розанова снялась в психологической драме Елены Цыплаковой «На тебя уповаю», в которой примерила на себя негативный образ. Картина рассказывает о несчастной судьбе молодой женщины (ее роль исполнила Евгения Добровольская), которая по наказу батюшки идет работать в детский дом. Ирина Розанова сыграла роль воспитательницы – бессердечной и жестокой женщины, способной легко поднять руку на ребенка, беззащитного и лишенного не только родительской, а и какой бы то ни было любви.

Эти сложные 90-е

90-е годы в кинематографии были достаточно сложными и оставили многих актеров без работы. Ирине в этом плане повезло больше остальных, она была востребована, хотя иногда ленты, в которых приходилось сниматься, были откровенно слабые. Но в те сложные времена выбирать особо не приходилось. Сюда можно отнести такие фильмы с участием Ирины Розановой, как "Альфонс", "Мелкий бес", эксцентрическую комедию «Личная жизнь королевы» Валерия Ахадова, в которой актриса сыграла дворничиху Нинку Королеву, уехавшую в тропическое королевство Затрахан со своим мужем – королем Ухотуго (в роли Александра Панкратова-Черного). В этот период вышла на экраны комедия «Когда все свои» Анатолия Эйрамджана, в которой Розанова сыграла Риту – уборщицу по вызову, волею судьбы приехавшей к «новому русскому», требовавшему ее любви и державшему женщину постоянно под прицелом ружья.

Ирина Розанова: фильмография, сериалы

И все же хороших картин в те трудные годы у Ирины Розановой было больше. Сюда можно отнести трогательную, чуть наивную мелодраму «Дети понедельника». В этом фильме Ирина создала образ одинокой немолодой женщины, которой сестра «подкидывает» своего мужа в исполнении Игоря Скляра. Именно он когда-то был ее первой любовью, и при встрече прошлого лицом к лицу чувства этих людей вспыхнули с новой силой. «За лучшую женскую роль» получила приз Ирина за этот кинофильм в 1998 году на кинофестивале «Виват России!»

"Петербургские тайны" – смотрела вся страна

Фильмография Ирины Розановой включает в себя большое количество сериалов, в которых снялась актриса. Популярен в 90-е годы был сериал «Петербургские тайны» и «Развязка петербургских тайн», в которых ей досталась роль Натальи Алексеевны фон Деринг. Сериалы, составляющие львиную долю отечественной киноиндустрии, воспринимаются Ириной как неизбежная реальность, свойственная данному времени.

Но Ирина и здесь успевает раскрыться, придавая фильму оригинальность своими яркими образами. Это Лукерья Яковлевна в «Саломее», Валерия Астахова – летчик-инструктор в «Русских амазонках», жена Нурали Асланбекова в «Господах офицерах», писатель Томилина в «Каменской-2», Елена Анурова в «Любовнице» и прочие.

Ирина об Александре Абдулове

Одним из партнеров Ирины Розановой, с которыми ей всегда везло, был Александр Абдулов. Первые совместные съемки состоялись в фильме «За прекрасных дам!» В 1995 году они вновь встретились в эротической мелодраме «Черная вуаль» Александра Буравского, где Абдулов сыграл роль уральского милиционера Андрея Рокшина, а Розанова прекрасно показала себя в роли его начальницы Олимпиады Алексеевны. Новые совместные работы возобновились по прошествии шести лет: «Ледниковый период» и «Фаталисты», после которых зрительская аудитория чуть не поженила актеров. Личная жизнь Ирины Розановой всегда вызывала интерес у поклонников ее таланта. Самих Розанову и Абдулова связывали теплые дружеские отношения, и не больше. Но об Александре у Ирины Розановой исключительно светлые воспоминания как о мужчине. Настоящем мужчине со внутренней красотой.

Такая она, жизнь трудоголика

Работа для актрисы, обладающей мощной энергетикой и создающей как на экране, так и на театральной сцене очень сильные характеры – основной смысл жизни; ей лучше уставать от постоянной занятости, чем сидеть сложа руки. Поэтому она всегда востребована, много и плодотворно снимается. Фильмы с Ириной Розановой легко воспринимаются зрителем, ведь актриса умело передает энергетику своих героинь, их эмоции, чувства, проблемы, переживания. Можно сказать, что экранный образ Марьи Петровны в драме «Дикарка», глубоко несчастной женщины, страдающей от безразличия мужа, но ни на минуту не показывающей этой слабости, перенесен из жизненной реальности. За работу в этом фильме Ирина Розанова была награждена премией «За лучшую женскую роль».

В свободное от съемок время Ирина много читает и гуляет. Дети Ирины Розановой – тема, которая также интересует многих поклонников ее таланта. Своих детей у актрисы нет, но она много времени уделяет племянникам.

По возможности Ирина ездит к родителям в Рязань. Магазины актриса посещает только по мере необходимости, зато очень любит путешествовать, считая, что деньги лучше потратить на поездку с массой эмоций, чем на какую-либо тряпку, рискующую надоесть через короткое время.

Актриса Ирина Розанова: личная жизнь

Ирина Розанова несколько раз была замужем, но ни один брак не принес ей настоящего женского счастья. Первый семейный опыт был скоротечен и случился еще в студенческие годы; избранником Ирины стал будущий режиссер Евгений Каменькович. Для проверки чувств хватило всего 2 года. Далее на жизненной тропе Ирине встретился режиссер Дмитрий Месхиев. Их роман был ярким, но быстрым.

На одном из фестивалей Ирина встретилась с будущим вторым мужем Тимуром – бизнесменом, который тоже не задержался в ее жизни надолго. Пара распалась.

Третьим официальным супругом стал Григорий Беленький – кинооператор, знакомство с которым состоялось на съемках фильма «Дети понедельника». Брак творческих личностей разбился о семейный быт.

На съемках фильма «Танкер «Танго» Ирина покорила режиссера Бахтияра Худойназарова, с которым они расстались по причине горячего характера партнера.

Личная жизнь Ирины Розановой, с ее трудностями и подводными камнями, не умаляет огромной любви к ней зрителя. Актриса востребована, любима, харизматична, обаятельна. Дети Ирины Розановой – это ее племянники. Именно им, своим родным людям, отдает она сполна свою нерастраченную любовь, стараясь вырастить из них достойных граждан общества.