По популярности

Раиса Рязанова Raisa Ryazanova Карьера: Актер

Рождение: Россия, 31.10.1944

Заслуженная артистка России (1993).Лауреат Государственной премии СССР (1981, за роль в фильме Москва слезам не верит).

Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в г. Петропавловске, что в Казахстане. Детство у нее было весьма непростое. Она родилась внебрачным ребенком. Ее мамаша, леди из русской деревни, добровольно отказалась от мужчины, зная, что у него семейство и шестеро детей. Ее маменька не имела отношения ни к кино, ни театру, но жила она только для своей девочки и старалась ей, чем могла, пособить.

Рязанова в первую голову закончила Рязанское музыкально-педагогическое училище по классу баяна и более того весь год преподавала в музыкальной школе, но в Рязани тогда был хороший драматический театр. И как-то раз, придя на спектакль Ромео и Джульетта, барышня пропала. Влюбилась в Ромео, и для нее белый свет померк, и все немило стало: на уроке, дома она все думала про спектакль. Воображала себе, как бы она сыграла в той сцене, или в этой. Потом решила поехать в Москву, поступать в сценический, чтобы привести доказательства Ромео. Мечтала: вот окончит институт, станет артисткой и приедет в тот самый театр покорять Ромео, игрывать Джульетту.

Учеба. Съемки. Личная существование

Конечно же это был радикальный поступок: из Рязани и тотчас на экзамены в ГИТИС Без влиятельных родственников, без нужных связей, без подготовки Ни о чем таком Рязанова и понятия не имела. Она несложно так и представлялась на экзаменах: Я Рая Рязанова из Рязани, и мне 20 лет До сих пор актриса не может постичь, отчего ее тогда взяли? Она ибо идеально была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а диалог деда Щукаря с Давыдовым из Поднятой целины Шолохова. Играла немедленно за двоих мужиков. А на втором туре ещё и как снег на голову напрочь контент забыла. Пришлось монолог досказывать своими словами. Казалось бы, надежд на поступление совершенно никаких, но нет, - удача: к своему величайшему изумлению будущая актриса нашла свою фамилию в списках. Наверное, педагоги подошли к девушке из Рязани не формально, легко заглянули глубже.

Здесь, в стенах института, Раиса Рязанова встретила свою влюбленность. Уже на втором курсе она вышла замуж за сокурсника. Глянули они тогда товарищ на друга, и все сию минуту стало ясно. На четвертом курсе у Раисы родился отпрыск Даниил, а вскоре она ушла от мужа.

К тому времени юная актриса уже снималась в кино. Ее дебютом стала главная образ в картине Гуля Королева режиссера Ии Мироновой по повести Елены Ильиной Четвертая высота. И вот, как-то раз на съемках Раиса встретила человека, тот, что безотлагательно же покорил ее сердце. Ну что сделать, вот такая влюбчивая она была. А мужа привирать не в ее правилах. Вернувшись, так и сказала: Все, я люблю и больше так существовать не могу. Он уламывал ее остаться, но Раиса осталась непреклонной.

Бывший супруг Раисы далее завел новую семью, а у нее так ничего и не вышло. Она вспоминает: С той моей любовью все как-то тянулось десять лет, а затем как бы и кончилось

70-е годы

В 1969 году Раиса Рязанова окончила ГИТИС. Попробовала приткнуться в театр Маяковского, но ей заявили, что в этом году никого не берут. Больше она никуда и не пошла, благо, что кинематограф уже обратил участливость на молодую актрису.

И пошло, и пошло. Съемки, съемки, съемки. Когда уезжала, просила кого-нибудь посидеть с сыном. Такова уж актерская доля. А, возвращаясь, привозила Данилке чемоданы книжек. Он весь с ногами влезал в чемодан, рылся и тут же садился впитывать текст. Я была так рада. - вспоминает Раиса Ивановна.

Один кино за другим. Главные роли чередовались с эпизодами. Катя, соседушка Емельяновых в лирической комедии Ильи Гурина В Москве проездом, Евдокия в сказке Александра Роу Золотые рога, Лиза Прохорова в приключенческой ленте Александра Сурина Два дня тревоги, Зина Шуранова в приключенческом фильме Станислава Говорухина Контрабанда, буфетчица в киноповести Ильи Фрэза Это мы не проходили, мама Алеши в замечательном детском фильме Станислава Ростоцкого Белый Бим, Черное Ухо. Такие разные роли, но все в равной мере любимые актрисой. Она постоянно старалась с экрана нести добро людям. А зрители в отклик платили актрисе искренней любовью.

Москва слезам не верит

В 1978 году Владимир Меньшов взялся за съемки мелодрамы Москва слезам не верит. На образ одной из героинь Тони режиссер пробовал немного актрис. Наталья Андрейченко и Людмила Зайцева не подошли, да режиссер особенно на счет них планов и не строил. А Галина Польских сама отказалась от роли. Оставались Нина Русланова и Раиса Рязанова. Владимир Меньшов вспоминает: Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, попавшей в картину. А Русланова обиделась на нас за то, что ее не взяли.

Если в действительности у Раисы Рязановой с личной жизнью не сложилось, то ее героиня в картине Москва слезам не верит оказалась самой счастливой. Встретила любимого человека, вышла замуж, родила детей, обрела настоящее женское фортуна. Знаменитую фразу Тони, удачно сказанную актрисой, стабильно цитировали: Хорошего мужика самой действовать нужно, а не готовым получать.

О том, какой ошеломительный фарт имела картина, написано много. Один Оскар чего стоит! Многочисленные призы, премии, обожание зрителей. Вот только все это как-то прошло мимо самой Раисы Рязановой. Все лавры в основном доставались двум другим героиням Вере Алентовой и Ирине Муравьевой. Это они ездили на кинофестивали за рубеж, это их узнавали на улице. А Раиса Рязанова Увидев ее, люди при встрече понимали, что ее физиономия им знакомо, а вот где, что. А что сделать, она, как и созданный ею образ, была излишне типична, похожа на многих женщин в нашей стране и никак не походила на кинозвезду.

Столь несправедливое распределение славы Раиса Рязанова восприняла постепенно. И зависти к подругам по фильму никакой у нее не было. Завидовать, рассуждает Раиса Ивановна, - на что. У нас с девочками разные судьбы и амплуа. Мы и внешне разные

80-е

После роли в фильме Москва слезам не верит в кинокарьере Раисы Рязановой немного что изменилось. Она по-прежнему постоянно снималась, играя все тех же женщин из народа. И пускай ее героини были не настолько знамениты, как Тоня, но и они находили отклик у зрителей.

Катя в военной ленте Фронт в тылу врага, Нина, сестра инспектора Зыкина в драме Инспектор ГАИ (эту образ блестяще выполнил Сергей Никоненко), Анастасия в мелодраме Дамское танго, Галина Павловна, мать Кости Королькова в детской комедии Утро без отметок, Валентина в мелодраме Кто войдет в завершающий вагон и другие роли. Ежегодно по нескольку фильмов. Какие то больше удачные, какие то менее. Но во всех Раиса Рязанова оставалась крайне естественной, близкой и понятной зрителю.

Тяжелый отрезок времени

Был у Раисы Рязановой в жизни и нелегкий отрезок времени. В постперестроечной время, когда кино снималось только об аферистах, новых русских и бандитах, образ настоящей женщины оказался невостребованным. Эпизодические же роли от нищеты не спасали. Но Раиса Ивановна не отчаивалась и в депрессию не впадала. А какая депрессия, если сына приподнимать необходимо? Да и самой существовать.

Русские женщины всю дорогу славились силой воли и жаждой к жизни, вот и Раиса Ивановна не стала пенять на судьбу, а сдала свою квартиру и занялась частным извозом, оттого что вождение машины вечно было ее любимым занятием. Пассажиры ее узнавали, а она стыдилась. Ей приходилось хоронить глаза и лгать, что несложно похожа на известную актрису.

Сериалы

Раису Рязанову, хотя вообще-то, как и многих возрастных актеров, спасла пора сериалов. Года с 2001-го ей стали предлагать роли обычных простых и добрых женщин: матушка Леры в Огнеборцах, тетя Тася в Другой жизни, мама Стаса в Всегда говори всегда, мама Кирилла в Next 3, матушка Максима в Кавалерах морской звезды.

Большой удачей актрисы стала образ тети Маши в драме Требуется няня (2005). Раисе Рязановой разом же понравился сценарий, привлекла ее героиня. Роль тети Маши оказалась ей близка. Уже в сценарии чувствовалось, что за этим образом стоит фатум. А Раиса Рязанова наполнила свой персонаж, сделала его живым, многогранным.

Успешными были и съемки в сериале Не родись красивой. Актриса сыграла образ Ольги Уютовой, правой руки гениального дизайнера Милко. Сама Раиса Ивановна признается, что когда попала в сериал, не представляла, что это за работа. Работали произвольный день до ночи, а то и в темное время суток. Работали на износ, но это того стоило сериал Не родись красивой имел немалый счастливый момент у зрителей.

Сегодня Раиса Рязанова снимается более того чаще, чем в удачные 70-е 80-е. Это не потрясающе, оттого что на таких, как она кино и держится. Вновь и ещё раз актриса создает полнокровные живые образы: Антонина Архипова, матушка Кости в сериале Час пик, Галина Васильевна, экономка дома Крижевских в сериале Ангел-хранитель, домработница Глаша в сериале И все-таки я люблю. маменька Татьяны в фильме Поцелуй не для прессы. Ведь служба это главное, что приносит ей отрада в жизни.