Клавдия Шульженко

Клавдия Шульженко, Дата рождения: 24 марта 1906 года

24 марта, 1906 года – 17 июня, 1984 года

Краткая биография

Карьера: Актриса, певица

Место рождения: Харьков, Российская империя (Украина)

Дата смерти: 17 июня, 1984 | 78 лет

Место смерти: Москва, СССР (Россия)

Жанры: Музыкальный, короткометражный, документальный

Супруг: Владимир Коралли (развод) … один ребенок; Георгий Епифанов

Шульженко Клавдия Ивановна родилась 24 (11) марта 1906 года в Харькове. Русская советская певица, народная артистка СССР (1971).

В 1923 – 1928 гг. – актриса Харьковского драматического театра под руководством Н. Н. Синельникова.

Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.

В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.

В январе 1929 года — дебют в Московском мюзик-холле.

С 1928 г. выступает на эстраде; первая исполнительница многих советских жанровых и лирических песен. В её исполнении получили известность песни: "Синий платочек" Петербургского, "Давай закурим" Табачникова, "Возьми гитару" Лепина и др.

В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до лета 1945 года.

За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат.

В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы.

В 1980 году К. И. Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку «Портрет», 23-ю по счету.

Награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Юное дарование

Клавдия Шульженко родилась 24 (11 по старому стилю) марта 1906, на Украине, в Харькове, в семье бухгалтера управления железной дороги. Отец серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было связано именно с отцом. Его красивый грудной баритон, его выступления приводили девочку в неописуемый восторг.

Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди двора. Спектакли вызывали жгучий интерес жителей соседних домой. Они приходили со своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка, лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов по постановке самого спектакля.

Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела – либо по ходу пьесы, либо в концертном отделении.

Само же юное дарование, между тем в мечтах, никогда не собиралась петь: она должна была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино, которые в те годы властвовали на экране - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Глядя на них, Шульженко все больше думала о драматическом театре. Ее любимым предметом в гимназии была словесность. А вот к занятиям по музыке относилась с пренебрежением.

В Харькове был прекрасный театр, под руководством прославленного режиссера Николая Николаевича Синельникова. Пересмотрев практически весь репертуар этого театра, Шульженко дала себе слово, во чтобы то не стало поступить туда работать. И ее желание осуществилось. На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте, хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью Иосиф Дунаевский, судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. В театре Клавдия Шульженко, правда, играла всегда небольшие роли: в «Периколе», в «Детях Ванюшина», в роли певицы в спектакле «Казнь» пела романс «Снился мне сад». Выступала в клубах, в летнем театре «Тиволи», и в дивертисментах после окончания спектаклей.

Песенная слава

Однако судьба распорядилась по–своему: родители решили отдать дочь в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. И именно Чемизов раскрыл Шульженко глаза на ее талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его». Вероятнее всего, сама бы она никогда не пошла по музыкальной части.

Песенная слава к Клавдии Шульженко приходила постепенно. Случай свел ее с поэтом Павлом Германом, он и предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе скоро ставшую знаменитой «Песню о кирпичном заводе», в народе - «Кирпичики», на музыку Кручинина и «Шахту № 3». Исполнение этих двух песен и принесло настоящий успех певице.

В Краснозаводском драмтеатре в рабочем районе Харькова артист Брейтингам написал уже для Клавдии Шульженко песни, а музыка принадлежала студенту консерватории, в будущем известному композитору Юрию Мейтусу: «Папиросница и матрос», «Силуэт», балладу «Красный мак» и шуточную «На санках». Последнюю Клавдия Шульженко исполняла в течение многих лет. Вот с таким репертуаром и приехала она в Ленинград.

Успешный дебют молодой певицы состоялся в праздничном концерте в День печати в Театре оперы и балета. И пошло, поехало. И вот уже Клавдия Шульженко, артистка Ленинградской эстрады, приглашена в мюзик-холл для участия в программах «Аттракционы в действии». В роли продавщицы мороженого Маши Фунтиковой она поет две песенки на музыку Дмитрия Шостаковича в спектакле «Условно убитый».

Ее лирические, жанровые песни «Дружба», «Портрет», «Записка» продолжают критиковать за избыток «чувствительности». За «мелодекламационную манеру», ее сравнивают с певицей Кремер. Однако, в отличие от Кремер, певшей об экзотических странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о чувствах простых людей, своих современников. И даже ее испанские и латиноамериканские песни: «Челита», «Простая девчонка», воспринимались как песни о сверстницах — комсомолках 30-х годов.

Да так выглядела и сама Клавдия Шульженко с ее коротко остриженными белокурыми волосами, приветливым, открытым, русским лицом. Клавдия Шульженко работает с джаз-оркестром Скоморовского, где состоялись премьеры ее разных по характеру песен: «Андрюша» Жака, «Часы» Волкова, «Руки» Лебедева-Кумача, «Мама» Табачникова. Создает джаз-оркестр, дирижер Семенов, под своим руководством. С ним подготовлены новые песни: «Письмо» Фомина, шуточная «Дядя Ваня» Табачникова, «В вагоне поезда» Жака, «О любви не говори» Владимирцова.

В 1930 году Клавдия Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли, в мае 1932 года у них родился сын Игорь, а по-домашнему Гоша. В 1936 году были сделаны её первые граммофонные записи.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Ансамблю, вместе с Клавдией Шульженко и ее мужем — артистом Коралли, суждено было войти в историю героической обороны Ленинграда.

Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда прямо в окопах и под бомбами и не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске. Именно в это время стали всенародно любимыми "Синий платочек", найденный певицей среди старых сочинений польского композитора Петербургского с новыми словами лейтенанта Максимова, а также "Давай закурим" и "Морячка".

Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко обращается к сюите Соловьева-Седого "Возвращение солдата" и симфоническому вальсу Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад".

Признанный кумир

Клавдия Шульженко много гастролировала по стране, записывала новые песни. Она была признанным кумиром тогдашней советской эстрады, исполняла как старые свои песни, так и новые: «Студенческая застольная», «Студенческая прощальная» «К другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк».

Певица смело осваивала пространство эстрадной площадки, населяла ее людьми. С мастерством драматической актрисы певица создавала характер героини, одновременно показывала свое отношение к ней. Песни, порой непритязательные по содержанию, в исполнении Клавдии Шульженко приобретали глубину, второй план, живое дыхание жизни. Зримо возникали приметы быта: ветка сирени и синий платочек, пачки писем и связки старых нот.

Использовала певица кастаньеты в «Простой девчонке», бубен в «Тарантелле», листок бумаги в «Записке», веер в «Старом вальсе». Руки актрисы находились в движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, поворот головы, легкое движение чаще просто иллюстрировали текст. Танцевальные ритмы — танго, фокстрот, особенно вальс, ах, сколько вальсов исполнила актриса!— делали ее песни легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов - Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля, Валерия Леонтьева, Марию Пахоменко.

Дебютом в кино Клавдии Шульженко была эпизодическая роль Веры в киноленте «Кто твой друг». Стоит отметить, что Клавдия Шульженко могла бы сняться и в одной из главных ролей в этом фильме. Музыку к картине написал Исаак Дунаевский, который, собственно, и пригласил ее на съемки. Однако из этой затеи ничего не получилось. На киностудии «Белкино» был всего один комплект звуковой аппаратуры, и этот комплект достался другой съемочной группе. А жаль.

Режиссер Ленкино Эдуард Юльевич Иогансон пригласил певицу принять участие в звуковой кинокомедии «На отдыхе». Но пригласил не сниматься, а только петь за исполнительницу главной женской роли. Музыку к фильму написал известный композитор Иван Дзержинский, который нечасто обращался к жанру лирической песни. Но его «Песня Тони» была удивительно хороша, и Шульженко согласилась. Фонограмму с исполнением записали до начала съемок, а потом уже на съемочной площадке героине только оставалось прилежно открывать рот и внимательно следить за артикуляцией, чтобы зрители впоследствии не заметили, что она поет буквально не своим голосом. Кажется, это был первый случай совмещения чужой фонограммы с изображением, совмещения, которое столь часто практикуется сегодня.

Клавдия Шульженко активно сотрудничала с Дунаевским, который пишет для певицы "Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для музыкального фильма-ревю с ее участием «Веселые звезды» режиссера Веры Строевой, в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен - «Молчание» на стихи Матусовского. В музыкальной комедии принимали участие популярные артисты советской эстрады и кино: Юрий Тимошенко и Лев Миров, Марк Новицкий, Мария Миронова и Леонид Утесов, Рина Зеленая.

У режиссера Журавлева в декабрь 1983 года Клавдия Шульженко приняла участие в съёмках телевизионного фильма "Вас приглашает Клавдия Шульженко", автор сценария Скороходов. Авторы фильма показали яркую жизнь певицы. Картина с участием самой звезды эстрады имел колоссальный успех.

Личная жизнь

Личная жизнь Клавдии Шульженко складывалась непросто. Официально замужем она была только один раз, хотя гражданских мужей у Клавдии Ивановны было несколько. С первым — Иваном Григорьевым — она познакомилась еще в Харькове, где 17–летней девчонкой пыталась сделать карьеру драматической актрисы. Судя по всему, Шульженко любила Григорьева, жила у него и даже носила обручальное кольцо. Но однажды в поезде, направляясь на гастроли, познакомилась с симпатичным музыкантом и куплетистом Владимиром Коралли (настоящая фамилия — Кемпер). Когда Григорьев попытался уговорить Клавдию, или «Куню», как ее звали близкие, остаться с ним, Коралли, присутствовавший при их объяснении, выхватил браунинг и чуть не застрелил соперника.

Брак с Коралли поначалу складывался довольно счастливо, у них родился сын Игорь. Росли популярность и материальный достаток. А потом Шульженко стало известно, что муж ей изменяет. В пику ему она тоже увлеклась молодым композитором Ильей Жаком, написавшим песню «Руки». Незадолго до смерти Клавдия Ивановна признается, что Жак был самой большой любовью в ее жизни. Но будущего их роман не имел.

В 1955 году, на 25-м году совместной жизни брак Клавдии Шульженко с Коралли распался. Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать.

Но в одиночестве певица пробыла недолго - в 1957 году она встретила свою новую любовь. Ее 39-летнего избранника звали Георгий Епифанов, в свое время он окончил операторский факультет ВГИКа. В Клавдию Ивановну он влюбился еще до войны, когда случайно купил ее первую пластинку. А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял, что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно долгих 16 лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.

Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на 12,5 лет, она родилась 24 марта 1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно оберегать и защищать.

Вместе они прожили 8 лет, вплоть до самой смерти К.И.Шульженко. Именно Епифанов помог Шульженко выбраться из коммуналки, и остаток жизни она прожила в кооперативной квартире неподалеку от метро "Аэропорт", купленной с его помощью. Расставшись, они продолжали перезваниваться. Епифанов сопровождал ее в Кремль, когда ей вручали звание народной артистки СССР в 1971 году и орден Ленина в 1976-м.

Умер Георгий Кузьмич 24 марта 1997 г. в очередной день рождения Шульженко, пережив её на двенадцать с половиной лет, и, так же как и она в возрасте 78 лет.

Экономить не умела…

Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в частности, где известная певица на отдыхе или дома.

В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» вышли её мемуары «Когда вы спросите меня…» (литературная запись Глеба Скороходова).

Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоит рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда–то ей в преферанс. Среди личных вещей - концертное платье от Вячеслава Зайцева, который тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным. В записной книжке – телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба.

На Новодевичьем кладбище у памятника К.И. Шульженко всегда лежит синий платочек.

Фильмография

1983 Вас приглашает Клавдия Шульженко

1975 Военные сороковые (фильм–концерт)