Марианна Вертинская

Реклама

На нее оглядывалось все мужское население Москвы, а женщины мечтали быть на нее похожими. Судьба подарила ей потрясающих родителей и наградила фантастической внешностью, непредсказуемым характером и магической силой притягивать к себе людей.

Марианна Александровна Вертинская родилась 28 июля 1943 года в Шанхае (Китай) в семье знаменитого певца-шансонье Александра Николаевича Вертинского, который в 1943 после долгих лет эмиграции вернулся на родину.  Мать, Лидия Владимировна, — художница, снималась в кино. Имя Марианна будущей актрисе дала мать, когда посмотрела голливудский фильм о Робин Гуде – так звали возлюбленную знаменитого разбойника.

Марианна Вертинская росла в атмосфере искусства. Семейные традиции, влюбленное отношение к актерской профессии, привитое с детства, прекрасная внешность - это и решило судьбу Марианны. "Конечно, мы с Настей мечтали о кино,   — вспоминает Марианна Вертинская, потому что у нас была актерская семья, к папе всегда приходило много друзей, в основном артисты, режиссеры. Мы обожали такую богему и подсознательно, разумеется, хотели тоже стать актрисами. А потом, когда отца не стало, его друзья за нами следили как за дочками Вертинского. Увидели, что выросли хорошенькие девочки, и стали приглашать сниматься в кино. "

 "Папа считал, что я похожа на его мать, которая умерла, когда ему было три года. У нее единственной в семье был вздернутый нос. Отец считал, что я пошла в этот дворянский род Скалацких, родственный Гоголям-Яновским. Папа даже чем-то был внешне похож на писателя Гоголя. Грузинскую кровь по линии моей мамы я чувствую меньше, но грузинскую еду готовлю хорошо."

Заканчивая школу в 1960 году, она уже снималась в фильме А. Эфроса "Високосный год",  где она сыграла дочь непорядочно и подозрительно богатого советского чиновника, в конце арестованного.

"Високосный год"(1961)

Почти одновременно снялась в фильме "Укрощение строптивой"

"Укрощение строптивой"(1961)

А в последний съемочный день "Високосного года" ее пригласил в свою картину "Мне двадцать лет" Марлен Хуциев. Режиссеру Марлену Хуциеву потребовалось лицо не социальной героини, не спортсменки-комсомолки, а просто красавицы, глядя на которую хотелось любить, мучиться, сходить с ума и все-таки надеяться на самое лучшее.

"Мне двадцать лет"

"Мне двадцать лет"

Только через два года после получения аттестата зрелости удалось "улучшить время" и закрепить уже свершившийся выбор поступлением в Театральное училище имени Б. Щукина при Вахтанговском театре. Но уч:) не прервала уже ставшей привычной жизни на съемочной площадке. Работа над фильмом "Мне двадцать лет", известным также под названием "Застава Ильича" непредвиденно затянулась (фильм вышел на экраны в 1965 году).

Сама Марианна не раз говорила о том, что эта картина стала знаковой в ее судьбе. Не только потому, что принесла ей известность, но и потому что на съемках Маша, как называли ее друзья, познакомилась с огромным количеством интереснейших людей. Одним из них был Андрей Кончаловский. Марианна влюбилась. Впервые. И очень серьезно.

С А. Кончаловским и Г.Шпаликовым

Их отношения с Кончаловским обсуждала вся киношная тусовка. Друзья гадали: войдет ли Марианна в известную московскую семью, породнятся ли два великих клана — Михалковых и Вертинских? Однако после полутора лет близкого знакомства их отношения так и не привели к всеми ожидаемой женитьбе. Касаясь этого романа, Андрей Михалков-Кончаловский в книге «Низкие истины» пишет: «У Марьяны были синие глаза, вздернутый нос и рыжие волосы. Когда она сидела на подоконнике, казалось, что перед тобой картина Магритта: глаза сливаются с окружающим небом. Лицо, а за ним сквозь дыры глаз небо просвечивает… Марьяна курила, что мне не нравилось, вела неспортивный образ жизни, что мне тоже не нравилось, была очаровательна, что мне очень нравилось. Она была вся такая легкая, непредсказуемая, небесная. Уже надвигался на меня поезд, называемый «женитьба». Уже стали об этом поговаривать. В моих же планах этого не было. Помню, я вел машину, не мне принадлежавшую: жена одного профессора взяла ее у своего мужа, еще ехали Марьяна и мой приятель. - А почему бы вам, друзья, не жениться? - сказала жена профессора. От смущения я повернул руль - повернул очень неаккуратно, кто-то в меня врезался. Так окончился этот роман…»

Впрочем, сама Марианна Вертинская в одном из своих интервью рассказала что сама ушла от Кончаловского к Андрею Тарковскому.

Спектакль "Принцесса Турандот"

Спектакль "Лето в Ноане"

"Город мастеров"(1965)

"Город мастеров"(1965)

"Его звали Роберт" (1967)

"Его звали Роберт"(1967)

Фотопроба на роль Нины в фильме "Кавказская пленница"

ММКФ. 1967 год

Марианна входила в кино, имея достаточно громкое имя. Она была Вертинская, и это привлекало к ней особый интерес и симпатии. К тому же очень скоро появилась на экране ее младшая сестра - Настя, сразу же завоевавшая шумную популярность. Сестры-актрисы, сестры-красавицы, Удивительная артистическая семья - это было главным поводом и главной темой очерков, репортажей, интервью. Возможно, Марианна Вертинская, не снискала такой популярности, как Анастасия, но и творчество Марианны, безусловно, отмечено высоким мастерством, глубиной проникновения в образ.

В отношениях сестер - Анастасии и Марианны - никогда не было ни зависти, ни ревности. "Мы радовались успехам друг друга и огорчались, когда случались неудачи. Я предпочитала играть современных героинь, Настя - героинь прошлого."

Сразу после разрыва с Михалковым-Кончаловским в ее жизнь вошел Андрей Арсеньевич Тарковский. В те годы он был женат на актрисе Ирме Рауш, однако их брак нельзя было назвать стабильным - они то сходились, то расходились. В одно из этих расставаний Тарковский и увлекся Марианной, которая была целиком в его вкусе - он любил светлоглазых блондинок с веснушками. Весной 1965 года, приступая к работе над «Андреем Рублевым», Тарковский собирался снимать и Марианну - в роли Дурочки. Однако та отказалась. И Тарковский отдал роль своей жене.

"Денискины рассказы"(1970)

"Семь невест ефрейтора Збруева"(1970)

После Тарковского в жизни Марианны Вертинской было еще несколько мужчин: два года она жила с оператором Александром Княжинским, затем год с художником Львом Збарским. Наконец в 1967 году она вышла замуж за молодого архитектора Илью Былинкина, с которым прожила шесть лет. В этом браке на свет родилась дочь Александра.

Марианна Вертинская в начале 70-х развелась с Былинкиным и ушла к оператору Григорию Рербергу. Разменяв прежнюю квартиру, она теперь поселилась в двухкомнатной на улице Чехова. Однако и этот союз оказался недолговечным - он продлился всего лишь два года. Причем разрыв был тяжелым. После этого в жизнь Марианны вошел ее бывший однокурсник по «Щуке» популярный актер Борис Хмельницкий. Он давно был тайно влюблен в нее и все ждал, когда же она станет свободна. И дождался. Несмотря на то, что Рерберг не хотел отпускать Марианну от себя, даже грозился в случае ее ухода покончить жизнь самоубийством, Вертинская ушла к Хмельницкому. Они переехали в новую квартиру на Нижней Масловке, и в 1978 году у них родилась дочь Даша. Что касается Рерберга, то он вскоре пришел в себя и женился на бывшей супруге режиссера Владимира Басова Валентине Титовой.

С Борисом Хмельницким и дочерьми

"Капитан Немо"(1975)

"Капитан Немо "(1975)

"Смерть под парусом"(1976)

Между тем стать по-настоящему счастливой Марианне Вертинской не удалось и в этом браке - через два года он распался. Причем виновата была в этом сама Марианна, которая внезапно увлеклась приятелем Хмельницкого переводчиком Андреем Эльдаровым. И хотя с ним у нее настоящего союза так и не получилось, однако брак с отцом ее второго ребенка распался. При этом Дашу решено было оставить с отцом.

Марианна Вертинская вспоминает: «Я попробовала одна двоих воспитывать, но не смогла. У меня была большая нагрузка в театре, на телевидении. Я просто не справлялась с грудным ребенком и девятилетней девочкой, которая училась в школе. Вот мы и решили, что младшей дочери лучше остаться с бабушкой. Так и пошло. Бабушка умерла, когда Даше было 13 лет, но она уже привыкла жить с папой. Сейчас на Даше весь дом, она готовит, гладит папе рубашки…»

"Диалог с продолжением"(1980)

Спектакль "Будьте здоровы" 1986 год.

"Одинокая женщина желает познакомиться" (1986)

"Гражданский иск"(1988)

В 80-е годы Марианна Вертинская решила попытать счастья в очередном замужестве - теперь ее избранником стал югославский бизнесмен Зоран Казимирович, младше ее на десять лет. Однако и этот брак оказался непрочным. Зоран работал в Чехословакии и хотел, чтобы рядом с ним находилась его жена. Но у той была своя работа, которую она не захотела бросать. Так они и жили, урывками видя друг друга, в течение 13 лет. Затем расстались.

Марианна Вертинская рассказывает: «Я была влюблена во всех своих мужей. И это каждый раз было красивое и сильное чувство к человеку, с которым жила, от которого рожала. Но теперь я считаю, что три раза быть замужем, этого вполне достаточно. У меня пресыщение наступило. Думаю, хватит уже. В чем-то я была - хорошей, в чем-то очень легкомысленной. Влюблялась в другого и - уходила. В этом смысле, наверное, была не права…

С Борисом Хмельницким

Но я со всеми своими мужьями в очень хороших отношениях. Мы дружим. Если Илья идет по Арбату - звонит: «Ты дома? Я заскочу». Посидим, поболтаем. Боря часто заходит. Я вообще считаю, если есть дети, то дурные отношения и ревность - это бред, глупость женская…»

С матерью

С дочерью Александрой

Лидия, Марианна и Анастасия Вертинские на церемонии открытия мемориальной доски Александру Вертинскому. Декабрь, 2009.