Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева: Идеальных пар не бывает!

Сергей Федорович Бондарчук – фигура масштабная. Выдающийся советский актер и режиссер, лучший автор батальных сцен в кинематографе, народный артист СССР, лауреат множества премий, даже «Оскара». В 2007 году в Ейске ему поставили бронзовый памятник. Но чем масштабнее «звезда», тем больше тайн хранит его биография. Сергея Бондарчука и его вторую жену актрису Ирину Скобцеву называли идеальной парой. Но так ли уж они были идеальны?

Война и мир в идеальной семье

«Война и мир», экранизация одноименного романа Л. Н. толстого, - главная работа в жизни Сергея Бондарчука. Он снимал этот фильм в течение шести лет, применил новаторские приемы в съемке батальных сцен, потратил самый крупный в советском кинематографе бюджет – 500 млн. долларов (и ведь дали!), фильм стал лидером проката – в 1966 году он собрал 58 млн. зрителей! А в 1969 году «Война и мир» получила «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Вот она, слава! Однако во время съемок фильма произошло событие, перевернувшее семейную, казалось бы, счастливую, жизнь режиссера. На съемочной площадке появился невысокий молодой человек в клетчатом пальто – Бондарчук его узнал, хотя не видел несколько лет. Юноша как неприкаянный слонялся по площадке в течение нескольких минут, потом исчез – также тихо, как и появился. Но этого было достаточно, чтобы свести на нет съемочный день. По площадке пополз слух: это Алексей Бондарчук, сын Сергея Федоровича от первого брака, которого он тщательно ото всех скрывал. У супруги режиссера, Ирины Скобцевой, исполнявшей роль Элен, случилась истерика. Прошлое его мужа уже не поддавалось контролю – оно вырвалось из цепей и преследовало ее. Как преследовало всю жизнь, как бы она не старалась. Красавица актриса и гениальный режиссер – идеальная пара советского кино. И дети у них, дочь Алена и сын Федор, тоже идеальные. Она строила свой мир сама, была всегда рядом с гениальным мужем: успевала и домашний уют обеспечить, и на съемочной площадке помогать. Оберегала его, как могла, но слишком много было у Сергея «скелетов в шкафу». И речь шла не только о первом браке с известной советской актрисой Инной Макаровой, который был разбит с ее, Ирины, участием. Оказалось, Ирина была не второй (как официально считалось), а третьей женой Сергея. У режиссера Бондарчука был и другой брак, о котором он предпочитал не вспоминать.

Старший сын

В 18 лет Сергей Бондарчук поступил в Ростовское театральное училище. Там же, в Ростове-на-Дону, он познакомился с однокурсницей Евгенией Белоусовой. Сергей талантливый, видный парень – в девушках недостатка не испытывал. Но из всех выбрал тихую и скромную Евгению. Их роман прервал 1941 год – Бондарчук ушел на фронт. До 1942 года служил актером в Театре Красной армии в Грозном, а в 1946 году после победы в конкурсе солдатской самодеятельности его демобилизовали. Все это время он писал Евгении длинные письма, а когда вернулся, понял: былых чувств к Жене уже не испытывает. Бондарчук уехал в Москву и прямо в сапогах и солдатской шинели явился во ВГИК, куда его сразу приняли. А Женя узнала, что беременна. Наверное, она ждала, что, узнав о сыне, Сергей вернется, но этого не случилось. И тогда Евгения просто взяла билет до Москвы и привезла двухлетнего Алешу в театр к его отцу, уже женатому на Инне Макаровой. Там и оставила. Когда Инна пришла домой со спектакля, обнаружила там белого, как простыня, мужа с двухгодовалым малышом на руках. Алешу Макарова приняла как сына, за прошлые грехи Бондарчука, в отличие от Ирины Скобцевой, не винила. Даже согласилась на фиктивный развод, чтобы Бондарчук смог усыновить Алексея. Ну какая жена на такое согласится? Этот сложный процесс длился несколько лет. Евгения шантажировала Бондарчука, не давала развод. Инна не выдержала, устала. Они с Сергеем снова поженились, у них родилась дочь Наташа, но семью было не спасти. У Бондарчука завязался служебный роман с актрисой Скобцевой. Инна Макарова, как только узнала, попросила Бондарчука уйти, отняла ключи от квартиры. И он переехал к Ирине.

Много раз, уже будучи женатым на Скобцевой, Бондарчук приходил к дверям своей прежней жены. Наверное, если бы его позвали, он бы вернулся. Но его не звали. Инна продолжала его любить, но прекрасно понимала, что не сможет стать для Бондарчука женщиной-нянькой, в которой он так нуждался. Зато она с любовью заботилась о его сыне Алексее, который часто навещал Инну и Наташу. Именно она послала Алексея на съемочную площадку «Войны и мира» - хотела напомнить Сергею о сыне. Не вышло. А потом Инна вышла замуж и перестала думать о своем первом муже.

Не мешать и не расставаться

Говорят, за свою любовь нужно бороться. И Ирина Скобцева боролась. Провожала и встречала любимого из командировок, забрасывала письмами, даже, говорят, не побрезговала анонимными звонками его законной жене. Свое право быть рядом с Сергеем Ирина буквально вырвала у Судьбы. Она видела в Бондарчуке не только красивого мужчину, она смогла разглядеть в нем гениального режиссера. И в отличие от Инны Макаровой, не желавшей жертвовать своей карьерой, понимала, что творческим людям нужен надежный тыл - крепкая семья. И она стала для Бондарчука таким тылом. Варила ему обеды, таскала завернутые в полотенце кастрюльки на съемочную площадку, дома прибиралась так, чтобы разбросанные бумажки с черновиками сценариев не потерялись и не сдвинулись с места, ходила на цыпочках, когда Сергей возвращался с работы, ложился на диван и включал тихую музыку, отказывалась от гастролей, если он работал в Москве. Не мешать и не расставаться – эти два кредо определяли семейную жизнь Бондарчука и Скобцевой. Она была его музой, вместе они сыграли много разных, но непременно ярких запоминающихся пар, таких как Отелло и Дездемона, Пьер Безухов и Элен. Из просто красивой актрисы Бондарчук превратил Скобцеву в актрису характерную.

Она его боготворила и ревновала, ревновала. Не хотела делить Сергея с его прошлым – делала все возможное, чтобы не дать встречаться с дочерью Натальей, которая росла без отца. А уж когда объявился его старший сын Алексей, Ирина устроила скандал. И добилась своего. В третий раз Алексей увидел отца только когда пришел к нему на похороны… Не придти не мог, ведь страна хоронила не только его отца, она расставалась с Маэстро.

Сергей Бондарчук был фигурой не советской и даже не российской, а мировой. И дело не в международных премиях и связях. Он мыслил глобальными категориями: мир, Вселенная, поколения. Его последней задумкой была «Божественная комедия» - глобальное произведение, которое должны создавать режиссеры нескольких стран вместе. Но не успел. Как не успел доснимать «Тихий Дон» - эту работу отца продолжил Федор Бондарчук. Сергея Бондарчука не стало в 74 года. Страшный диагноз – рак желудка – ему поставили уже давно. Но Сергей Федорович все отмахивался от операции: некогда – съемки…

Ирина Скобцева-Бондарчук сегодня, несмотря на свои 83 года, остается востребованной актрисой. На ее счету более 60 разнохарактерных ролей, но она продолжает пополнять этот список. Ирина Константиновна играет в театре, снимается в фильмах своего сына, Федора Бондарчука. И все чаще и чаще находит в Федоре черты его гениального отца – фигура, лоб, интонации, упрямый характер. Судьба приготовила для нее немало испытаний на прочность. После смерти любимого мужа ее ждала еще одна невосполнимая утрата: год назад ушла из жизни ее дочь Алена, актриса театра и кино, которой было всего 47 лет. Ирина Константиновна признается, что живет только памятью о муже. Встает каждое утром с мыслью о нем, перебирает его рисунки, сценарии, записки. Все сложилось так, как сложилось. Прошлого не вернешь, ошибки не исправишь. Пусть пара Скобцева-Бондарчук не была идеальной в жизни, зато благодаря исполненным ими ролям они навсегда останутся яркой и красивой парой в советском и российском кинематографе.

(с) Татьяна Сухотерина, для журнала "Дарья", октябрь 2010 г.

Возможно, вам будет интересно также прочитать: