Вячеслав Шалевич. Любовь немолодого человека, 2014 - Документальное кино - Первый канал

Известному актеру Вячеславу Шалевичу 27 мая этого года исполняется 80 лет. Свой юбилей он празднует на сцене родного театра Вахтангова, которому служит всю свою жизнь. Истинный вахтанговец!

Производство: ЗАО "Телекомпания "Останкино". 2014

Продюсер: Валентина Пиманова

Автор: Валентина Пиманова

В его послужном списке не только блистательные роли в театре, но и более 80 ролей в кино. "Хоккеисты", "Три тополя на Плющихе", "Семнадцать мгновений весны" и многие другие. Вячеслав Шалевич из породы особо обаятельных мужчин. Признанный красавец, галантный кавалер, обладатель потрясающего баритона. Таким его знают зрители, и таким его любят женщины. А он отвечает им взаимностью, умея прощать и любить, говорит он о себе. И это правда. В жизни Вячеслава Шалевича всегда рядом театр, кино и большая любовь.

Все мы родом из детства. Жизнь Вячеслава Шалевича сложилась так, как сложилась, не случайно. Мама Вячеслава Елена Ивановна была женщиной властной и суровой. Узнав о том, что муж женился на ней без любви, в отместку женщине, отказавшей ему во взаимности, гордая Елена Ивановна всe бросила и уехала из Минска из роскошных генеральских условий в тесную густонаселенную московскую коммуналку, где в двух комнатах жила семья ее старшей сестры. Принципиальную женщину не испугало даже то, что она была на восьмом месяце беременности. Вот так мама Шалевича распорядилась не только своей судьбой, но и судьбой сына.

Вячеслав рос без отца и знал о нем только то, что тот погиб на Финской войне. Однажды, устав от проделок непослушного ребенка, мать даже инсценировала отправку в колонию – собрала вещи и отвезла сына на вокзал.

"Я ехал и думал: "Ну ладно, я в детдоме жил, приспособлюсь как-нибудь, - вспоминает Вячеслав Шалевич, как мама за проступок повезла его с вещами на вокзал. - На вокзале мама купила мне мороженое и спросила: "Не будешь больше?" Я сказал: "Не буду". И она привезла меня домой".

В детском доме Вячеслав к тому времени уже успел побывать. Он очутился там еще в 1941 году, когда многих детей эвакуировали из Москвы. Тема войны для Шалевича, как и для многих людей его поколения, настолько болезненна, что в течение всей своей жизни в каждом своем интервью без слез он говорить об этом не мог. За три года, проведенных в разлуке с мамой, мальчику пришлось быстро повзрослеть. Познать материнскую любовь в этот ранний период Славе просто не довелось. Эту любовь он искал в течение всей жизни.

После школы Шалевич с первого раза поступил в Щукинское училище, чем немало удивил свою семью. Слава слыл хулиганистым арбатским мальчишкой, который прогуливал школу и доставлял массу хлопот учителям. Никто не мог представить, что он пойдет в артисты, тем более что и время было не самое подходящее, послевоенное.

Первый роман случился у него еще в школе, классе в седьмом. Веселый арбатский шалопай по прозвищу Шалява влюбился в прилежную школьницу Леночку Каневскую. Тогда к девочкам Вячеслав, как и многие мальчишки, относился с особым трепетом. Они казались чем-то загадочным, неизведанным, чуть ли не прибывшим из других миров. Ведь юноши и девушки в те времена учились в разных школах.

Трепетное отношение к девушкам сохранилось у Шалевича на всю жизнь. Воспитанный на принципе "встречаешься с девушкой – женись", Вячеслав женился уже на первом курсе, на той самой Леночке Каневской, с которой дружил с седьмого класса. Но брак просуществовал всего 15 дней. Вскоре после развода студент Щукинского училища встретил Наталью Упеник. Вячеслав влюбился в нее с первого взгляда. Наташа ответила Славе взаимностью, они поженились, и в 1959 году у супругов родился сын Владимир.

Вот так достаточно рано Шалевич стал отцом семейства. И, между прочим, в это же время, будучи студентом театрального училища, он даже успел сняться в кино, где сыграл свою первую роль в фильме "Капитанская дочка" режиссера Владимира Каплуновского. Партнером Шалевича по фильму стал тогда уже популярный актер Олег Стриженов. Он сыграл главную роль Гринева. Внешнее сходство между Шалевичем и Стриженовым едва не стоило Вячеславу роли. Режиссер засомневался, ведь Швабрин и Гринев – антиподы. Но затем порешили, что сходство даже неплохо – будет ярче заметна разница характеров. И хотя в те годы работа в кино для студентов театральных вузов запрещалась, на успеваемости студента Шалевича съемки никак не сказались.

По окончании училища Шалевич был принят в труппу Театра им. Е. Вахтангова. Попасть в театр Вахтангова было крайне сложно, но еще труднее было в нем удержаться. Из пяти выпускников, принятых в труппу, закрепиться удалось только Шалевичу. В театре его ценили. Творческим соперником Шалевича был Василий Лановой. Актеры и ровесники, они получали одинаковые роли, иногда даже вдвоем репетировали один спектакль. В театре про них говорили "наши Козловский и Лемешев". "Потом, когда нас назначили обоих на [роль] Калафа, я уже ушел из этого соревнования, отдал всe ему", - говорит Вячеслав Шалевич. С этого момента творческие дороги соперников разошлись. Василию Семеновичу чаще стали доставаться герои романтические, возвышенные, а Вячеславу Анатольевичу - социальные, земные.

Не секрет, что актерская профессия требует полного отречения от того, что называется обычной жизнью. Шалевич не исключение. Брак с Натальей Упеник продлился недолго по причине для актеров вполне обычной. Карьера Вячеслава складывалась удачно, а Наташе везло меньше – она хотела быть актрисой, а не только сидеть дома с ребенком. Профессиональная ревность взяла верх, начались скандалы, и брак распался.

Шалевича захлестнула творческая жизнь. В 1964 году его пригласили на съемки фильма, который стал знаковым для него как в профессии, так и в личной жизни. Художественным руководителем фильма "Хоккеисты" был известный актер и режиссер Владимир Басов. Шалевич признавался, что именно ему он обязан успехом в этом фильме. Они подружились, и мог ли думать Шалевич, что именно Басов встанет на его пути в одной из самых ярких страниц его личной жизни?

В тот период Шалевич увлекся актрисой Валентиной Титовой. Она жила в Ленинграде, он – в Москве. Едва ли не каждый вечер после спектакля он садился в ленинградский поезд, чтобы утром преподнести возлюбленной розу. И улетал назад, в Москву, где репетировал и снова играл спектакли. Однажды опоздал на спектакль, и только добрая воля художественного руководителя театра Вахтангова, который взял актера на поруки, избавила Шалевича от увольнения. Рубен Николаевич Симонов тогда сказал молодому влюбленному: "Ты мужчина, возьми себя в руки. Когда любовь закончится, с тобой останется твоя профессия". Неизвестно, закончилась ли любовь, но роман окончился совершенно неожиданным образом.

Владимир Басов начал снимать фильм по повести Пушкина "Метель" и искал актрису. "Я сказал, что в Ленинграде живет Титова, - вспоминает Вячеслав Шалевич. - Он ее пригласил и с ходу предложил ей жениться. Как потом она мне рассказывала, она сказала: "Я еще люблю Шалевича". Он сказал: "Ну, есть чувства, а есть выгода"". История любовных отношений принадлежит только двоим, и никто не вправе вторгаться. Так или иначе, Титова сделала свой выбор, и, наверное, в этом не последнюю роль сыграли талант и огромное человеческое обаяние Владимира Басова.

"Я очень переживал, - описывает Вячеслав Шалевич расставание с Валентиной Титовой. - Но это история, которую я не очень люблю вспоминать, потому что она не столько криминальна, сколько драматична".

Фильм "Хоккеисты" принес Шалевичу невероятную популярность. Его герой, мужественный сдержанный Дуганов, борется за справедливость в своей команде. Образ хоккеиста высокого класса был сыгран актером вполне достоверно. Ради этой роли он выучился кататься на хоккейных коньках, мог несколько минут простоять на льду, не опираясь на клюшку, и даже проехать от бортика к бортику. Правда, это умение использовалось только для крупных планов. В игровых же моментах Вячеслава дублировал великий хоккеист Старшинов.

После выхода фильма "Хоккеисты" у Вячеслава Шалевича появилось огромное количество поклонниц. Его забрасывали письмами, признавались в любви, узнавали везде, где бы он ни появлялся. Однажды, зайдя в кафе на Арбате, Шалевич встретил свою любовь. Девушку звали Галина. Именно она на долгие годы стала добрым гением Шалевича. Она залечила его душевные раны и даже умудрилась помирить актера с бывшей женой Наташей и подружилась с их сыном Володей. А когда у Володи родилась дочка Леночка, Галина стала ее крестной. Это был поистине счастливый период в жизни Шалевича. Он вновь стал отцом, любил и был любим женой Галиной, с которой вместе переживал и радости, и трудные моменты. Всe как в любой хорошей семье.

В 1967 году на экраны страны вышел фильм "Три тополя на Плющихе". Режиссер Лиознова на роль Григория, мужа главной героини, человека жадного и жесткого, пригласила Шалевича. Актер не сразу понял, насколько важной окажется для него эта роль. Он даже хотел отказаться от нее. На счету Шалевича к этому моменту было уже несколько, как ему казалось, похожих работ в кино. Но Лиознова не ошиблась.

"Она сказала: "Слава, я смотрела все ваши спектакли и все ваши кино. Такой роли вы еще не играли", - описывает Вячеслав Шалевич разговор с Татьяной Лиозновой, предлагавшей ему роль в фильме "Три тополя на Плющихе". – И я задумался: может, она что-то знает?"

Режиссер понимала, что таланту Шалевича были подвластны практически любые характеры и человеческие судьбы. А сам Шалевич потом говорил: "Если бы она предложила мне роль немого человека, какого-то часового у ворот, я бы согласился". Ведь Татьяна Михайловна любой эпизод снимала так, будто бы от него зависит успех всей картины. Они еще раз встретились на съемочной площадке уже в фильме "Семнадцать мгновений весны". Но та первая встреча принесла 33-летнему Шалевичу всенародную известность. Конечно, образ Григория весьма специфичен. Но чем многограннее актер, тем достовернее его роли. Шалевичу подвластно всe. Фильм "Виринея" режиссера Владимира Фетина тому подтверждение.

В картине "Красная площадь" Вячеслав Шалевич сыграл белого офицера, начдива Кутасова. Невероятно, но судьба этого героя удивительным образом перекликается с судьбой Анатолия Шалевича, отца Вячеслава. Тот тоже служил офицером царской армии и потом перешел в Красную. Однажды на гастролях в Бийске произошло то, что мог написать сценарист под названием жизнь.

"Ко мне подбежала администратор гостиницы и говорит: "Вас отец ищет", - вспоминает Вячеслав Шалевич. - Я говорю: "Какой отец? Нету у меня". - "Вон тот, что ушел". Я выскочил на улицу, догнал человека в шляпе и спросил: "Вы кто?" Он сказал: "Я Шалевич Анатолий Иванович".

Вячеслав всю жизнь думал, что отец погиб еще в Финскую войну. Оказалось, что Анатолия Ивановича репрессировали как бывшего белого офицера. И то, что он перешел на сторону Красной Армии и дослужился до генерала НКВД, его не спасло. Выйдя на волю, он остался жить в тех же местах, где отбывал срок, работал начальником таксопарка.

Вячеслав привез матери фотографию, подаренную отцом. Она долго всматривалась в когда-то любимое лицо. И тяжело вздохнула: "Скоро была бы золотая свадьба". Потом Анатолий Иванович заезжал в Москву, встретился еще раз с сыном, навестил бывшую жену и уехал. На этот раз навсегда.

Шалевич – великий труженик, это знают все. Без работы он себя не мыслит. В конце семидесятых он окончил высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, поставил как режиссер не один спектакль. После перестройки в том же ГИТИСе начал преподавать. В числе его учеников ныне популярные Валерий Гаркалин и Клара Новикова. С антрепризными спектаклями он исколесил всю Россию и был в Европе. Голос Шалевича известен всей стране.

К концу девяностых для Вячеслава Шалевича началась череда больших испытаний. Тяжело заболела Галина. В феврале 1997 года внезапно умер сын Владимир, а через несколько месяцев ушла из жизни Галина. Пережить подобное не хватало сил. Какое-то время актер начал пить, и довольно сильно. Ему казалось, что жизнь окончена. Трагедия не могла не сказаться на младшем сыне. Иван переживал смерть матери, но по-своему. Бросил учебу, сутками пропадал в компаниях, пристрастился к наркотикам. Сейчас Ивану 37 лет, с отцом они общаются редко.

На сегодняшний день, не считая некоторых разногласий с сыном Ваней, вся большая семья Шалевичей живет в ладу и уважении друг к другу. Несколько лет назад семья переехала в уютный деревянный дом. Вячеслав Анатольевич не очень хорошо себя чувствовал, а здесь и спокойнее, и дышится легко. Настоящая хранительница очага – жена Вячеслава Шалевича Татьяна, хрупкая и изящная женщина, всеми и всем в этом доме руководит, включая самого хозяина.

"Я всегда делю себя между детьми, мужем и работой, чтобы всем досталось поровну", - говорит Татьяна Шалевич.

16 лет назад об этом, мягко говоря, неравном браке много говорили, ведь Татьяна моложе Вячеслава на целых 35 лет. Их отношения долгое время вызывали пересуды. Ее пытались обвинить в меркантильности, а его - в безрассудстве. А они просто любили и понимали друг друга. "Это, наверное, судьба, случай, - говорит Татьяна Шалевич. - Мы не разрушали никакие отношения. Вячеслав Анатольевич овдовел за несколько лет до этого. У меня была я и дети маленькие еще совсем. И как-то мы так познакомились, стали общаться".

"Сейчас я даже представить себе не могу, как бы я был без нее в связи с потускневшим здоровьем", - признается Вячеслав Шалевич.

Вот так, казалось бы, легко сам Шалевич говорит о моменте в своей жизни, который, на самом деле, без преувеличения разделил его жизнь на до и после. Случилось так, что на сцене родного Вахтанговского театра он случайно оступился и упал. В тот момент казалось, что опасности нет. Но спустя время стало понятно, что это не просто травма. Положение ухудшалось, и на сегодняшний день Вячеслав Анатольевич без посторонней помощи передвигаться не может. Но, несмотря на то что тяжело, он приезжает в театр и выходит на сцену. Татьяна, понимая, что сцена – это единственное лекарство, которое ему необходимо сейчас, помогает как может.

Сделать Татьяне Виноградовой предложение Вячеслав Анатольевич решился благодаря ее дочке. Поначалу известие о том, что у Татьяны двое детей, сын Олег и дочь Лиза, Шалевича ошеломило. Но при первой встрече с очаровательной маленькой Лизой Вячеслав Анатольевич не устоял. Летом 2001 года у Вячеслава Анатольевича родилась дочь Аня. Эта новость шокировала многих, особенно коллег по театру, ведь Шалевичу на тот момент было уже 68 лет. Но все увидели, как расцвел Вячеслав с появлением дочки.

Судьба Вячеслава Шалевича совершенно невозможна без театра. В спектакле "Пристань" он играет роль Галилея. Перед каждым спектаклем Вячеслав Шалевич проходится по тексту вместе с суфлером – страховка профессионала. Суфлер – его родная внучка Елена. Расставшись с женой Натальей, Шалевич пытался поддерживать отношения с сыном. И хотя они не всегда были ровными, это не отразилось на теплых чувствах к внучке. Когда в 16 лет, окончив школу, Лена обратилась к дедушке с просьбой помочь ей устроиться на работу в театр, вопрос был решен. Елена, как и Вячеслав Анатольевич, предана театру и имеет на сегодняшний день очень редкую профессию суфлера. Утверждает, что деду ее подсказки не нужны.

Семья, которую Шалевич обрел 16 лет назад, и сегодня является настоящей пристанью, без которой его жизнь невозможна. "Пристань" в театре и пристань любимого дома. Так и живет это удивительное семейство.