13.02.1915, Тобольск (по другим источникам - Мензелинск, Татарстан) – 25.07.2007, Москва

Народная артистка СССР (1974)

Лауреат Государственной премии СССР (1951, за роль в фильме «У них есть Родина»).

Кавалер Ордена Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени, Ордена «Знак Почёта», Ордена «За заслуги перед Отечеством» 3 степени (2000), Ордена Дружбы (2005)

Лауреат Премии «Киношок» в номинации «Специальная премия оргкомитета» (1995)

Лауреат Премии МКФ «Восток-Запад» в номинации «За выдающийся вклад в развитие киноискусства» (2000)

Детство и юность

Лидия Смирнова родилась 13 февраля 1915 года в семье царского офицера и земской учительницы. Ее детство пришлось на лихие для нашей страны годы – революцию и Гражданскую войну. Девочка рано потеряла своих родителей. Ей было всего четыре года, когда по трагической случайности погиб 9-месячный братик Лиды: он упал головой на каменный пол и разбился насмерть. Мама не смогла пережить этой гибели, сошла с ума и вскоре умерла в психиатрической лечебнице. Чуть позже погиб на фронте отец, воевавший в Гражданской войне на стороне Колчака. И быть бы ей очередной сиротой, пополнившей огромные ряды беспризорников, если бы не старший брат отца, который взял девочку в свою семью.

Дядя Лиды работал бухгалтером, а тетя вела хозяйство и воспитывала помимо племянницы еще двоих своих детей. Чтобы как то облегчить жизнь семья перебралась в Москву, но и там было очень тяжело. Вполне естественно, что происхождение Лиды приемные родители скрыли от окружающих. Даже сама девочка долгое время не знала, что она им не родная.

Школьные годы Лидии Смирновой были типичными для того времени: голодная юность, комсомольский задор. Училась она неважно, да и примерным поведением не отличалась (однажды даже встал вопрос о ее отчислении из школы), но при этом была активной комсомолкой, старостой, и председателем спортивной организации. Окружающие прочили девушке успешную карьеру спортсменки, но она после окончания семи классов поступила в промышленно-экономический техникум.

Взрослая жизнь. Брак

По окончании техникума, Лидия Смирнова устроилась работать лаборанткой в Главное управление авиационной промышленности, продолжив обучение на вечернем отделении МАИ. В 1932 году она из-за очередной ссоры ушла из семьи дяди. На работе девушке пошли навстречу, выделив маленькую комнатку в доме в Троицком переулке. Так для Лидии началась самостоятельная взрослая жизнь.

В том же году Лидия Смирнова встретила свою любовь. На лыжной прогулке она познакомилась с молодым, красивым парнем, 27-летним журналистом Сергеем Добрушиным, а уже через месяц они сыграли свадьбу…

Первые шаги в кино и на сцене

Так случилось, что заместитель начальника Главного управления авиационной промышленности, где работала Лидия Смирнова, был заядлым театралом. Он некоторое время ухаживал за своей подчиненной и приобщил ее к сцене. Девушка настолько увлеклась, что в середине 30-х годов неожиданно для всех ушла со второго курса МАИ и подала документы сразу в три театральных вуза: во ВГИК, в Вахтанговское училище и Школу-студию Камерного театра. Еще более неожиданным стало то, что Смирнову приняли везде. Ей оставалось только выбрать, где учиться. Выбрала она школу при Камерном театре, поскольку это учреждение было ближе всего к ее дому.

Будучи студенткой, Лидия Смирнова не раз приглашалась на пробы в кино. Однако утверждали на роли ее редко, да и те ее редкие работы не остались в памяти зрителей. А вот с учебой у нее было все прекрасно. Знаменитый Таиров, художественный руководитель Камерного театра, из всех студентов ее группы выделил лишь Смирнову и еще одну девушку, пригласив их в 1938 году в свою труппу.

Камерный театр в те годы был невероятно популярен в Москве. Лидия Смирнова успела сыграть роль в спектакле «Аристократы», но дальше ее театральная карьера не заладилась. Кинорежиссер Корш-Саблин пригласил молодую актрису на главную роль в картину «Моя любовь». Смирнова отправилась на съемки, а театр уехал с гастролями на Дальний Восток…

«Моя любовь»

Роль Шурочки в картине «Моя любовь», повествующая о заводской молодежи, дружбе и любви, перевернула жизнь Лидии Смирновой. Курносая и веселая Шурочка полюбилась миллионам зрителей. Сама актриса впоследствии признавалась, что это было самое счастливое для нее время: «Москва и Ленинград были увешаны моими портретами. Все пели песни из фильма, которые написал Исаак Дунаевский. Меня стали узнавать на улице, брать автографы, называть не Лидой, а Шурочкой. И письма писали как Шурочке».

Знаменитый актер Александр Ширвиндт рассказывал, как он, будучи школьником, вместо того чтобы ходить в школу, караулил звезду экрана на улице в надежде получить автограф: «Однажды я ее дождался. Она шла шикарная и улыбчивая, как всегда. Красавица, одним словом! Я к ней подошел: «Вот, Лидия Николаевна, у меня альбомчик…». Она спросила мое имя и написала «Шуре на память». Фотографию я храню до сих пор»

На съемках фильма «Моя любовь» между Лидией Смирновой и композитором Исааком Дунаевским вспыхнул роман, они начали тайно встречаться. Дунаевский был без ума от нее. А что же Смирнова? Позже она признавалась: «Что это было? Конечно, не любовь. Он был богат, умел красиво писать. Не столь красив, но прекрасен душой…»

Вскоре Лидия Смирнова уехала в Ялту на съемки фильма «Случай в вулкане», где играла роль радистки Наташи, и там закружила новый роман. Молодая и красивая, она чувствовала потребность в обожании, однако при этом никаких серьезных планов не строила. Дунаевский же продолжал забрасывать ее телеграммами, а на день рождения 13 февраля прислал ей корзину белой сирени (стоила она, между прочим, больше, чем актриса получала за роль в фильме). Когда же Дунаевский сделал ей предложение, Лидия Смирнова отказалась: «…я ответила «нет», потому что уже была замужем. Мы, кстати, жили очень бедно: ели 100 граммов сосисок на двоих и жарили картошку на постном масле. При этом я отдавала большую ее часть моему мужу…» После отказа любимой Дунаевский решительно с ней порвал. А спустя год, 13 февраля 1941 года, Лидии Смирновой вновь доставили корзину белой сирени.

Годы войны

Когда грянула Великая отечественная война, муж Лидии Смирновой Сергей Добрушин, не дожидаясь повестки, ушел ополченцем на фронт. Вскоре он погиб под Смоленском. Известие о его гибели застало актрисы в Алма-Ате, куда она была эвакуирована вместе с киностудией «Мосфильм».

В годы войны Смирнова продолжила сниматься в кино. В 1942 году вышла картина «Парень из нашего города», в которой она исполнила главную женскую роль Вари Лукониной-Бурминой. Партнером же актрисы по фильму был выдающийся актер Николай Крючков. Вот что писали о той работе критики: «Здесь впервые Смирновой достался хороший драматургический материал (сценарий писал Константин Симонов). И играла она очень тактично: весь героизм приходился на долю Сергея Луконина (Николай Крючков), а она просто его ждала. В финале Варя читает во фронтовом госпитале симоновское «Жди меня» и, видя раненого, но живого Луконина на носилках, неожиданно заканчивает хрестоматийное с тех пор стихотворение лирическим порывом необычайной силы: «Товарищи, это мой муж!». Вот такой бытовой пафос доходил до зрителя сильнее, чем возвышенные и назидательные сентенции. У Смирновой этот пафос получился подлинным».

Другой удачной работой Лидии Смирновой стала роль партизанки Феньки, попавшей в лапы фашистов, в картине режиссера Эрмлера «Она защищает Родину». Актриса вспоминала: «Снимали зимой в горах, делая вид, что это средняя полоса России. Меня раздели, натерли ноги спиртом так, что подошвы горели, и пустили босиком по снегу. Ощущение такое, что несколько часов ходила по иголкам. Правда, в фильм вошел дубль, где мои ноги обмотаны тряпками: такова актерская жизнь, а может. режиссерская безжалостность».

Оператором на этой картине работал Владимир Рапопорт, который и сумел покорить сердце Лидии Смирновой. Вскоре она вышла на него замуж. Впоследствии актриса признавалась: «Лучше Рапопорта меня никто не снимал. Он умел делать то, что сейчас уже вышло из моды: великолепные кинопортреты. » Всего же Лидия Смирнова снялась в четырех лентах, где Рапопорт работал оператором.

Надо заметить, что актеры, как и простые советские граждане, переносили все тяготы войны: и голод, и холод, и болезни. К концу войны эпидемия брюшного тифа «выкосила» более двухсот работников киностудии. Их судьбу могла разделить и Лидия Смирнова. Она заболела, когда начались съемки картины «Морской батальон» (в фильме актриса играла главную роль Вари Маркиной). Когда же Смирнова выздровела и выписалась из больницы, Рапопорт, ставший, по ее словам, для нее всем – «папой, мамой, целым миром», выхаживал любимую жену, помогал заново учиться ходить, вывозил в горы…

Послевоенные годы

Кинокарьера Лидии Смирновой успешно продолжалась и в послевоенные годы, известные как период малокартинья. Актриса снималась редко, но удачно. В 1947 году вышла комедия режиссера Владимира Корш-Саблина «Новый дом», где Смирнова исполнила главную роль председателя колхоза и бывшей партизанки Марии Степановны Чередниковой, а в 1949 году она сыграла воспитательницу детского дома Смайду в драме «У них есть Родина». За роль Смайды актриса в 1951 году была удостоена Сталинской премии. А спустя год Смирновой предложили вступить в КПСС, объясняя, что у нее большие организаторские способности, много энергии, и тем самым она принесет пользу Родине. Отказаться от этого актриса, конечно же, не могла…

Романы и верность

Между тем продолжались и многочисленные романы актрисы. «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы, трагедии. » - признавалась Лидия Николаевна. За ней ухаживали режиссеры Михаил Калатозов и Константин Воинов. Они оба предлагали ей руку и сердце. Воинов ради любимой даже ушел от своей жены и дочери. А она… Она отвечала им, что у нее уже есть муж. Владимир Рапопорт о каких то романах знал, о каких то догадывался, но терпел. Терпел, потому что очень любил свою жену. Позже Лидия Николаевна признавалась, что Константин Воинов был ее самой большой любовью. Их роман длился 35 лет. Но своего мужа она так и не оставила.

Последние годы своей жизни Владимир Рапопорт страдал от тяжелой болезни, и Лидия Николаевна находилась с ним рядом. В 1974 году ему был поставлен смертельный диагноз – рак желудка. Его поместили в больницу, где не было элементарных условий для нормального содержания. И тогда Смирнова пошла по инстанциям – сначала к высокопоставленным коллегам, потом в ЦК КПСС. Она добилась своего! Когда в очередной раз ей ответили отказом, Лидия Николаевна оставила свой партбилет на столе одного из руководящих деятелей ЦК. Этот поступок возымел действие, и Рапопорт был переведен в больницу МК КПСС. Скончался он, спустя семь месяцев…

Характерная актриса

Однако вернемся в 50-е годы. Самым главным врагом актрис лирико-героического амплуа является возраст. Немало примеров, когда с годами некогда знаменитые актрисы уходили в тень, переставали вообще сниматься в кино. Заслугой Лидии Смирновой является то, что она побоялась сменить свое амплуа. А помог ей в этом ни кто иной, как Константин Воинов. Именно он в 1955 году предложил Смирновой главную роль Насти-Жучки в короткометражке «Сестры» (другое название «Две жизни»). Эта роль ничуть не походила на ранее сыгранные работы: эффектная городская мещанка, приехавшая в деревню к сестре: пустить пыль в глаза. Вместе с тем героиня Смирновой была далеко не однозначна. За внешней сатирой образа таилась глубоко несчастная женщина, неспособная осознать этого по причине собственной ограниченности.

С роли Жучки начался новый период в кинокарьере Лидии Николаевны. В этой и последующих работах зрители открывали для себя совершенно другую Смирнову – актрису характерного и драматического плана. Так в знаменитой комедии «Женитьба Бальзаминова» (1964) она предстала в образе вульгарной и пронырливой свахи Акулины Гавриловны. Вот как отзывались о ней критики: «Впервые актриса была загримирована до неузнаваемости, впервые ей пришлось изменять голос. Но, кроме всего прочего, Смирнова точнее и тоньше других исполнителей поняла режиссерский замысел. Она не играла абстрактный капустник: она помнила, что это - Островский. Но играла не столько Островского, сколько - в Островского. Это была стопроцентная удача, абсолютно «раскрепостившая» актрису».

Среди других больших удач актрисы: докторша в легендарной комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), продавщица Дуська из не менее легендарных фильмов про Анискина («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1973; «И снова Анискин, 1977 ), главная стерва города Марья Александровна Москалёва в экранизации романа Достоевского «Дядюшкин сон» (1966), Анна Петрова в комедии «Дача» (1973), председатель комиссии в лирической комедии «Карнавал» (1981).

Постсоветский период

После смерти мужа Лидии Смирнова продолжала встречаться с Воиновым, однако вместе жить они так и не стали. В 1994 году они оба снялись в главных ролях в комедии Александра Александрова «Приют комедиантов», повествующей о двух соседях пенсионерах, коротающих дни в воспоминаниях о былой молодости. Спустя год после съемок Константин Воинов скончался…

Одними из главных качеств Лидии Николаевны окружающие отмечали ее жизнерадостность, деятельность, энергичность и остроумие. Даже в пожилом возрасте она занималась общественной работой (была членом Правления Союза кинематографистов России, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России), много ездила по стране с выступлениями. Она продолжала сниматься и в новом российском кинематографе. Среди ее работ: Ираида Антоновна в фильмах «Наследницы» (2001) и «Наследницы-2» (2005), Татьяна Казарновская в картине «Идеальная пара» (2001).

Скончалась Лидия Николаевна 25 июля 2007 года в одной из больниц Москвы. Похоронена на Введенском (Немецком) кладбище, рядом с могилой мужа.

Игорь BIN

Использованные материалы:

Лидия Смирнова, биография в изложении Ф. Раззакова;

«Лидия Смирнова. 95 лет со дня рождения актрисы», http://www.tvkultura.ru;

Ольга Шаблинская, «Лидия Смирнова. Разговоры о жизни», «Аргументы И Факты»;

«Из-за Лидии Смирновой мужчины теряли головы и работу», РИА «Новости», 25.07.2007