Территория ухоженных женщин

автор: womenna | 9-06-2012, 11:11 | Просмотров: 2383

Майя Кристалинская - одна из самых известных эстрадных певиц 1960-1970-х годов, кумир миллионов слушателей. Ее лиричный голос невозможно забыть, как трудно не помнить и спетые ею песни: «Ненаглядный мой», «А снег идет», «Два берега», «Нежность», «Течет Волга» и многие другие - более 200 композиций, которые звучали на концертах, радио, грампластинках и за кадром в кино.

В феврале 2012 года Майя Владимировна Кристалинская могла бы отпраздновать свое 80-ле-тие, однако трагически ушла из жизни очень рано - в 1985-м. На ее надгробии высечена эпитафия: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь». Так и получилось!

Даже спустя десятилетия ее песни по-прежнему волнуют сердца, заставляют сопереживать - и не только людей ее поколения, но и тех, кто родился гораздо позже.

Одно имя на двоих

Появление на свет новорожденной девочки в холодном вьюжном феврале в семье Кристалинских все восприняли как дар Божий. Еще бы! Не так давно родители похоронили первенца - двухлетнюю Майю. Их горе было безмерным, и потому второго ребенка решено было назвать. тоже Майей.

Девочка с детства заявила о себе: была одной из первых учениц в классе, пела в хоре Центрального дворца детей железнодорожников (которым, между прочим, руководил сам Исаак Дунаевский), сама выучилась играть на гармошке и часто давала домашние концерты для родителей и гостей. Особенно ей удавались песни из репертуара Клавдии Шульженко.

А еще Майя часто бывала в музыкальном театре, где работал режиссером ее дядя. Благодаря ему девочка прониклась той особой атмосферой, которую потом смогла привнести и в свое творчество: на ее концертах слушателям казалось, что она поет не для зала, а отдельно для каждого, как будто это был задушевный разговор один на один.

В 1950-м Майя Кристалинская окончила среднюю школу. Гуляя с одноклассниками после выпускного вечера по Манежной площади в Москве, она вдруг решилась спеть для прохожих несколько военных песен - «Синий платочек», «Друзья-однополчане», «Бьется в тесной печурке огонь». Успех был полный! Случайные зрители долго не отпускали девушку, заказывая ей все новые и новые песни.

Конечно, Майя очень любила и музыку, и песни, но по совету отца, который зарабатывал на жизнь тем, что сочинял шарады для различных изданий, и потому не имел твердого дохода, решила приобрести серьезную профессию. Она отправилась сдавать экзамены в Московский авиационный институт. И была принята. В стенах вуза Майя не забывала о музыке, активно участвуя в художественной самодеятельности института.

Потом были Новосибирск и работа на местном авиационном заводе, затем - возвращение в Москву и невысокая должность в конструкторском бюро. Но любовь к песне оказалась сильнее.

Так приходит слава

Майя стала солисткой эстрадного ансамбля Центрального дома работников искусств, записалась на участие в IV Всемирном фестивале молодежи и студентов. Выступления начинающей певицы заметили, о ней появились статьи в газетах. Правда, не всегда хвалебные. А все потому, что выступала она с необычным для тех лет репертуаром и пела в нестандартной манере. За это ее ансамбль даже прозвали «музыкальные стиляги».

Но это все равно была победа - о ней заговорили!

День ото дня Кристалинская становилась все популярнее, но все еще не решалась посвятить себя эстраде целиком, продолжая совмещать работу в конструкторском бюро с выступлениями.

Тогда-то она и получила прозвище «самородок из КБ». Только после успешных гастролей по Закавказью (Баку, Тбилиси, Ереван), которые ей организовал Госконцерт, певица поверила в себя и приняла решение стать профессиональной артисткой. Теперь она - солистка прославленных джаз-оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера, ее с восторгом принимают на концертах в любой точке СССР.

Города и публика, как в калейдоскопе, сменяют друг друга, одна за другой выходят пластинки. Так, только с песней «Два берега» было продано 7 миллионов пластинок (и это во времена, когда проигрыватель был далеко не у каждого!). Майя не только работает с лучшими композиторами страны, но и записывает песни на английском и польском языках.

Женское счастье

Майю часто узнают на улицах, случайные прохожие с легкостью обращаются к ней, приглашая приехать с выступлениями на их предприятие. Однажды в числе таких прохожих оказался и известный ныне писатель-сатирик (а тогда простой участковый врач) Аркадий Арканов, которого друзья стали подбивать познакомиться с молодой певицей.

Знакомство состоялось, а через месяц Кристалинская и Арканов стали мужем и женой. Однако вскоре выяснилось, что их брак - ошибка. Не прожив вместе и года, в марте 1958-го они развелись. Единственной любовью Майи на много лет стала только музыка.

На сцене успех был полный. Концерты Кристалинской стали называть театром: она одна из первых начала широко использовать световые эффекты, помогавшие создать нужное настрое* ние. Ее красивый низкий голос обезоруживал простотой и искренностью, покоряя всех без исключения сидящих в зале.

Певица легко и непринужденно общалась с публикой, даже песни, которые исполняла, всегда объявляла сама. Все это было необычно и смело для того времени, вызывало споры в музыкальных кругах и зависть других артисток. А ведь Майя не училась ни музыке, ни пению, не знала даже нотной грамоты, но никогда не фальшивила!

Конечно же, кроме гастролей, записей пластинок, выступлений на концертах и по телевидению ей хотелось простого женского счастья. А вдруг получится на этот раз, сложится? Увы, но ее новый сердечный друг, известный журналист, был с ней груб, отчаянно ревнив и постоянно устраивал скандалы. Не в силах больше выносить унижений, Майя приняла решение расстаться с ним. Черная полоса затянулась надолго. Перестало ладиться и в творчестве.

К середине 1960-х «оттепель» стала сходить на нет, и руководство телевидения больше не приглашало на записи.

Но Майя Кристалинская не отчаивалась - на жизнь она заработает. Прекрасный стилист и переводчик, Майя между гастролями активно публиковалась в газетах.

Последнее испытание

Роковой 1961 год разделил ее жизнь на две половины: ту, в которой она была беззаботной девчонкой, мечтающей о счастье и строящей планы на будущее, и новой, в которой ей поставлен страшный диагноз: злокачественная опухоль лимфатических желез. С этого времени выступления на эстраде стали сменяться длительным лечением в больницах: бесконечные курсы химиотерапии, процедуры, лекарства.

Справиться с ударами судьбы ей помогал поклонник ее творчества, позже ставший ее супругом, известный архитектор Эдуард Барклай. Он просто боготворил свою Майюшку и окружил ее необыкновенной заботой. Понимая, как важно жене остаться в профессии, он часто приглашал в дом гостей, и Кристалинская, которая выступала на публике все реже и реже, с удовольствием пела в узком домашнем кругу.

В 1966 году Майя Кристалинская была признана лучшей эстрадной певицей года - публика по-прежнему безмерно любила ее. Это приободрило певицу, но сил на гастроли не было. Болезнь то прогрессировала, то давала передышку. На редких концертах Майя Кристалинская стала появляться в новом образе: строгий костюм и платочек на шее. Советские женщины тут же начали копировать ее стиль, даже не догадываясь, что певица смертельно больна, что с помощью легкомысленного на первый взгляд аксессуара Майя вынуждена была скрывать внешнее проявление своего недуга.

В 1970 году из-за новых перестановок в правительстве Кристалинская оказалась в опале. Теперь она, привыкшая к концертам на лучших площадках страны и за рубежом, была вынуждена гастролировать в глубинке и петь в сельских клубах. Если бы не поддержка любящего мужа, она бы не справилась.

Брак Кристалинской и Барклая продлился почти двадцать лет. Эдуард Барклай умер внезапно - вечером с женой отметил предстоящий отпуск, а уже утром почувствовал себя плохо, потерял сознание. Скорая увезла его в больницу, выйти из которой ему было не суждено. Спустя несколько дней долгие годы страдавший от диабета архитектор скончался. Это случилось 19 июня 1984 года.

После его смерти у Майи совсем опустились руки, сил бороться с болезнью больше не было. В начале 1985 года певице сделали очередное облучение, но опухоль продолжала расти. У Кристалинской ухудшилась, а затем совсем пропала речь, стали плохо двигаться рука и нога. Она тихо угасала.

День в день, ровно год спустя после смерти любимого мужа, ушла в мир иной и заслуженная артистка РСФСР Майя Кристалинская.

Те, кому посчастливилось услышать певицу вживую, и сегодня, спустя столько лет, уверены, что песни-исповеди Кристалинской не только развивали душу, но и давали ответы на многие сложные вопросы. И это не просто красивые слова.