Песни Майи Кристалинской пели всей страной

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве.

В детстве пела в хоре Центрального дома железнодорожников, которым руководил И.О. Дунаевский. Позже, когда училась в Московском авиационном институте, активно участвовала в студенческой самодеятельности.

В 1957 году Майя стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского. Несмотря на то, что Кристалинская уже получила известность в музыкальных кругах, она продолжала совмещать выступления на эстраде с работой в конструкторском бюро.

Лишь после того, как Госконцерт предложил ей гастроли по Закавказью, где публика принимала певицу с восторгом, в столице — она получила предложение стать профессиональной артисткой, и вскоре Майя Кристалинская выступала как солистка с джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера.

Песни «Нежность», «А снег идет», «Тишина», «Аист», «Царевна-Несмеяна», «Возможно», «Август», «Ты не печалься» и десятки других в исполнении Кристалинской полюбили все. А пластинка с песней Андрея Эшпая «Два берега» из кинофильма «Жажда» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров, установив рекорд. Огромный успех выпал на своеобразный музыкальный сериал композитора Аркадия Островского «А у нас во дворе», в исполнении Майи Кристалинской и Иосифа Кобзона.

Карьера певицы была до обидного коротка - помешала тяжелая болезнь, полностью лишившая ее голоса. Майя Кристалинская ушла из жизни 19 июня 1985 года.

КРИСТАЛИНСКАЯ Майя Владимировна

(24 февраля 1932, Москва — 19 июня 1985, Москва), российская эстрадная певица. Заслуженная артистка РСФСР (1974).

В 1955 окончила Московский авиационный институт. В 1957 стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Ю. Саульского. С начала 1960-х годов выступала самостоятельно. Широкое признание получила после выхода кинофильма «Жажда», в котором исполнила песню А. Эшпая на стихи Г. Поженяна «Мы с тобой два берега. ». Пластинка с записью этой песни разошлась тиражом 7 миллионов экземпляров. Сотрудничала со многими известными композиторами — А. Пахмутовой, А. Бабаджаняном, Л. Лядовой, М. Таривердиевым. Вершиной певческого искусства Кристалинской считается песня «Нежность» (А. Пахмутова, Н. Добронравов). Певица отличалась очень лиричной, проникновенной манерой исполнения.

"Эхом нашей юности" назвал Майю Кристалинскую поэт Роберт Рождественский. Майя Владимировна родилась 24 февраля 1932 года в интеллигентной московской семье. Окончив среднюю школу, она поступила в Московский авиационный институт. Через пять лет молодой инженер была распределена на работу в конструкторское бюро к генеральному конструктору Яковлеву, создателю знаменитых "ЯКов".

Но вскоре Майя Кристалинская уволилась из КБ "в связи с переходом на другую работу" - на эстраду. В 1960 году на экраны страны выходит фильм "Жажда". Кристалинская записывает на пластинку песню Маши из этого фильма. И. на нее обрушивается мгновенная популярность. В один миг семи миллионов (!) пластинок с песней Маши "Мы с тобой два берега" на прилавках магазинов как не бывало. Это при том, что запись чуть ли не каждый день звучала по радио. Голос певицы стал душевным камертоном народа на целое десятилетие. Что ни песня - сгусток сердечного тепла и нежности. Она пела ставшие шлягерами "А снег идет", "Неужели это мне одной", "Текстильный городок", "Я тебя подожду", которые до сих пор не ушли из памяти слушателей.

Личная жизнь певицы складывалась непросто, еще в 1958 году она вышла замуж за писателя-сатирика Аркадия Арканова, но вместе они прожили всего три года. И расставшись с ним, долгое время Майя была целиком погружена в работу, строила и создавала свой театр песни. Майю Кристалинскую отличала потрясающая суперпрофессиональная музыкальность певицы, никогда не учившейся ни музыке, ни пению, не знавшей даже нотной грамоты, но никогда "мимо нот" не певшей. Кристалинская была человеком трагичной судьбы. В самом расцвете своего таланта, в 29 лет, она тяжело заболела. Диагноз поставили быстро, у опытных специалистов он сомнения не вызывал.

Лимфогранулематоз - злокачественная опухоль лимфатических желез. Скрывать от Майи диагноз врачи не стали. Появление косынки на шее, как ни грустно, повысилo интерес к восходящей звезде советской эстрады. Особая страница в творчестве певицы связана с песнями Александры Пахмутовой, многим из которых она дала путевку в жизнь. В 1966 году по опросу телезрителей Майя Кристалинская становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» — лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» — поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной.

В 1974 году Майя стала заслуженной артисткой РСФСР. Бывший инженер была вполне официально признана талантливой артисткой. В 1970 году новым председателем Гостелерадио стал С. Лапин, личный друг Брежнева. Все программы на ТВ стали готовить, ориентируясь на личный вкус Леонида Ильича. Попав в черный список и практически оставшись без работы, из страны были вынуждены уехать многие известные певцы: Лариса Мондрус, Вадим Мулерман, Эмиль Горовец, Аида Ведищева, Нина Бродская. Путь на телеэкран и в радиоэфир был закрыт и для Майи Кристалинской.

Последние десять лет жизни звезда советской эстрады выступала в сельских клубах, в райцентрах Тульской, Рязанской, Орловской областей. Добиться разрешения на концерты в областных центрах, не говоря о Москве, оказалось очень сложно. Майя Кристалинская была человеком большой эрудиции, безгранично любила театр, разбиралась в живописи, ее интересовали проблемы психологии, она знала литературу так, как ее знают только специалисты. Любила она и кино. Ее любимой актрисой была Марлен Дитрих. В последние годы она взялась за перевод книги Дитрих "Размышления" с немецкого на русский язык. Связалась с самой Дитрих в Париже и получила ее одобрение. Сама, без посторонней помощи, перевела 220 страниц.

Эта книга стала раритетом. Напечатали ее уже после смерти Майи. Когда Марлен Дитрих узнала о выходе книги, то откликнулась благодарственной телеграммой. Но благодарить она могла теперь только издательство. Полная невостребованность и некоторая изоляция ухудшили течение болезни. За год до смерти Кристалинская записала свою последнюю пластинку. Ей становилось все хуже. Дома ее навещали друзья и поклонники, она дарила каждому недавно вышедшую пластинку, с трудом делая на ней дарственную надпись. Когда в больнице ее навестил Иосиф Кобзон, она очень хотела надписать ему свою пластинку, но ей это было трудно. Он сказал: "Майечка, ну что ты мучаешься, вот поправишься, встанешь и надпишешь. Я в тебя верю, вся страна тебя ждет". Она заплакала и только сказала: "Нет, Иосиф". 19 июня 1985 года Майи Кристалинской не стало. Ее мать, Валентина Яковлевна, пережила свою единственную дочь на 12 лет. Каждый год 24 февраля друзья Майи Кристалинской собирались на квартире ее матери, ставили на стол ее фотографию и слушали ее голос.

Могила Майи на Донском кладбище. Недалеко от нее похоронены Изабелла Юрьева и Фаина Раневская. Через два года после ее смерти на Центральном телевидении появилась передача, посвященная памяти Майи Кристалинской. В ней собрали все, что можно было найти в телеархиве. Этой передачей советское телевидение попросило у Кристалинской прощение за столь долгое молчание. Майя снова улыбалась и грустила на экране.

Песни Майи Кристалинской пели всей страной

Дата: 24.02.2007, 15:24 - Источник: http://news.ntv.ru

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Майи Кристалинской. Она исполняла песни Пахмутовой и Дунаевского. Ее голос звучит за кадром более 20 фильмов. Среди них — всеми любимые «Три тополя на Плющихе» и «Тишина». Кристалинская зачаровывала мягким голосом, обезоруживала искренностью и простотой. Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Евгения Гуцала. Во времена моды на искусственный мех, шпильки и мини-юбки, она всегда была сдержанно-строгой. Но Майю Кристалинскую обожали, кажется, всем Советским Союзом. С песнями про холодную тайгу и про снег, она все равно была какой-то домашней и теплой. Юлия Сапрыкина записывала Кристалинсакую на фирме «Мелодия». Тогда была редактором новых записей, а сейчас хранит эти пленки в архиве с надписью «ретро». Юлия Сапрыкина, редактор студии грамзаписи: «Голосок немножечко больной, потому что в этом время она уже заболевала». Долгие годы Май Кристалинская не хотела признавать себя эстрадной певицей: совмещала пение с работой в конструкторском бюро. А когда твердо выбрала сцену, оказалось, что петь осталось недолго. За легким платочком, который мгновенно стал модным аксессуаром у всех модниц Союза, скрывалась раковая опухоль. Юлия Сапрыкина, редактор студии грамзаписи: «Вы же знаете как девчонки — раз исполнительница в платочке, значит и мы тоже наденем эти платочки, шарфики разные, рюшечки, очень все красивое… Мы даже не знали, что с ней происходило». Первый успех Кристалинской был на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году. Публика рукоплескала, Майю заметили. Но праздничная эйфория быстро сменилась слезами. Газета «Советская культура» вышла с разгромной статьей «Московские стиляги». Кристалинской досталось за неграмотность и дилетантство. Вся ее жизнь — череда падений и взлетов: увольнение из джазового оркестра с формулировкой «по сокращению штатов» и суровый вердикт телевизионных начальников — «убрать с экрана за пропаганду грусти», за песню «В нашем городе дождь». В 1966 году по опросу телезрителей Майя Кристалинская становится лучшей эстрадной певицей года, а песню «Нежность» — лирический лейтмотив фильма «Три тополя на Плющихе» — поют всей огромной, кипучей, никем непобедимой страной. Для нее самой земля опустела в 1984 году ушел из жизни супруг Эдуард Барклай. Тогда одна из самых любимых певиц СССР потеряла голос и перестала передвигаться. Все, что могла — набирать телефонный номер и плакать в трубку. Майю Кристалинскую похоронили в 1985 году, ровно через год после смерти мужа.