Неизвестные факты об известных людях

17.11.2015

Рассказала в ходе традиционной ежемесячной встречи с посетителями ТЦСО «Фили-Давыдково» сотрудница библиотеки им. А. Ахматовой

Поэты не рождаются случайно… Эти слова написал Игорь Тальков, всею своей жизнью и творчеством подтвердивший их справедливость. И, наверное, неслучайно в ноябре в разные, правда, годы появились на свет эти поэты. Каждый по-своему нужный, необходимый именно тому временному отрезку истории, когда должны были прозвучать именно его слова. О трех из них рассказала посетителям территориального центра социального обслуживания «Фили-Давыдково» сотрудница Центральной библиотеки имени Анны Ахматовой Ольга Волжанкина на встрече, состоявшейся в ТЦСО 16 ноября.

Поэт и астероид Блок

— Примечательно, — заметила Ольга Владимировна, — что двое из них, Александр Блок и Константин Симонов, родились в один и тот же день, правда, в разное время.

28 ноября 1880 года появился на свет А. Блок. Отец, Александр Львович Блок, был варшавским юристом. Мать, Александра Андреевна (в девичестве — Бекетова), была дочерью ректора Санкт-Петербургского университета.

Свой талант Блок проявил уже в пять лет: именно в этом возрасте он написал первые стихи. И с тех пор поэзия уже не отпускала его.

В начале 1900-х годов он создал необыкновенно лиричный, музыкальный, похожий по напевности на романс, цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Музой ему послужила дочь великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева Любовь, с которой он был знаком с детских лет. Дружба переросла в чувства, и в 1903 году они сочетались законным браком. Правда, этот семейный союз трудно назвать удачным. Тем не менее за шесть лет супружества поэт посвятил своей любимой 687 стихотворений.

Но Александр Александрович был не только тонкий лирик, но и социальный поэт.

Дальнейшие его циклы — это трансформация его собственных взглядов на меняющийся мир: острые социальные проблемы — в цикле «Город», религия — в «Снежной маске», ужасы жизни — в «Страшном мире», тема кары — в «Возмездии», «Ямбах», образ России — в «Родине».

Широко известные строки «И вечный бой. Покой нам только снится» принадлежат перу Блока.

Но трансформируются не только его поэтические взгляды, а и политические. Приняв революцию и даже служив ей в роли чиновника, он вдруг охладевает к сотрудничеству с властью. Более того, делает попытку уничтожить свежеотпечатанный тираж своей поэмы «Двенадцать», которая вошла во все советские школьные учебники литературы.

В 1921 году он выступает с речью «О назначении поэта» в Доме литераторов, которая становится программным произведением. Голод, холод, отсутствие денег и непомерные физические нагрузки сделали свое дело: к началу 20-х годов у Блока начинаются серьезные проблемы с сердцем, проявляется астма, наблюдаются явные психические расстройства, началась цинга. Весной он подает прошение в политбюро ЦК РКП(б) для выдачи визы: ему нужно было срочно уехать на лечение за границу. Разрешение было дано лишь в июле (и то только благодаря Луначарскому и Горькому, которые хлопотали о спасении поэта), когда состояние Блока было уже настолько критическим, что он не мог никуда ехать. 7 августа 1921 года сердце поэта перестало биться.

С тех пор прошло немало десятилетий и случилось немало потрясений. Однако имя его и поэтическое наследие не забыты. Так, знаменитый стихотворный шедевр Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» стал памятником в городе Лейден: строчки этого стихотворения в рамках проекта Wall poems нанесены на стены домов одной из улиц города. А еще его именем назван астероид № 2540.

«Нас водила молодость…»

В отличие от Блока, имя Эдуарда Багрицкого не найдешь в атласе звездного неба. Однако к его поэзии вновь и вновь обращаются современные барды, которых привлекает песенность, напевность стихов, а нередко и их мягкий юмор.

Эдуард Георгиевич (настоящая фамилия Дзюбин) родился 22 октября (3 ноября) 1895 года в Одессе.

Постулируется, что в рамках «южного акмеизма» разрабатывал мотивы революционной романтики, вместе с другими крупными поэтами этой школы оказал значительное влияние на последующую советскую поэзию.

Эдуард закончил реальное училище и землемерные курсы. В 1917–1918 годах был в рядах Красной армии на Персидском фронте, в 1919 году — в бригаде агитпоезда, сочинял прокламации, частушки, подписи к плакатам; затем — в Особом партизанском отряде им. ВЦИК. После Гражданской войны — сотрудник ЮГРОСТА, публикует стихи в газетах и журналах Одессы. В 1925-м, подобно многим одесским писателям, перебрался в Москву. Член литературных объединений «Перевал», Литературный центр конструктивистов, РАПП. Автор трех прижизненных сборников стихов: «Юго-запад», «Победители», «Последняя ночь».

Как поэт Багрицкий печатался с 1915 года в одесских альманахах «Шелковые фонари», «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало», находясь под сильным влиянием И. Северянина и особенно Н. Гумилева, в котором «потерял себя». Тогда же опубликовал «Гимн Маяковскому».

Стихи Багрицкого о «завоевателях дорог» и «веселых нищих», ретранслирующие поэтику «южных акмеистов», отличались образной яркостью, свежей интонацией, нетривиальной ритмикой и быстро вывели его в первый ряд поэтов революционного романтизма (Н. Тихонов, М. Светлов, И. Уткин, М. Голодный). Его предельно идеологизированное и схематичное либретто оперы по мотивам одноименной поэмы «Дума об Опанасе», опубликованное в первом выпуске горьковского альманаха «Год шестнадцатый» (1933 год), принесло Багрицкому официальное признание.

Итоговая книга Багрицкого, «Последняя ночь» (1932 год), являет сложное смысловое единство трех поэм: «Последняя ночь» (лирическая биография поколения Первой мировой и Гражданской войн), «Человек предместья» (объяснение в холодной ненависти к мещанскому существованию) и «Смерть пионерки», где революционная романтика торжествует над христианством, материнским горем, гибелью ребенка.

Переименование Кирилла

Мало кто знает, что настоящее имя известного советского поэта, прозаика и драматурга Константина Симонова — Кирилл. Каковы были причины переименования, сам Симонов не объяснил, а мы можем только догадываться. Впрочем, это не так уж и важно.

Родился он 15 ноября (28 ноября по новому стилю) в Петрограде, воспитан был отчимом — преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.

После семилетки в Саратове пятнадцатилетний Симонов решил учиться на токаря. В 1931 году семья переехала в Москву, и уже здесь, окончив фабрично-заводское училище точной механики, он пошел работать на завод. В эти же годы начал писать стихи.

В 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны его первые произведения. Закончив Литературный институт им. М. Горького в 1938 году, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939-м был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941-м — вторую, «Парень из нашего города». Примечательно, что в последнем произведении он описал образ своей возлюбленной — Валентины Серовой, актрисы, вдовы прославленного «сталинского сокола». Ей он посвятил немало прозаических и поэтических строк. Впрочем, это отдельная сюжетная линия в его биографии…

С началом войны работал в газете «Боевое знамя». В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943-м — подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военной корреспонденции публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Широчайшую известность и популярность получило его лирическое стихотворение «Жди меня…». По его мотивам был снят одноименный фильм, сценарий которого написал сам Константин Михайлович.

Тут надо сказать, что по сценариям Симонова были поставлены также фильмы: «Парень из нашего города» (1942 год), «Дни и ночи» (1943 год), «Бессмертный гарнизон» (1956 год), «Нормандия-Неман» (1960 год, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), «Живые и мертвые» (1964 год).

Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем первая книга трилогии «Живые и мертвые» с одноименным названием (1959 год). В 1961 году Театр «Современник» поставил свою пьесу «Четвертый». Затем появились вторая книга трилогии — «Солдатами не рождаются» и третья — «Последнее лето».

С 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 годы он был главным редактором журнала «Новый мир»; с 1950 по 1953 годы — главным редактором «Литературной газеты»; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 годы — секретарем Союза писателей СССР.

Симонов — лауреат шести сталинских премий. Но последняя его книга, написанная в 70-е годы, увидела свет только спустя почти десятилетие после его смерти, в перестроечные годы…

В заключительной части встречи Ольга Владимировна ответила на вопросы присутствующих и пригласила их в библиотеку, где можно не только вновь перечитать полюбившиеся произведения этих авторов, но и узнать об их жизни и творчестве немало нового и интересного.

Александр Лёвин