Психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни

Этот период является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры. Обогащается содержание и формы других видов деятельности ребенка. Значительную роль играет учебная деятельность.

Ведущая деятельность

Происходит последующее осложнение сюжетов игры, растет их разнообразие и развернутость. Детей интересуют не только локальные события из их собственного опыта, но и такие, которые имеют значение в пределах всего человеческого общества. Часто воспроизводятся эпизоды из жизни людей разных профессий (воспитатель, учитель, врач, рыбак, милиционер, капитан морского судна, шофер, продавец, директор магазина, контролер транспорта). Основное в игре – передача ролевых отношений, однако дети не просто передают человеческие отношения, но и моделируют их. Игра приобретает творческий характер.

Дети самостоятельно подбирают материал к игре. Чрезвычайно привлекательными для детей становятся аксессуары, что дополняют роль (бинокль, платок медсестры). Если какой-то материал или аксессуары в игре отсутствуют, то дети могут самостоятельно их изготовить, используя предметы-заместители. Развиваются другие виды и подвиды сюжетно-ролевой игры: режиссерские, игры-фантазии, игры, с правилами. В режиссерской игре, когда ребенок составляет сюжет и роли, раздает их игрушкам, а затем сам их передвигает, отражается стремление ребенка руководить событиями жизни, управлять другими. Желание воплотить в игре чрезвычайные, невероятные образы своего воображения, способность создать в фантазии сюжет, к тому же, возможно, нестандартного характера, и развернуть его в представлении порождают игру-фантазию. Игра с правилами в этом возрасте доказывает, что дети впервые осознают в известной мере значения выигрыша, стремятся к достижениям, получают от них эмоциональное удовлетворение. Об этом свидетельствует и то, что детей в большей степени интересует результат игры-соревнования, а не ее процесс, хотя обычно в игре дети ориентированны именно на процесс. Игра с правилами важна в нескольких аспектах: она является фактором последующего развития произвольности поведения и психических процессов, специальных двигательных и сенсорных способностей, формирования многих свойств личности.

В процессе развития игры развиваются отношения между членами детского коллектива. Она сплачивает детей, обогащает их реальный опыт взаимоотношений.

Другие виды продуктивной деятельности

Шестой год жизни – возраст развития изобразительной деятельности. Именно в этот период осуществляется переход к сюжетному рисованию. Созданию самих рисунков предшествует развернутый замысел. Он становится все более стойким. Наивность и открытость чувств – характерные признаки воспроизведенных образов. Приобретает последующее совершенствование конструирования. В 5 лет ребенок уже может конструировать как по условиям, что предлагает взрослый, так и по собственному замыслу. Формируются самые простые обобщенные способы построения образа: операции пространственного мышления, навыка пространственного изменения или замены деталей конструкции, сочетания множества разнообразных деталей, построения целостной основы будущего сооружения.

Как и в рисовании, так и в конструкторской деятельности ей предшествует замысел и составление плана его выполнения. В этот возрастной период у детей наблюдается богатый и разнообразный опыт выразительных музыкальных действий, одновременное ориентирование не на один, а на несколько средств музыкальной выразительности (темп, тембр, динамику). Певческий голос еще достаточно слаб, потому возможно выразительное выполнение лишь несложных песен.

Для художественно речевой деятельности характерное желание ребенка создавать собственные сказки, необычные истории, выдумки. Он рассказывает эти истории выразительным, громким голосом с богатыми интонациями. Во время восприятия литературных произведений внешние проявления эмоционального восприятия и отзыва на событии меньшей мерой выраженные, чем в предыдущие возрастные периоды, однако внутренняя эмпатия высока. Наибольшее понимание содержания литературного произведения происходит через его проигрывание.

Наблюдаются значительные индивидуальные отличия в предоставлении преимущества репродуктивным или творческим формам деятельности. Существенную роль начинают играть элементы учебной и трудовой деятельности. Дети 5 лет могут систематически исполнять посильные трудовые обязанности. Они пытаются сделать что-то полезное для других, быть нужными им. Зарождается понимание общественного значения труда.

Само осознание значения собственных действий для других и обязательности получения запланированного результата предоставляет этим действиям характеристику трудовой деятельности. В процессе труда формируются навыки совместной деятельности, а именно: вместе планировать действия, подчинять их поставленной цели, добиваться очерченного результата. Сначала все это происходит с участием и под руководством взрослого. Организация деятельности детей, когда дети осознают, что их участие и качество работы является составляющей общего результата, способствует формированию трудовых действий. Пятилетние дошкольники начинают отличать учебные задания от игры, практических жизненных ситуаций, с интересом относятся к учебе, но воспринимают и запоминают только те знания, которые можно непосредственно использовать в игре или в художественной деятельности.

Дети обращаются ко взрослым с просьбой оценить правильность выполнения учебных заданий. В 6 лет понимания отличия между серьезным делом, занятием и игрой, приобретает еще более выразительный характер. Этому способствует ощущение важности занятий, осознания себя, на пороге новой, школьной жизни. Дети стремятся учиться. Появляется особенный интерес к чтению, математике, потребность обнаружить себя в этих видах деятельности. В конце дошкольного возраста дошкольники не просто “утилитарно” усваивают знания, которые можно было бы употребить во время игры, конструирования, и тому подобное, но и знания “впрок”, которые не приносят сразу ситуативную пользу.

Развиваются учебные умения осознания задания, способа действия, самоконтроля, в процессе выполнения заданий, самого оценивания учебных достижений. Однако подавляющее количество детей, как и раньше, склонно переоценивать свои возможности.

Развитие познавательной сферы

Восприятие. В 5 лет обследование предмета приобретает систематизированный плановый характер. Оно уже не имеет глобального характера, выделяется свойство предмета, и само это отдельное свойство является объектом специального рассмотрения. Свойство предмета называется словом и становится категорией познавательной деятельности (категории цвета, величины, формы, пространственных отношений). Усиливается сознание восприятия. Благодаря аналитичности и осознанности восприятия дети  и сознанию восприятия деть в состоянии последовательно, детально рассматривать рисунки, интерпретировать их, давать правильные объяснения сюжета.

Совершенствуется восприятие пространства и времени. В конце шестого года восприятие становится еще более целеустремленным, точным и обобщенным. Ребенок правильно видит пропорции предметов, выделяет пространственные, цветные ритмы, видит перспективные отношения.

Память – произвольная как во время восприятия и сохранения информации, так и во время воссоздания. Дети продолжают овладевать умением выделять мнемическую цель, то есть сами намечают запомнить то, что необходимо. К операциям запоминания относится не только повторение громко вслух, но и повторение шепотом. Становится доступным смысловое запоминание, что базируется на понимании материала, установлении значимых связей между частями информации. Однако непроизвольная память более производительна, особенно если она связана с проявлениями интересов, интеллектуальных, эстетичных, моральных эмоций.

Мышление. Происходит бурное развитие наглядно-образного мышления. Появляется способность использования в мышлении модельных образов, которые с помощью схем, символов материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Благодаря этой способности, возможны: понимание отношений между разных предметами, их составляющих, понимания отношения части и целое (например содержанию вычитания и сложения), конструирование по простому чертежу (например корабля), понимание развития сюжета сказки и т.д.

Результатом учебной деятельности и развития мышления является то, что ситуативные представления о мире систематизируются и становятся знаниями. Среди них различают: 1) стойкие и стабильные знания, 2) знания-догадки, гипотезы.

Формируются обобщенные способы мышления: сравнения, поиск сходства и отличия, классификация, анализ, сочетание, и тому подобное.

Развивается способность видеть противоречия в явлении и прогнозировать будущие события.

Вопросы ребенка по большей части направлены на познание мира, получения знаний.

Речь. В 5 лет заканчивается сензитивний период развития речи. Это значит, что основные ее составляющие должны быть сформированы в этот период. Эти составляющие раскрываются в таких показателях: активность, связность (диалогичность), понимание обращенной речи, тесная связь с мышлением и тому подобное. Дошкольник пользуется развернутыми фразами, может составить небольшой сюжетный рассказ.

В конце шестого года речь приобретает признаки внутренней, что содействует развитию способности действовать мысленно, мысленно планировать, контролировать деятельность. Появляется объяснительная речь. К шести годам дети свободно говорят, выражают свои впечатления и мысли, им доступен звуковой анализ речи.

Воображение все более набирает творческий характер. Ребенок способен предусматривать будущее, может представить не только конечный результат собственной деятельности, но и ее промежуточные этапы. 5 лет – период расцвета наивной креативности ребенка, который базируется, с одной стороны, на ярких образах, эмоциональности, импульсивности и резвости поведения ребенка, а с другой – на незнании законов логики, общих закономерностей явлений, отсутствия жестко закрепленных правил мышления. Вместе с тем, развитие более тесных связей с речью, формирование произвольности в возникновении продуктов воображения, критичность мышления, стремления, к наследованию других и нормативности поведения у детей 6-летнего возраста создают условия возникновения диалектических противоречий в развитии воображения.

Внимание. В конце шестого года складывается произвольное внимание. Дети могут целеустремленно, сознательно выделять предметы из окружения, которые им нужны, сосредоточиваться на них.

Эмоциональное развитие.

Пятилетние дети более сдержанны и менее обидчивые. В конце шестого года могут скрыть страх, агрессию, слезы. Усваивают “язык” чувств: мимику, жесты, позы, интонации голоса, и тому подобное. Происходит последующая дифференциация чувств. Теперь уже дети способны чувствовать гордость, жалость, ревность, зависти. В отношении к детям других вековых категорий возникает специфическое чувство “старшести”.

Сильные переживания у детей могут вызывать недоразумение со взрослыми и ровесниками. Другими источниками чувств является красота природы, вещей, произведения искусства.

Развитие волевой сферы .

Дети 5 лет могут ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, правильно оценивать результаты собственных действий. В конце шестого года ребенок может подчинять свое внимание требованиям взрослого и осознавать эту необходимость. Развивается способность предусматривать последствия действий. Формируется чувство ответственности за свое поведение, элементы самоконтроля. Ребенок подчиняет свои действия цели, но привлекательные обстоятельства могут отвлечь ее внимание от намерений. Способности подражать позитивному эталону поведения лучше реализуется в присутствии взрослого.

Контролирование собственного поведения становится более длительным и стойким. На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок приобретает способность произвольно руководить познавательными процессами, однако это управление происходит достаточно трудно.

Развитие личности.

К старшему дошкольному возрасту дети принимают оценки их поведения и личности на веру. В конце шестого года представления о себе становятся самостоятельнее. Растет критичность детской оценки. Однако самооценка все еще остается завышенной, и это является нормальным проявлением психического развития ребенка.

В этот период формируются новые качества личности: чувство справедливости, адекватное переживание удачи или неудачи, способность регулировать совместную деятельность, коллективизм, дисциплинированность, сдержанность, ответственность.

Ярко выраженная потребность в общении с ровесниками приводит к непроизвольному сравнению себя с другими, к подражанию действиям другого. В этот период также резко растет стремление к участию в каком-либо деле с другими. В конце шестого года возникают сообщества детей, которые занимаются одной деятельностью, игрой (3-4 детей, иногда в мальчиков – 8-9 лиц). Оказываются элементарные формы групповой солидарности. Дети начинают выделять личные свойства сверстников: “очень хороший”, “красиво прыгает” и т.д.

Под воздействием усвоения норм и правил формируются этические эталоны поведения.

Возможны кризисные периоды.

Возможности ребенка переросли виды деятельности, в которых он задействован, и в первую очередь – игру: социальная ситуация развития: “Я большой(ая)”, “Я не маленький(ая)” – домогательство роли взрослого, осознания роли школьника, стремления, к самостоятельности. Поэтому ребенок с радостью воспринимает перспективу вступления в школу.

Новообразования старшего дошкольного возраста.

  1. Становление иерархии мотивов деятельности (на первый план выступают мотивы морального содержания);
  2. Формирование дифференцированной самооценки;
  3. Возникновение потребности в общественно значимой деятельности;
  4. Способность к рефлексии;
  5. Антиципация (предсказание возможных действий и оценок со стороны других, предубеждение той или другой ситуации).

Литература:

1. Образовательная программа "Ребенок в дошкольные годы", наук. рук. проф.             Крутий Е.Л.  (письмо МОН о предоставлении грифа "Рекомендовано Министерством образования и науки Украины" от 08.12.2010 № 1/11-11178).