Знаменитые женщины

Элина Авраамовна Быстрицкая

Кинозвезды - - Опубликовано 07.05.2008 в 23:01

(р. 1928)

В детстве она, в отличие от своих сверстниц, даже и не мечтала стать актрисой – перед глазами был пример родителей-врачей. Когда началась война, Элина пошла работать во фронтовой эвакуационный госпиталь. Сначала была санитаркой, потом лаборанткой. Юная «сестричка» сопровождала машины с ранеными, ездила на аэродром или на железнодорожный узел и обратно. Передвижной госпиталь курсировал с востока на запад страны. Постоянно попадали под бомбежки, артобстрелы. Но самым страшным, по признанию самой Элины Авраамовны, было то, что «рядом с тобой кого-то убивают».

В таких вот условиях, весьма далеких от теплично-комфортных, складывался характер будущей звезды… Она поступила в медтехникум, училась на акушерку. Уже в техникуме участвовала в художественной самодеятельности и постепенно поняла, в чем ее настоящее призвание.

Вместе с отцом она приехала в Киев, и он поговорил в присутствии Элины с ректором театрального вуза. «Объясните моей дочери, что ей нечего делать в вашем институте». Отец был почему-то уверен, что актрисы из нее никогда не получится. В тот год Элина вообще никуда не поступила. Потом училась в пединституте, вела танцевальный кружок. Как руководителю кружка, победившего в районном конкурсе, ей дали путевку в дом отдыха. Там Быстрицкая познакомилась с настоящими актерами, которые посоветовали ей серьезно заняться театром. Бросив педагогический, она поступила в Киевский институт театрального искусства имени Карпенко-Карого.

Из этого института ее однажды чуть не выгнали. Было это во время подготовки вечера, посвященного памяти В. И. Ленина. Сосредоточенная Элина, в ту пору уже студентка последнего курса, стояла около аудитории, ожидая своей очереди, чтобы прочитать педагогу поэму о Ленине. Вдруг какой-то шутник-второкурсник свистнул ей в ухо. Не раздумывая, Элина залепила весельчаку хорошую оплеуху. Тот, отлетев к стенке, сдачи дать не успел, т. к. «воительницу» позвали в аудиторию.

По распределению она должна была ехать в Херсон. Прибывший оттуда главный режиссер, познакомившись с молодой выпускницей, предложил встретиться с ним вечером в ресторане. Она отказалась. Он пригрозил: «Имей в виду, тебе у меня работать!» На следующий день Элина пошла в отдел по учету и распределению кадров и заявила, что в Херсон не поедет. Ей пришлось пережить неприятную, бурную сцену объяснений.

Не попала Быстрицкая и в Театр Моссовета: кто-то из сокурсников наябедничал режиссеру, что она якобы всюду болтает, будто станет его любовницей… В конце концов Элина отправилась в Вильнюс, где тогда жили ее родители.

Первый успех в кино пришел к актрисе в 1955 году, когда она снялась в «Неоконченной повести» на «Ленфильме». В картину «о буднях советских врачей» ее пригласили после гастролей Вильнюсского русского театра в Ленинграде. В этом фильме Быстрицкой вместе с Сергеем Бондарчуком пришлось играть влюбленных, а в жизни актеры терпеть друг друга не могли. Зато после фильма много девушек и юношей пошли учиться в медвузы. Элина Быстрицкая считает это своим большим достижением…

Ее звезда ярко светит с тех давних пор, когда она блистательно сыграла роль Аксиньи в знаменитом фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Позже были Леля в «Добровольцах», Ксения Румянцева в фильме «Все остается людям». Но именно роль Аксиньи не только стала визитной карточкой актрисы, но и принесла ей зрительскую любовь на долгие годы.

…Во время пребывания в Париже на первой Неделе советского фильма Элина узнала от Аллы Ларионовой, что Сергей Герасимов собирается снимать «Тихий Дон». И, как только группа прилетела обратно в Москву, прямо с аэропорта позвонила режиссеру и попросилась на пробы. А он в ответ: «Приезжайте сейчас – у меня тут один Григорий сидит». Приехав к Герасимову домой, она увидела там горбоносого актера из Орла с кучерявыми темными волосами и синими глазами. Какой же это Гришка? Он сразу не понравился Элине. Почувствовав себя неуверенно, она ушла из квартиры Герасимова со слезами на глазах. Думала, на этом дело и закончилось, но режиссер все-таки провел пробы. И на роль Григория взяли другого актера.

Ее взаимоотношения с Петром Глебовым, игравшим роль Мелехова, складывались сложно в процессе съемок.

«Не таким я представляла себе Мелехова… Все мне казалось не так, вызывало во мне раздражение. Доходило до полного абсурда. Когда мы оказались по сценарию в одной постели, то я потребовала: «Положите же между нами хоть что-нибудь!» Вся группа буквально грохнула от хохота…»

Потом она увидела своего партнера на экране и поняла, какой это удивительный актер. Это мнение утверждалось в ней с каждым днем. И человеком он оказался добрым, отзывчивым и искренним. С тех пор между «Аксиньей» и «Мелеховым» сложились очень дружеские отношения.

Просмотр фильма проходил в специальном маленьком зале, куда был приглашен автор романа, Михаил Шолохов. Создатели картины разместились на задних рядах, а писатель в одиночестве сидел впереди. Курить в этом зале было строго запрещено, но ему разрешили. И когда вспыхнул свет после просмотра, все увидели гору окурков. Ждали с трепетом, что скажет Михаил Александрович. А он обернулся и произнес: «Ваш фильм идет в дышловой упряжке с моим романом». И добавил, улыбнувшись, уже одной Быстрицкой: «Ты набрала настоящую казачью прыть». Это, считает актриса, была высшая похвала.

«Мне кажется, все попытки очернить его имя уйдут в прошлое, потому что это был человек высокой души, думавший о том, как облегчить жизнь людям», – говорит Элина Авраамовна о Шолохове.

После громкого успеха в кино Элина Быстрицкая смогла поступить в труппу Малого театра, о котором давно мечтала. Произошло это в 1958-м. Молодая дебютантка еще застала на этой прославленной сцене Яблочкину, Турчанинову, Пашенную, Фадееву, Шатрову, Бабочкина, Жарова, Ильинского, Царева, Кенигсона…

Одна из печальных историй в жизни Быстрицкой оказалась связанной именно со старейшей актрисой Малого, Еленой Николаевной Гоголевой. Театр гастролировал в Ленинграде со спектаклем «Волки и овцы». На первом из трех спектаклей Быстрицкая, играя подвижную роль Глафиры, подвернула ногу. Потом выяснилось: надрыв связки голеностопа. Молодой актрисе прописали постельный режим, но в номер к ней явилась Гоголева, игравшая роль Мурзавецкой, и упросила сыграть два оставшиеся спектакля. Во время представлений Быстрицкой постоянно поливали ногу хлорэтилом, в результате – ожог четвертой степени, незаживающий свищ, с которым Элина промучилась одиннадцать месяцев. Затем последовала операция, что отрицательно отразилось не только на здоровье актрисы, но и на ее карьере: ведь как только с ней случилось несчастье, все ее роли обрели других исполнительниц…

Но дело было не только в несчастном случае. Зная неуживчивый характер актрисы, режиссеры перестали предлагать ей роли. Быстрицкую не снимали в кино долгих двадцать четыре года.

Оказавшись без серьезной работы, Элина Авраамовна занялась общественными делами. Написала программу духовного и физического совершенствования женщины, которая произвела впечатление на многих специалистов-медиков. Спустя время актрису выбрали вице-президентом Международного фонда «Охрана здоровья матери и ребенка».

В сентябре 1986-го, как пишет в своей книге «Я просто живу» композитор Микаэл Таривердиев, разным творческим союзам предложили принять участие в концерте для тех, кто работал на Чернобыльской станции. «Никто не хотел ехать. Согласились только Эля Быстрицкая, Николай Крючков и я».

На вопрос о ее идеале мужчины Элина Быстрицкая отвечает:

«Считаю, что в молодости просто замечательным был Слава Тихонов. Очень мне нравился Жан Маре, но это чисто внешне. Если же говорить о внутренних качествах, то все женщины любят отважных, смелых, терпеливых мужчин. Но ведь любят-то, как правило, не за что-то и не почему-то, а вопреки всему…»

Хотя у актрисы всегда была масса поклонников, замуж она не выходила долго. В конце 1960-х Быстрицкая связала свою судьбу с человеком, не имеющим отношения к театру, – он работал в отделе переводов Министерства внешней торговли. Ее не смутило то обстоятельство, что у своего мужа она была четвертой женой.

«Я была счастлива, – признается она спустя годы. – Может, именно в те годы я осознала, как много значит для актрисы личная жизнь. В душе я надеялась на чудо: вдруг вопреки всем медицинским диагнозам у меня появится ребенок… Но если чудеса и случаются, то только не со мной…»

Муж был старше ее, и своим формированием Элина Авраамовна во многом считает себя обязанной ему. Но через двадцать семь лет счастливой супружеской жизни Быстрицкая решилась на развод – не смогла простить измены. Это произошло в начале 1990-х. С тех пор актриса живет одна.

«Многолетние попытки наших женщин сравняться с мужчинами, – рассуждает она, – и превзойти их почти во всех областях жизни привели к тому, что мужчины стали как бы ограниченными в своих функциях. И потому редко встречается человек, который помнит, что он – мужчина, который понимает, что надо быть рыцарем… Помните, когда-то была нашумевшая статья «Берегите мужчин»? Она произвела на нас всех очень сильное впечатление. Мы так стали оберегать мужчин, что не заметили, как сами превратились Бог знает во что… У меня тетушка потрясающе говорила: зачем меня раскрепостили. Раньше я должна была воспитывать детей, мужу угодить и сделать все, чтобы дома было хорошо. Но я была закрепощенная. Теперь меня раскрепостили: я 8 часов работаю, а потом должна делать все то же самое».

Элина Авраамовна с удовольствием смотрела «Санта-Барбару», отмечая при этом хорошую игру многих актеров. И радовалась в душе, что работают они по нашей системе: через Михаила Чехова американцы открыли для себя школу Станиславского…

На ее столике – портрет Маргарет Тэтчер с дарственной надписью. Однажды Элина Авраамовна побывала в Англии и познакомилась с этой государственной деятельницей, чьими умом, внешностью она просто восхищается. Первый раз в жизни попросила у женщины фотографию на память – и Тэтчер ее прислала.

«Это женщина великого ума и воли, но и одновременно женственности…»

То же, впрочем, можно сказать и о самой Элине Авраамовне – очаровательной женщине, востребованной актрисе, педагоге, общественной деятельнице. Она – академик Международной академии информационных процессов и технологий, член Общественной палаты при Президенте РФ, создательница и руководительница Фонда помощи деятелям искусства. «Можно ли быть равнодушными, например, к тому, что девять тысяч актеров, составлявших славу и гордость нашего государства, сегодня брошены этим государством чуть ли не на произвол судьбы?» – возмущается актриса. Возмущается… Но, в отличие от многих, на этом не останавливается, а действует.

Оставьте свой отзыв!

Вам нужно войти. чтобы оставить комментарий.