Характеристика детей третьего года жизни

Интенсивный темп физического развития, характерный для первых двух лет жизни детей, на третьем году замедляется. В среднем за год масса тела возрастает на 2,0 кг; рост увеличивается на 7—8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает 14,8—15,0 кг, рост — 95,0— 96,0 см, окружность грудной клетки — 52,0 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его более координированными. Дети уже могут сдерживать свои желания и действия, но на короткое время; они быстро утомляются от однообразных движений, легко возбуждаются.

Третий год — очень важный этап в жизни ребенка. В этот период происходит существенный перелом в его отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности ребенка, имеющего собственные желания и намерения, которые могут и не совпадать с намерениями взрослого. Этот перелом обнаруживается в появлении, с одной стороны, ярко выраженного стремления к самостоятельности, а с другой — желания быть похожим на взрослых, подражать им. Если взрослые не обращают внимания на возросшие возможности ребенка, излишней опекой стесняют его инициативу, это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям взрослого.

В сюжетно-отобразительной игре ребенок, подражая действиям взрослых, начинает использовать замещение реальных предметов игрушками и другими предметами-заместителями (гладит платье кубиком, кормит куколку палочкой и т. п.). Ребенок отражает в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых. Возникают первые ролевые игры, в которых ребенок берет на себя определенную роль (мамы, шофера и др.).

Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием, закладываются предпосылки перехода к продуктивным видам деятельности. Черкание карандашом по бумаге, усвоенное ребенком еще до 2 лет, начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, позже пытается изобразить известные ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности.

Начинают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают песни с близкими им образами, эмоционально воспринимают их. Повышается слуховая чувствительность, дети различают звуки по высоте, тембру. Появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку.

Умение в игре заменить одни предметы другими, изображать действия взрослых, видеть в линиях на бумаге и постройке из кубиков обозначение реальных вещей свидетельствует о большом продвижении в умственном развитии, о возникновении предпосылок понимания символов (букв, цифр). Ребенок приобретает возможность действовать не только в практическом плане, но и в уме.

В процессе общения, предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности происходит дальнейшее развитие психических процессов ребенка — восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.

Продолжается сенсорное развитие ребенка, которое происходит благодаря специальным занятиям и в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами. Ребенок учится соотносить свойства одних предметов со свойствами других, выделять в них общее. Он учитывает свойства предметов и их положение в пространстве, действуя с ними, пытаясь изобразить их доступными средствами.

На третьем году жизни внимание детей еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

Ребенок под влиянием объяснений и на основании своего опыта научается сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. У него возникают элементарные суждения об окружающем. Свои действия дети сопровождают высказываниями, начинают задавать вопросы («Что это?», «Когда?», «Где?», «Зачем?»).

Быстро увеличивается словарный запас, происходит дальнейшее овладение грамматическим строем речи (появляются новые падежные окончания, союзы, предлоги, будущее время глагола, чаще используются прилагательные). Ребенок начинает замечать в чужой речи неправильности произнесения слов.

Дети начинают понимать не только смысл отдельных высказываний взрослого, относящихся к непосредственно воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в поле зрения, воспринимать рассказывание сказок, чтение небольших стихотворений, потешек, показ иллюстраций.

Слово воспитателя становится важным средством управления поведением ребенка. И собственная речь ребенка, являясь средством общения со взрослым и сверстниками, начинает регулировать его поведение, приобретая планирующую функцию по отношению к выполнению стоящей перед ним задачи.

Чувства детей на третьем году разнообразны, но неустойчивы, быстро сменяют друг друга. Разнообразнее становятся чувства по отношению к окружающим людям. Начинают проявляться привязанность, сочувствие, симпатия и чувства, связанные с выполнением деятельности; удовольствие от достигнутого результата, огорчение при неудаче, радость от того, что похвалили за поступок.