Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. Методические рекомендации для родителей

30 Октябрь 2015

0 (170) Просмотры

Данная работа рассказывает о значении игры в воспитании ребенка дошкольного возраста, знакомит родителей с видами игр. Предложенные игры и советы помогут организовать совместный досуг как взрослых со своими детьми, так и группе детей. Сборник адресован родителям, заинтересованным в организации досуга детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Введение Функции игры Особенности игровой деятельности дошкольников Классификация игр для дошкольников Рекомендации по организации игры Игробанк Заключение Пожелания родителям Литература

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка – стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Поскольку детская игра – явление универсальное, ее функции разнообразны. Рассмотрим наиболее важные функции игры:

1) Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного, эстетического воспитания детей.

2) Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

3) Коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, учиться проявлять речевую активность.

4) Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере маленьких играющих.

5) Развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено.

6) Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребенка.

7) Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы ее включали во все сферы жизни детей, ибо она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.

Существует множество примеров, доказывающих пользу игровой деятельности для детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них:

    подвижные игры – самые обычные догонялки, салки и прятки развивают выносливость, ловкость, укрепляют здоровье; командные игры. такие как футбол или другие игры с мячом – помимо укрепления здоровья и физического развития полезны тем, что ребенок учится действовать в коллективе, общаться со сверстниками, находить компромиссы и т.д.; творческие игры с применением рисования, лепки, аппликации – помогают развивать фантазию ребенка, воображение, способствуют приобретению целого ряда важных навыков (например, работа с цветом или подготовка руки к письму при рисовании); спокойные игры (домино с картинками, тематическое лото) – учат ребенка усидчивости, помогают ему получить новые знания, а также научиться вырабатывать собственную стратегию и соблюдать заданные правила; компьютерные игры – помогают в обучении чтению, счету, тренируют внимательность, развивают логическое мышление.

Скачать методические рекомендации

Автор: Минаева Анастасия Викторовна, социальный педагог отделения социальной реабилитации ГБУ Саратовской области «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», г. Саратов, Россия.

Статья размещена в авторской редакции  

ПЛАН

проведения конкурсов для педагогов