Как наладить отношения с воспитателями в детском саду

Воспитатели в детском саду для многих малышей становятся такими же значимыми взрослыми, как мама и папа. А вот отношения между родителями и воспитателями часто складываются не лучшим образом – родители не доверяют воспитателям, а воспитатели не понимают родителей. Но массовый опрос воспитателей, проведенный Институтом социологии РАН, показал, что немного поменяв свое отношение к работникам детского сада, мы легко можем избежать многих конфликтов.

Сегодня треть московских воспитателей жалуется на то, что их не уважают родители детей. Особенно остро это чувствуют те, кто работал в детском саду еще в советский период, хотя профессия воспитателя в советский период и не была так же престижна, как профессия школьного учителя. Тем не менее, воспитатели воспринимались родителями как специалисты по работе с детьми, которые лучшим образом социализируют ребенка в мир взрослых. Как вспоминает один из московских воспитателей: «Когда мама шла по улице, все, даже взрослые, начинали говорить тише, спокойнее, здоровались. Сегодня такого уважения к работникам образования нет».

У современных воспитателей нет схожего авторитета в глазах родителей. Так комментирует эту проблему заведующая детским садом в Москве:

«Воспитателей как профессиональную группу не уважают, могут только бояться. Таких педагогов, в которых родители были бы влюблены, все меньше. Мамочки боятся ссориться с воспитателями, так как считают, например, что воспитатели могут ребенка закрыть в группе одного, если он быстро не оденется. Считают, что лучше не ссориться, лучше не подавать повода для плохого отношения»

На самом деле многие воспитатели открыты для диалога с родителями. Как показал опрос, воспитатели видят три проблемы во взаимоотношениях с родителями:

  1. У родителей завышенные требования к воспитателям. Многим мамам хотелось бы, чтобы все тридцать детей в группе выглядели и в стенах садика, и на прогулке, как на картинке в журнале.

Реально не стоит ожидать, что в детском саду у детей будет идеальная одежда, никогда не будет синяков и ссадин. Даже когда сама мама следит за своим ребенком, у него могут оказаться неправильно застегнутыми пуговицы, разбиться коленка или появиться очередной синяк. Понятно, что в большом коллективе такие вещи тем более неизбежны.

Лучше надевать на ребенка удобную практичную одежду, без пуговичек и шнурков, чтобы ребенок смог самостоятельно одеться и чтобы ее было не жалко испачкать. Воспитатели признаются, что иногда они не разрешают играть в подвижные игры тем детям, к внешнему виду которых родители предъявляют много претензий.

  1. Родители не интересуются жизнью своих детей в детском саду. Многие мамы и папы не расспрашивают воспитателя о том, как ребенок ведет и чувствует себя в саду. Неохотно посещают утренники и не участвуют в полезных для детсада делах.

Воспитатели ждут большего внимания со стороны родителей. Важно, чтобы родители иногда спрашивали об успехах и трудностях своего ребенка. Воспитатели надеются, что родители будут помогать поддерживать помещения группы и детского сада в нормальном состоянии.

Стоит помочь воспитателям в начале учебного года или на субботниках. Этим вы покажите не только воспитателям, но и своему ребенку, что заинтересованы в его садовской жизни. Один раз в год постирать шторы, помыть окна или покрасить стулья в группе под силу любому.

  1. Родители не соблюдают режим и распорядок дня в детском саду. Приводят ребенка позже, чем положено, и забирают, когда им удобно. Забывают предупредить, что ребенок заболел.

Воспитатели не просто вынуждены соблюдать режим дня, но на практике видят, что определенный ритм жизни помогает ребенку правильно распределить энергию в течение дня. Режим организует ребенка, делает его жизнь предсказуемой.

Воспитатели рекомендуют перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад, внести в домашнее расписание изменения согласно режиму. И далее соблюдать общий для садика режим, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и не мешал группе.

Массовый опрос воспитателей проведен Институтом социологии РАН в рамках проекта «Динамика профессионального и социального статуса педагогов дошкольников» в 2014 году. Всего было опрошено 779 воспитателей детских садов