Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни"

Опубликовано: 16:53:03 03-02-2015

Время проведения: сентябрь.

Форма проведения. практикум, дискуссия.

Цель. обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в дошкольный период жизни ребенка.

План проведения :

2. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».

3.Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Диспут.

4. Выступление учителя начальной школы «Готовность ребенка к школе».

5.Анализ стереотипов родительского поведения.

6. итоговое упражнение «Закончить предложение о том, что значит в нашем понимании «хорошо учиться».

7. Поиск ответов на вопросы на основе примеров из произведений детских поэтов

8.Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Подготовительный этап.

  1. Приглашение на собрание школьного учителя начальных классов.
  2. Оформление наглядности к заданию № 2.
  3. Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме «Подготовка детей к школе».

4.Подведение итогов родительского собрания.

Ведущий. Наша встреча носит название «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». В чем видится каждому из присутствующих проблема дискуссии на данную тему?

(Высказывание родителей).

Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски. Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать(по желанию) свой выбор.

(На столах лежат:

  • черная полоска – сильное беспокойство;
  • синяя полоска – умеренное беспокойство;
  • красная полоска – ощущение радости, чувство уверенности.)

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

Обратите внимание - на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

  1. Физическое здоровье ребенка.

2.Развитый интеллект ребенка.

3. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

4. выносливость и работоспособность.

5. Умение ребенка считать и читать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8.инициативность. воля и способность действовать самостоятельно.

Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.

( Для выполнения задания желательно пригласить две пары родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению.

По итогам выполнения задания следует организовать короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителя школы.)

  1. . Ответы на вопросы, интересующие родителей

Родитель. Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе?

Педагог. В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправить.

Родител ь. Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Педаго г. Не более 20 -30 мин. Если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

Родитель. Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?

Педагог. Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандашь, ручку.

Родитель. Если ребенок требует постоянно новых заданий и готов заниматься много, стоит ли ограничивать?

Педагог .Если ребенок не проявляет признаков усталости. не расстраивается из – за того, что какое – то задание не получается. воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребенка с одного вида деятельности на другой, предлагайте разобрать ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

  • Он кого – то обидит;
  • Его кто – то обидит;
  • У него что – то заболит;
  • Он потеряет какую – то вещь;
  • Он не поймет, как выполнить задание, и т. д.
  1. Продолжение практикума.

Ведущий. Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах ребенка и др. предлагаю вам послушать небольшой рассказ матери 10 – летнего мальчика. * «Может быть. мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный. не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что буде получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И. конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как – то больше была расположена к девочкам, а мальчишки ее раздражали своей беспокойностью… К пятеркам сын уже не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что – нибудь его и ребят-всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя…Заговори с ним о школе – тускнеет…»

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки. на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?»

  • «Вот пойдешь в школу, там тебе… . » . «Ты наверно. будешь двоечником. »( Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником . » (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потере уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
  • «Учись так. чтобы мне за тебя краснеть не приходилось !» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)
  • « Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? » (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» ( У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мяч ом.

Ведущий поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу (можно передавать какой – либо предмет из рук в руки):

6.В моем понимании, хорошо учиться – это…)

А теперь давайте немного расслабимся и обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов.

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной -

Дорога становится длинной – предлинной!

А если в корзине пылает малина -

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

«Приду я – и маме отдам всю малину.

И скажет мне мама: «Бери половину!»

Зачем же мне всю – то корзину нести?

Свою половину я съем по пути

И правильно! Вмиг полегчала корзина!

Малины осталось – как раз половина!

«Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!

Принес полкорзины! Тебе – половина».

Дорожка петляет. Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

«Ну, тут на двоих еще хватит вполне!

Полполполкорзины достанется мне.

Полполполкорзины делю пополам,

А все остальное я маме отдам».

Дорожка петляет уже вдоль села.

Полполполполполполовина пошла!

Еше пополам бы! Да жалко: в корзине

Полполполовинки последней малинки…

- Как вы считаете, нужно ли ребенку учиться удерживать цель деятельности? Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения. подчинять свои желания социально значимому мотиву? Как вы помогаете ребенку в этом? *(Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, т. е. ребенок должен ответить себе на вопрос: «Ради чего я буду это делать?» Он решает, как ему поступить – как хочется или как можно. Если ребенок понимает, какую пользу принесут его действия другому человеку, ему легче преодолевать ситуативность поведения.)

Есть такая девочка - Все могла бы делать Таня,

Таня – неумелочка. Только нет у нас старанья

И чулочки и сапожки Вот какая девочка -

Надевают ей на ножки. Таня - неумелочка.

- Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая занимается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? ( Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все. что он может сделать сам. Позиция гиперопеки – делать за ребенка его школьные дела. идти у него на поводу, снизходя к его усталости и пр. может привести в последствии массу неприятностей и родителю и самому ребенку.)

Ты меня заобижала. Был тебе я другом близким.

А скажи - зачем? Все. Теперь конец.

Леденец в руке зажала. Ты меня заобижала.

Я же весь не съем! Уходи .Пора.

Я просил совсем чуточек. Лучше б кошка забежала

Крошечку просил, Просто со двора.

Осторожно уголочек Молока бы ей из кружки

Я бы откусил. В блюдце я налил.

Ну и что ж, О тебе, плохой подружке,

Что он английский – этот леденец. Сразу бы забыл. /И. Токмакова /.

- Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом затруднения? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.)

Я один остаюсь, К чаю пряники есть.

Я совсем не боюсь. Но не хочется есть…

За окошком темно. Кто – то в стенку стучит.

Это мне все равно. Телевизор молчит.

Свет повсюду включу, Я в ответ постучу.

Посижу, помолчу. Телевизор включу.

Занавешу окно. Время быстро пройдет.

Папа с мамой в кино. К нам чужой не зайдет.

Я один остаюсь. Холодильник урчит.

Я совсем не боюсь, Кто – то в стенку стучит.

Может в кухню схожу. Папа с мамой в кино

За столом посижу. Очень - очень давно…

/И. Токмакова/

- Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же в аналогичной ситуации или как – то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях? ( Чувство страха может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)

Можно предложить в завершение собрания использовать приемы «Полезный совет».

Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания Советы можно давать в юмористической, афористической форме.

В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки ребенка к школе. Это могут быть например:

  • «Выложи сам» - на умение анализировать форму предметов;
  • «Угадай. что спрятано» - на умение представлять предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов.

Для этого можно воспользоваться следующими книгами:

  • Матвеева Л. Выбойшик Н. Мякушкин Д. Практическая психология для родителей или Что я могу узнать о своем ребенке. М. 1997.
  • Виноградова Н. Журова Л. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога. Книга для родителей / Под ред. А.Г.Хрипковой. М. 1992.

Проект решения родительского собрания

  1. условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. п.
  2. и спортивной направленности.

Оставить комментарий: