Дети учатся жить у жизни - воспитание по системе Монтессори

Задача взрослого - создать среду, в которой ребенок сможет найти все необходимые для его возраста материалы для всестороннего развития, обеспечить наблюдение, и, там где это действительно требуется - помощь.

Обращение ребенка к учителю: "Помоги мне сделать это самому" - таков основной девиз Монтессори-педагогики. Чем больше независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил, поэтому задача взрослого - не делать что-то за ребенка, а помочь научиться ему действовать самостоятельно.

Метод Монтессори был создан итальянским педагогом-исследователем, доктором психиатрии, философом Марией Монтессори (1870-1952). Первоначально он разрабатывался для воспитания и образования детей, отстающих в развитии по разным причинам.

Работа с этими детьми побудила ее изобрести специальные дидактические материалы - нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми. манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. Поскольку результаты превзошли все ожидания, Монтессори адаптировала свой метод для здоровых детей. Ей удалось всколыхнуть педагогическую общественность практически во всём мире.

В Европе, Америке, Индии, Китае, Японии существуют школы-Монтессори с многолетними традициями- тысячи Монтессори-школ открываются по всему миру. В чем же уникальность данного метода?

Монтессори построила свой метод из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

Метод основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды - материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них.

Вторая, но немаловажная составляющая Монтессори-среды - социальная среда, особенность которой в том, что в группе собраны дети разных возрастов. Монтессори-класс включает в себя множество зон, в которых ребенок находит все необходимое для своего развития, получает богатые сенсорные впечатления.

Он может работать один или с другими детьми, в собственном темпе - в методе Монтессори нет соревнования. Задача учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере.

Первый этап Монтессори-образования - это группы для самых маленьких с восьми месяцев до трех лет. На 1,5 часовое занятие малыш приходит вместе с мамой (или значимым для него взрослым). Здесь постигаются "азы" - взрослые учатся быть не наставниками, а партнерами, лучше понимать своего ребенка, благоговеть перед раскрывающейся природой человека.

И тогда их дети будут здоровыми, умными, добрыми и счастливыми. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться - движение для него - есть способ познания мира, и, следовательно, чем более точными и четкими будут эти движения, тем радостнее будет происходить познание.

Монтессори-среда дает уникальную возможность ребенку удовлетворить свои потребности, она включает следующие блоки:

-зона развития крупной моторики,

-зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей и перехода от действий к деятельности,

-зона сенсорного развития,

-зона мелкой моторики,

-зона упражнений с водой,

-зона продуктивной и изодеятельности,

-зона развития речи.

Основной результат обучения в Монтессори-школе - реальные жизненные умения, в том числе социально-психологические, с которыми ребенок придет не только в общеобразовательную школу, но и во взрослую жизнь. Монтессори-дети хорошо адаптированы к жизни в обществе, умеют работать как самостоятельно, так и в группах, умея достигать поставленной цели, о таких говорят: они твердо стоят на своих ногах.