Творчество А.С.Пушкина

Образовательная программа «Успех» (Авторы: Н. О. Березина. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.).

Возрастная группа: Подготовительная

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

1. Познавательно-коммуникативная деятельность

2. Литературно-познавательная деятельность

3. Литературно-коммуникативная деятельность

4. Коммуникативно-игровая деятельность

Интегрированная форма: Информационный проект

Содержание деятельности детей: (Дидактические единицы)

- Великий поэт: Александр Сергеевич Пушкин;

- Место рождения: страна Россия, город Москва;

- Няня: Арина Родионовна;

- Детство;

- Творчество: стихи, поэмы, повести, роман, сказки;

- Сказки: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

- Стихи: «Унылая пора! Очей очарованье! », «Уж небо осенью дышало… »,

«И с каждой осенью я расцветаю вновь… »

Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения).

Задание 1: Прослушать краткие биографические данные и ответить на вопросы.

Способы предъявления задания: словесный - рассказ

Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ

Задание 2: Узнать и назвать сказку по отрывку.

Способы предъявления задания: словесный - чтение

Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ

Задание 3: Составить краткое содержание сказки; сформулировать главную мысль произведения.

Способы предъявления задания: словесный - чтение

Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ

Задание 4. Прочитать выразительно стихотворение.

Способы предъявления задания: словесный - образец

Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - чтение

Интеграция задач ОО.

1. ОО «Коммуникация»

Задачи ОО: (К1+П4)

Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослым и сверстниками в ходе беседы о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина.

2. ОО «Коммуникация»

Задачи ОО: (К2+ЧХЛ2)

Формировать и развивать у детей средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию во время чтения стихов наизусть.

3. ОО «Коммуникация»

Задачи ОО: (К2+ЧХЛ2)

Упражнять детей в умении составлять короткий повествовательный рассказ по содержанию сказки, выделять её главную мысль.

ОО «Познание»

Задачи ОО: (П2+ ЧХЛ1)

4. Поддерживать у детей интерес к литературе, к истории своей Родины, воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.

ОО «Социализация»

Задачи ОО: (С3+П4)

5. Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта).

ОО «Социализация»

Задачи ОО: (С2+ЧХЛ1)

6. Развивать у детей интерес к совместной со сверстниками деятельности в ходе составления краткого рассказа по содержанию сказки.

ОО «Чтение художественной литературы»

Задачи ОО: (ЧХЛ1+ С1)

7. Развивать у детей умение узнавать произведения А. С. Пушкина по отрывкам из сказок в ходе дидактической игры.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

- Письмо, пришедшее по почте от Незнайки с портретом А. С. Пушкина (просьба рассказать кто это? и почему его называют «Великим человеком России»)

2. Материалы для деятельности детей:

материалы для представления заданий и результатов деятельности:

- магнитная доска

материальные средства для деятельности детей:

- аудиозапись (музыкальное произведение) ;

- стихи;

- иллюстрации: «Пушкин читает свои стихи друзьям», памятников А. С. Пушкину, рукописей; (приложение 1)

- сборники стихов и поэм.

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- магнитофон;

- ноутбук;

- диктофон.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

1 этап: Мотивационно-целевой

Деятельность педагога:

Демонстрирует письмо, пришедшее по почте, зачитывает его содержание. Предлагает познакомиться с жизнью поэта, вспомнить его произведения, рассказать о них и послать Незнайке звуковое письмо.

Деятельность детей

Знакомятся с содержанием присланного письма. Обсуждают содержание ответного звукового письма.

2 этап: Содержательно-деятельностный

Деятельность педагога:

Рассказывает краткие биографические данные А. С. Пушкина.

Предлагает рассмотреть портреты, иллюстрации и репродукции картин. Организует обсуждение в ходе беседы.

Отвечает на интересующие вопросы.

Предлагает поиграть в игру с мячом: объясняет игровые действия, предлагает повторить их; читает отрывок из сказки; бросает мяч ребёнку. Побуждает к оказанию помощи не ответившему ребёнку.

Предлагает разделиться на пары.

Организует следующую игру: знакомит с игровыми действиями; предлагает повторить их; даёт образец рассказа.

Осуществляет контроль и помощь во время составления рассказов.

Побуждает к оказанию помощи во время рассказывания.

Предлагает вспомнить и рассказать стихи об осени.

Напоминает о выразительности.

Читает образец рассказывания.

Обеспечивает музыкальный фон чтения стихов.

Деятельность детей:

Рассматривают портреты, иллюстрации и репродукции картин.

Участвуют в обсуждении, задают вопросы.

Повторяют игровые действия: ловят мяч, называют название сказки. Оказывают помощь тем, кто затрудняется.

Делятся на пары.

Повторяют игровые действия, достают картинку, за столами совместно в паре составляют рассказ, выходят к доске, называют сказку, рассказывают краткое содержание, высказывают главную мысль.

Оказывают помощь тем, кто затрудняется.

Выразительно читают стихи.

3 этап: Оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога:

Организует обсуждение информации для Незнайки.

Конкретизирует достижения каждого ребёнка и пары.

Подводит к выводу о значении творчества поэта для русской литературы.

Делает общий вывод о работе и хвалит детей.

Деятельность детей:

Обсуждают информацию для письма.

Высказываются о затруднениях при выполнении задания.

Делают вывод о значении творчества поэта для русской литературы. Благодарят друг друга за оказанную помощь.

Методы и приемы:

1. Игровой момент:

- Приход по почте письма от Незнайки с просьбой рассказать о «Великом человеке А. С. Пушкине»

2. Беседа «Жизнь и творчество поэта»

Рассказ воспитателя:

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.

После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года»).

Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений).

У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки".

Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.

Вопросы:

- Кто изображён на портрете?

- Где родился поэт?

- Что писал А. С. Пушкин?

- Каким человеком был поэт?

- О каком времени года любил писать поэт?

- Кто побудил поэта писать сказки?

- Что люди назвали в честь А. С. Пушкина?

3. Дидактическая игра с мячом «Вспомни сказку»

Отрывки из сказок:

- «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах… »

- «Долго у моря ждал он ответа,

не дождался к старухе воротился… »

- «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… »

- «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб… »

- «Тут соседи беспокоить стали старого царя,

Страшный вред ему творя… »

4. Дидактическая игра «Сказочный сундучок»

Иллюстрации к сказкам:

- «Сказка о золотом петушке»;

- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Образец рассказа:

«В сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» рассказывается о том, как дед жил с бабкой на берегу моря в ветхой землянке и было у них разбитое корыто. Дед ловил рыбу, а бабка пряла пряжу. Дед поймал «золотую рыбку» и отпустил её. Золотая рыбка сказала, что выполнит желания деда за его доброту. Он ничего не просил, а бабка заставила деда просить рыбку: дать им избу, сделать её дворянкой, царицей, владычицей морской. Рыбка сначала выполняла желания, но служить старухе не захотела и оставила её опять у разбитого корыта. Эта сказка учит тому, что много хотеть и просить нельзя, а то ничего не получишь».

5. Уточнение при составлении рассказа:

Вопросы:

- Кто герои сказки?

- Как начинается сказка?

- какие события происходили в сказке?

- Чем закончилась сказка?

- Чему учит эта сказка?

6. Чтение стихов об осени:

- «Унылая пора! очей очарованье! »;