"Роль средств массовой информации в жизни общества". 11-й класс

  • Труханова Елена Николаевна. зав. кафедрой истории и общественно-политических дисциплин
  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»

(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,

В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете

Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое