Урок по окружающему миру (1-й класс) "Велосипед в нашей жизни"

  • Познакомить детей с историей создания велосипеда;
  • уточнить знания детей об устройстве велосипеда;
  • составить правила юного велосипедиста на основе имеющихся знаний и жизненного опыта;
  • развивать творческое мышление, воображение;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение прийти на помощь ближнему; ответственность за собственное здоровье.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

  1. Постановка цели урока.

Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. К нам на урок пришёл наш старый знакомый Незнайка. Он очень торопился, по дороге упал, расстроенный пришёл к нам на урок. Незнайка просит нас о помощи. Друзей мы в беде не бросаем. Что случилось у него, я расскажу позднее. Пусть пока Незнайка с нами на уроке посидит, поучится.

Отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира?

Этот конь не ест овса,

Вместо ног 2 колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (ВЕЛОСИПЕД)

Итак, на сегодняшнем уроке мы поговорим о велосипедах, вернёмся в прошлое, побываем в настоящем и заглянем в будущее. Познакомимся с историей создания велосипеда, составим правила юного велосипедиста и, конечно, поможем Незнайке в его беде.

  1. История создания велосипеда.

Кто хотя бы раз в жизни катался на велосипеде?

  • У кого дома есть велосипед?
  • Что такое велосипед?
  • Для чего он нужен?
  • Кто знает, когда на свете появился 1 велосипед?

(Рассказ учителя с показом фотографий).

Учитель: До XIX века обычные люди и представить себе не могли подобный транспорт. И если бы на улицах древнего города случайные прохожие увидели человека на велосипеде, то его приняли бы за сумасшедшего или за пришельца с другой планеты. А всё потому, что велосипед придумали сравнительно недавно, в начале 19 века. Сложно сказать, кто же придумал нашего колёсного друга. Кто-то придумал колесо, кто-то педали и руль, а кто-то собрал всё это вместе, и получился велосипед. Таким “собирателем” В России считали крепостного кузнеца Ефима Артамонова. Якобы он в 1801 году к удивлению зевак прокатился верхом на 2-коллесном чуде по Ходынскому полю в Москве. Сейчас эту историю считают легендой.

В 1808 году в Париже появился двухколёсный самокат без руля. Изобрёл его барон фон Дрез, который назвал в свою честь – дрезиной. Ездить на нём нужно было, отталкиваясь по очереди ногами от земли. Не очень удобно, но зато быстро. Делали первые велосипеды из дерева. Трясло на таких велосипедах очень сильно, за это они получили прозвище “костотрясы”. Но тряска была не единственным недостатком самобеглой машины. Не было тормозов. Разогнаться было легко, а вот попробуй остановиться.

Само название “велосипед” такой транспорт получил, когда к переднему колесу механизма прикрепили рычаги и педали. В переводе это слово означает “быстрые ноги”.

Изобретатели заметили, что чем больше переднее колесо, тем с большей скоростью может ехать аппарат. Каждый хотел, чтоб его велосипед быстро ехал, а потому переднее колесо росло. Называли эти странные велосипеды “пауками”.

Кстати, резиновые шины тоже впервые появились на велосипеде. Английскому врачу Данлопу так надоел грохот от велосипеда его сына, что он взял резиновый садовый шланг, отрезал от него кусок и примотал бечёвкой к колесу. Вскоре он догадался надувать шины воздухом. Это ещё уменьшило шум и сделало ход велосипеда намного мягче.

А вот первый тормоз появился спустя 80 лет с момента изобретения велосипеда. Звуковой сигнал придумали уже позже.

Кстати, вот велосипед-тандем. На нём может одновременно ехать от 2-5 человек. Есть велосипеды с колясками.

Был велосипед для женщин со специальными туалетными столиками. Она всегда могла привести себя в порядок: достать из ручки тормоза щипцы для завивки волос, нагреть их на газовом фонаре и поправить растрепавшиеся кудряшки. И все, не сходя с велосипеда.

Сегодня в мире используют более миллиарда велосипедов. Он остаётся самым распространенным видом транспорта. Японию, по праву можно считать велосипедной страной. Там велосипеды есть в каждой семье. А власти города разработали специальные велосипедные стоянки.

- Какие ещё бывают велосипеды? (Горные, каскадёрские, городские, спортивные, детские, подростковые, цирковые. Появились солнечные, электровелосипеды).

Вывод: Что же всё-таки такое велосипед в первую очередь? (Средство передвижения).

  1. Устройство велосипеда.

Учитель: Я уже говорила, что Незнайка очень к нам торопился, по дороге неудачно упал и поломал свой велосипед. И теперь не знает, как его обратно собрать. Давайте ему поможем.

- Из чего состоит велосипед?

(Учитель выкатывает детский велосипед, после отгадывания загадок, дети по очереди выходят к доске и показывают его составные части, говорят, для чего они нужны).

  • Самая главная часть, к которой прикреплены другие его компоненты – РАМА
  • Управление велосипедом доверяют ему – РУЛЬ
  • Предмет, на который садятся в момент передвижения – СЕДЛО
  • Их бывает 2, 3 или даже 4. С их помощью происходит само движение велосипеда - КОЛЕСА
  • Они служат для передачи мускульного усилия на колёса – ПЕДАЛИ

Учитель: Откройте учебник и скажите, каких частей не хватает на нашем велосипеде, но они есть на картинках?

- Почему же их нет?

- Кто может кататься на этом велосипеде?

- На каком по номеру велосипеде может кататься взрослый, ребёнок, подросток?

Конечно, для каждого возраста есть свой велосипед.

а). Практическая работа “Собери велосипед”

На доске в разбросанном порядке прикреплены части велосипеда. Дети собирают его и называют составные части.

Учитель: Теперь Незнайка домой в свой Цветочный город пойдёт уже не пешком, а поедет на своём велосипеде. Кстати, а что он на себя наденет? Вдруг опять будет неловким и упадёт. Как ему стоит одеться? Научим?

б). Игра “Собери в дорогу велосипедиста”.

Велосипедный насос, предметы спортивной экипировки (шлем, наколенники, налокотники).Одеваем “манекен” и говорим, для чего нужна каждая деталь.

Учитель: В дорогу собрались. Нас приглашает прокатиться во дворе кот Леопольд. По дороге нам пока ездить нельзя. По закону только с 14 лет можно кататься на велосипеде по проезжей части.

(Под музыку “Кручу, кручу, кручу, педали кручу…” дети вместе с учителем “едут”).

  1. Решение проблемных ситуаций.

Учитель: В жизни человека бывают разные ситуации и, оказавшись в них, надо находить правильные решения. Кот Леопольд решил проверить настоящие ли мы велосипедисты. Он подготовил для нас несложные вопросы.

  • Карточка № 1. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать своё мастерство и убрал руки с руля, снял ноги с педалей. Чем закончится такая езда?
  • Карточка № 2. Какие части тела укрепляет езда на велосипеде?
  • Карточка № 3. Если на планете все автомобили заменить на велосипеды, это хорошая или плохая идея? Почему?

в). Конверт со знаками “Велосипедная дорожка”, “Движение на велосипедах запрещено”.

(Дети рассказывают, что они обозначают).

Вывод: Давайте ещё раз повторим, как нужно пользоваться велосипедом и какие правила езды на велосипеде должен соблюдать каждый велосипедист.

  1. Практическая работа.

Учитель: Мы совсем забыли про Незнайку. Он ведь неслучайно торопился к нам на урок. Ехал за помощью. Дело в том, что, покатавшись на автомобиле Винтика и Шпунтика, поломал Незнайка последнее средство передвижения в Цветочном городе. Все малыши-коротыши обиделись на Незнайку и попросили его уйти из города. Давайте ему поможем вернуться в Цветочный город. Я знаю как. На партах у вас лежат последние модели велосипедов для малышей-коротышей. Мы за считанные минуты исправим несчастное положение Незнайки и поможем ему с чистой совестью вернуться домой. Сделанные велосипеды упакуем в посылку и отправим по почте в Цветочный город.

(Дети обводят контуры велосипедов, разукрашивают их и крепят на доску ).

- Какие мы сегодня молодцы. Что мы успели сегодня сделать за урок?

- Что такое велосипед? Для чего он нужен?

- Какие правила езды на велосипеде знаем?

- Вы хорошо потрудились. Спасибо за урок.