ЛИСТЫ КАМЕННОЙ КНИГИ

«ЛИСТЫ КАМЕННОЙ КНИГИ».

Цикл занятий о жизни и культуре первобытных людей

Предлагаемый вашему вниманию цикл занятий для учащихся 2- 4 классов, рассчитанный на 9 занятий (продолжительность занятия - 45-50 мин.), частота встреч – 2 раза в месяц. Цикл был апробирован в отделе эстетического воспитания РГДБ в 2008-2011 гг. на регулярных занятиях с группами учащихся с 1 по 5 кл.

Мы обратились к теме первобытного мира, так как она близка детям младшего школьного возраста – именно в этом возрасте большую роль в деятельности ребенка играют познавательные мотивы и высока потребность в осмыслении устройства мира в целом и роли человека в нем.

Изучение первобытной культуры даёт прекрасный, а главное, доступный пониманию ребенка 7-10 лет материал для создания цельной картины мира, показывает примеры взаимодействия человека с природой и обществом, рассказывает о зарождении всех видов человеческой деятельности.

Знание первобытной культуры – это база для последующего изучения всей истории развития культуры. И к какой бы области человеческой деятельности мы не обратились бы, будь то, искусство, религия, производство или социальные институты – истоки ее лежат в первобытном мире.

Конечно, говорить о глубоком и всестороннем изучении жизни первобытного общества в рамках данного курса не приходится. Но через знакомство с художественной и научно-познавательной литературой (адаптированной для данного возраста), через эмоциональные проживания материала в игровой и творческой деятельности, мы стремились оживить в представлениях детей картину того далекого мира, дать им ощущение связи поколений и культур от первобытных времен до наших дней. Сравнивая образ жизни наших предков с реалиями сегодняшнего дня можно попытаться понять, в чем человечество ушло далеко вперед, в чем осталось прежним, а в чем проиграло.

Содержание цикла

Занятие 1. «В пещере первобытного человека»

Жизнь людей древнекаменного века: условия жизни, жилище, добывание средств существования, общественное устройство.

Коллективный просмотр и обсуждение диафильма по повести французского писателя Д’Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».

Занятие 2. «Охотники каменного века»

Отношение древнего человека к окружающему миру. Охота и собирательство.

Магические обряды подготовки к охоте. Чтение отрывков из книги С.Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Следы лесных великанов»).

Изображение животных эпохи палеолита: просмотр диапозитивов и репродукций.

Творческая деятельность:

Изображение животных – объектов охоты при помощи угля, сангины и мела на листах тонированной бумаги.

Занятие 3. «Колдовская пляска»

Подражательная магия: танец и пантомима в обрядах подготовки к охоте. Чтение отрывков из книги С.Покровского «Охотники на мамонтов» (глава «Колдовская пляска»).

Зарождение музыки. Первые музыкальные инструменты. Прослушивание музыкальных фрагментов реконструкции звучания древнейших музыкальных инструментов.

Творческая деятельность:

Танцевальные пантомимы по мотивам первобытных охотничьих танцев.

Занятие 4. «Тотемизм»

Отношение первобытного человека к окружающему его миру. Животные как объект поклонения. Животные – «предки». Тотемизм. Обряд примирения с душой убитого животного.

Чтение отрывка из книги А. М. Линевского «Листы каменной книги» (часть 2, глава VII).

Знаки принадлежности к роду. Часть вместо целого.

Творческая деятельность:

Изготовление «зубов» и «клыков» животных для магического ожерелья из пасты для моделирования Jovi или любой другой прочной, затвердевающей на воздухе массы для лепки. (Не забудьте сделать достаточно большие отверстия для нанизывания изделий на шнурок пока материал не высох.) Изготовление «камней» из солёного теста.

Занятие 5. «Первобытные моды»

Забота человека о своём теле. Сложная роль украшений, одежды и грима

в первобытном мире. Маскирующая и боевая раскраска тела. Украшения из раковин, перьев, камней. Украшения из когтей и зубов животных.

Творческая деятельность.

Создание украшения, несущего информацию о своем хозяине и придающего ему магическую защиту и силу.

Занятие 6-8. «Дом и очаг»

Древнейшие жилища: пещеры, землянки, шалаши, ветровые заслоны, переносные палатки.

Почитание огня. Мифы о похищении огня. Способы добывания огня.

Очаг. Внутреннее убранство жилищ. Картины домашней жизни. Понятия «свой» и «чужой». Обычаи защиты своей территории и обычаи гостеприимства.

Творческая деятельность.

Конструирование макетов первобытных жилищ из природных материалов.

Занятие 9. «Как было написано первое письмо»

Способы передачи информации у первобытных народов. Речь, жест, знаки, сигналы. Пиктография.

Творческая деятельность.

«Читаем» примеры пиктографических писем, «пишем» пиктографические письма.

Ниже приводится примерный ход нескольких занятий. Но, прежде чем перейти к их описанию, хотелось бы обратить внимание на несколько моментов.

При проведении занятия преподаватель должен регулировать объём подаваемого материала в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки, степени утомляемости. Для 2-3 классов важно создать эмоционально окрашенную картину жизни первобытных людей. 4 классу, чтобы упорядочить уже имеющиеся у них знания о жизни первобытных людей, можно дать более развёрнутую картину развития человеческого общества в доисторический период с делением на древнекаменный, средний каменный и новый каменный век. При этом можно избежать уточнения хронологических рамок этих периодов, дав лишь их общие характеристики:

Каменный век - время от начала употребления каменных орудий предками человека до появления первых орудий из металла.

Древний каменный век (палеолит) – первый период каменного века. В палеолите люди жили за счёт охоты и собирательства, они научились пользоваться огнём и изготавливать простейшие орудия из камня, шить одежду.

Средний каменный век (мезолит) наступил после ледникового периода. Люди продолжали жить только за счёт охоты и собирательства, но усовершенствовали свои орудия: изобрели лук, рыболовные снасти, каноэ, приручили собаку.

Новый каменный век (неолит) – время, когда люди перестали жить только за счёт охоты и собирательства (т.е. присваивать себе уже готовый продукт), но начали сами выращивать для себя растения и животных (земледелие и скотоводство). В это же время люди научились изготавливать посуду из глины и обжигать её. Время наступления этого периода в разных районах Земли различно. Некоторые народы, условия проживания которых, не благоприятствуют развитию земледелия и скотоводства, дожили за счёт охоты и собирательства до наших дней.

Важно чтобы эта периодизация могла опереться на уже накопленные учащимися представления о жизни первобытного человека. Поэтому можно дать её где-то в середине цикла, когда будет прочитана хотя бы одна повесть из жизни первобытных людей, и попытаться определить в какой из периодов жили её герои.

Второй момент, на котором хотелось бы остановиться – это творческие задания, являющиеся неотъемлемой частью почти каждого занятия. Они дают возможность предложить учащимся разные виды деятельности в рамках одного занятия, развивают у них творческое мышление и воображение, а также умения и навыки практической деятельности, мотивируют познавательную активность наглядными результатами собственного труда ребенка, а также дают ребенку ощущение причастности к далекому, но интересному ему миру его первобытных предков. При проведении творческой части занятия важно поддерживать игровую составляющую задания. К примеру, при рисовании изображения первобытных животных каждому ребенку предлагается представить себя первобытным охотником, совершающим магический ритуал и заканчивающим его символическим пронзанием зверя. При разыгрывании пантомимы (занятие №3) желательно снабдить мальчиков-охотников бумажными копьями и головными уборами, а девочек-оленей картонными рогами, так им легче будет войти в их роли.

Разумеется, до того как давать творческое задание детям, преподаватель должен сам выполнить несколько вариантов практической работы, чтобы иметь под рукой несколько наглядных пособий и лучше представлять себе, с какими трудностями могут столкнуться его ученики во время работы.

Занятие 1. «В пещере первобытного человека»

Тема занятия: жизнь людей в древнекаменном веке: условия жизни, добывание средств существования, общественное устройство.

После взаимного знакомства, занятие начинается с вопросов преподавателя о жизни людей в первобытном обществе, обращённых к детям. Степень их сложности варьируется в зависимости от возраста учащихся. Вопросы помогают сконцентрировать внимание аудитории, служат актуализации уже имеющихся у детей знаний, дают возможность преподавателю оценить уровень подготовки группы по данной теме.

- Чем, по-вашему, человек отличается от прочих живых существ, населяющих нашу планету (зверей, птиц, насекомых)?

/Он думает… Он умеет говорить. Люди носят одежду… Человек придумывает разные нужные вещи…и т.д./

- А как вы думаете, как давно люди стали носить одежду, научились готовить пищу на огне, строить жилища, мастерить различные полезные вещи? Как мы называем то время?

/ Миллион лет назад. Сто лет назад…Первобытное время…Каменный век. /

- Вы правы: это случилось очень давно. Так давно, что учёные до сих пор не могут назвать точное время, но они предполагают, что первые существа которые возможно были предками современного человека жили на Земле около2 млн. лет назад. Они уже умели пользоваться огнём, изготавливали простейшие каменные орудия, но внешне они ещё очень мало напоминали людей. Люди похожие на нас с вами появились на Земле примерно 100 тыс. лет назад, а может быть и 200 тыс. лет назад. Пусть учёные продолжают свои исследования, а мы будем называть это время «Первобытным миром».

- Расскажите, пожалуйста, как одевались первобытные люди?

- Как добывали себе пищу?

- Каким оружием и инструментами они пользовались?

- Почему это время называется «Каменным веком»?

- Какие ещё материалы, кроме камня, использовали первобытные люди? Что они из них делали?

- А откуда вы всё это знаете?

/ Дети называют книги, фильмы и др. источники информации./

- Вам было интересно читать эти книги, смотреть эти фильмы? А почему?

Ответы обсуждаются.

Затем преподаватель демонстрирует выставку книг и видеоматериалов по теме занятия, сопровождая показ краткими комментариями и сообщая попутно, где это можно взять. Подробнее он останавливается на книге Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» и предлагает посмотреть диафильм, сделанный на основе первых глав этой книги. (Диафильм заканчивается на моменте изгнания Крека из племени.)

После коллективного просмотра диафильма задаются следующие вопросы:

- Как вы думаете, мог ли девятилетний мальчик выжить в те времена один?

- Не кажется ли вам приговор племени слишком суровым?

- Кто считает, что приговор справедлив, поднимите руки!

- А кто считает его слишком суровым?

- Попробуйте объяснить ваше мнение. Что вы можете сказать в защиту Крека?

- Что побудило Крека оставить свой пост?

- Исправил ли он, то зло, которое причинил?

- Кто возьмётся обосновать решение племени?

- Думал ли Крек, уходя на охоту, что огонь может погаснуть? Если бы он не знал, как разжечь огонь, ушёл бы он с Ожо?

-Что случилось бы с племенем, если бы Креку не удалось разжечь огонь? (Например, он не нашёл бы палочки под камнем.)

- Почему Старейший говорит, что никто больше не может доверять Креку?

Отвечая на вопросы, дети должны осознать, что от действий одного человека, мальчика девяти лет, могла зависить жизнь всех членов племени. Неисполнение долга, нарушение запрета в те времена могло повлечь за собой тяжелейшие последствия не только для нарушителя, но и для всего его рода. Поэтому первобытный человек относился к соблюдению общепринятых норм поведения, гораздо серьёзнее, чем современные люди. Простить Крека означало бы впредь разрешить и другим членам племени поступать подобно ему.

- Как вы думаете, почему простили Ожо?

- Легко ли было охотникам принять решение об изгнании Крека?

- Почему?

Изгнание – крайняя мера наказания в первобытном обществе, ибо каждый член рода мыслился его неотъемлемой частью, и все жили, как одна большая семья. Вне этой семьи жизни не было.

Далее преподаватель рассказывает о социальном устройстве первобытной общины, задавая при этом как можно больше вопросов.

- Как вам кажется, справедливо ли распределялись обязанности в первобытной общине? Что делали мужчины?

- Что делали женщины?

- Что входило в обязанности детей?

- Кто обучал детей?

- Как делилась пища?

- Кто принимал решения регулирующие жизнь всего племени? и т.д.

Подводя итоги занятия, желательно дать домашнее задание: посмотреть на каких животных, и какими способами охотились первобытные люди.

Занятие 6-8. «Дом и очаг»

Тема занятия: поселения и образ жизни первобытных людей, первые жилища.

- Зачем человеку нужен дом?

- А первобытному человеку нужен был дом? Зачем?

- Так ли удобна пещера для проживания в ней людей? Ведь в ней темно, сыро, холодно.

/можно разжечь костёр… нужен огонь/

- Вы правы, для жизни в пещере совершенно необходим огонь. Вы помните, как он почитался племенем Крека. Но не только им: огонь почитается во всех древних культурах. (Привести примеры почитания огня у разных народов. См. «Происхождение вещей» стр.93-95.)

- Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек умеет пользоваться огнём и разжигать его по своему усмотрению. Но так было не всегда. Откуда предки людей могли взять огонь?

/от горящего дерева, от молнии…/

- У многих народов существуют мифы о похищении огня у богов, например, у бога громовержца Зевса, или у другого племени. (Можно прочесть миф индейцев крик. См. «Происхождение вещей» стр. 177)

- Но даже согретая очагом пещера не всегда была лучшим жилищем для первобытного человека. Ведь часто в поисках пищи людям приходилось переходить с места на место. А пригодные для жизни пещеры есть далеко не везде. Вот и приходилось людям строить себе жилища собственными руками.

Преподаватель предлагает учащимся рассмотреть изображения первобытных жилищ: землянок, шалашей, ветровых заслонов, переносных палаток и т.д. и рассказать, для какого климата они предназначены, перечислить их достоинства и недостатки, определить какие из них использовались кочевыми племенами, а какие – оседлыми.

Творческая деятельность: Конструирование макетов первобытных жилищ из природных материалов.

Преподаватель предлагает учащимся объединиться в группы по 2 человека и создать макет первобытного жилища первобытного, взяв за основу одно из рассмотренных ими изображений. Наряду с рисунками в книгах преподаватель должен показать 2-3 готовых макета. Дети, рассмотрев изображения, сообщают преподавателю о своём выборе, и о том какие материалы и в каком количестве понадобятся им для работы. Желательно чтобы они зафиксировали это в письменной форме в 2-х экземплярах (для себя и для преподавателя). В оставшееся время учащиеся покрывают слоем пластилина (3-5 мм) кусок картона, который будет служить основанием макета, изображая землю.

Домашнее задание: приготовить к следующему занятию необходимые материалы (веточки деревьев, прутья, кусочки коры, листья папируса, гальку и т.д.), попросить взрослых заранее нарезать веточки в соответствии с рекомендованными преподавателем размерами.

Примеры макетов первобытных построек и порядок их конструирования можно посмотреть в книгах (см. список литературы №1 стр.16-19; №4 стр. 26-27;

№5 стр. 10; №6 стр.14-23).

Как показывает опыт, далеко не все дети принесут на следующее занятие все необходимое, поэтому желательно, чтобы у преподавателя имелся запас материалов для конструирования, заранее сгруппированный в «наборы».

Например, набор для конусной постройки:

  1. Прямые тонкие веточки длиной 18 см (6 шт.)
  2. Кусочек толстой нити для связывания верхушки каркаса
  3. «Шкура» из окрашенной ткани, выкроенная в форме 1/2 круга.
  4. «Колышки» из зубочисток (6 шт.)
  5. Пластилин

Набор для двускатных шалашей и укрытий:

  1. Две веточки с развилкой на конце длиной ок. 12-13 см.
  2. Прямая палочка длиной ок. 13 см.
  3. Тонкие прямые палочки длиной 15 см. (9 шт.)
  4. Моток ниток для связывания
  5. Материал – покрытие (варианты:
                  • «шкура» - прямоугольный кусок окрашенной ткани 32x30 см.;
                  • кусочки коры дерева;
                  • листья папируса, пальмы и т.д.)

Следующее занятие полностью посвящается практической работе по конструированию макетов первобытных жилищ. В начале занятия, пока дети продолжают покрывать основание работы пластилином и наносить контур постройки, преподаватель обходит учащихся, рассматривая принесенные ими материалы (при необходимости дополняя их из своих запасов), дает советы по порядку выполнения работы и, при необходимости, схемы с алгоритмом выполнения работы (см. приложение).

Занятие 8 начинается с рассматривания учащимися своих макетов, сделанных на предыдущем занятии. Преподаватель спрашивает, чего не хватает в макетах, чем бы хотелось их дополнить. Дети предлагают различные предметы, которые могли бы находиться внутри жилища или поблизости от него (домашняя утварь, оружие, сети, кости животных), а также обычно выражают желание «слепить человечков», чтобы оживить свой макет. Преподаватель соглашается, но предлагает уточнить, кто и чем может заниматься возле жилища. Дети представляют себе различные бытовые сцены из жизни первобытных людей. Очень часто кто-нибудь из мальчиков высказывает желание изобразить сцену нападения врагов. Это может послужить началом разговора о взаимоотношениях между общинами первобытных людей, об обычаях защиты своей территории и ведении переговоров с соседними племенами. Рассказ преподавателя можно проиллюстрировать отрывками из книг (Линевский А. «Листы каменной книги» часть2, гл.VIII; «Происхождение вещей» гл.VII). Интересно рассмотреть разницу в правилах поведения внутри племени (со «своими») и по отношению к представителями другого племени («чужим»). Можно задать детям вопросы: «Изменилось ли представление людей о границах «своей» территории?» (Что они считают «своей территорией»: дом, микрорайон, город, страну, планету Земля, ближний космос?)

Дети тем временем заканчивают работу над макетом, украшая его изображениями деревьев из сухих веточек, а также изображая людей и животных.

Список литературы к занятиям

1. Браниган К. Первобытные люди. / пер. с англ. М. Заславской – М. Эгмонт Россия Лтд. 2000.

2. Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век./А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк и др.- Мн. Харвест, М.:АСТ.,1999.

3. Дмитриева Н. А. Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. – М. Дет. лит. 1986.

4.Древний мир. полная энциклопедия / Ш.Хардман, Ф. Стил, Р. Теймс ; пер. с англ. А.Озерова. - М. Эксмо, 2006.

5. Жилища: Хижины, дома, дворцы / Ф. Макдональд; пер. с англ. Л. С. Векслер; худож. М. Бергин - М. Росмэн, 1995.

6. Парсонз А. Индейцы./ пер. с англ. Н. Гладковской. – М. Эгмонт Россия Лтд. 1999.

7. Линевский А. М. Листы каменной книги: Повесть - Петрозаводск: Карелия, 1990.

8. Покровский С. В. Охотники на мамонтов. Посёлок на озере: Повести - Пермь: Кн. изд-во, 1990.

9. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры/ Под ред. Е. В. Смирницкой. - М. «ННН», 1995.

10. Д’Эрвильи, Э. Приключения доисторического мальчика / Э. Д`Эрвильи. - М. Эксмо, 2005.

Видеоматериалы к занятиям

  1. Диафильм: Д Эрвильи. Приключения доисторического мальчика./ Худож. А. Кулешов.-М. студия Диафильм, 1989.
  2. 2. Слайд-фильм: Зарождение искусства и религии в древности. Учебное пособие для 6-х и 8-х классов / О. И. Волошина. - М.: « Радуга», 1990.

Аудиозаписи к занятиям

Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека./ Пояснения С. Н. Бибикова; текст читает С. Н. Бибиков; ударные В. И. Колокольников.-М. Мелодия, 1980[*].

Покрыть тонким слоем пластилина картонку формата А4, нанести границы будущей постройки, в центре постройки выложить очаг из пластилина.

Взять веточки с развилкой на конце и установить их вертикально по продольной оси постройки, укрепив с помощью пластилина. Установить в развилках ровную палочку в горизонтальном положении и закрепить ее с помощью пластилина и нити.

С помощью пластилина установить наклонные палочки, связав их верхние концы нитками.

Накрыть каркас «шкурами» (заранее окрашенной тканью) и закрепить нижний край «шкур» с помощью «колышков» (кончики зубочисток).