Спортивные игрушки

Именно подвижные игры больше всего развивают разнообразные движения детей. Они помогают вырабатывать ориентировку в пространстве, быстроту реакции. Не следует разделять детские игры и игрушки на "девчачьи" и "мальчишечьи". И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т. д. набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, серсо и бильбоке, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на самокате, велосипеде.

В играх со спортивными игрушками движения детей приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество. Подвижные спортивные игры помогают вырабатывать ориентировку в пространстве, быстроту реакции, решительность, упорство, смелость и многие другие ценные качества.

А как разнообразны эти игры! Одни проходят в быстром темпе, другие, наоборот, требуют осторожных, точных медленных движений, одни требуют силы, другие - только ловкости, одни сопровождаются песней, в другие играют без слов. В некоторые из них ребенок может играть и в одиночку, для игры в другие требуется несколько человек. Ряд игр предусматривает деление на команды, есть игры, где соревнуются двое.

Даже в одну и ту же игру можно играть по-разному, правила игры будут зависеть от возраста ребенка. Например, в кегли. Малыш двух - двух с половиной лет с расстояния в метр-полтора толкает большой шар по направлению к шеренге кеглей, расставленных взрослым, и хохочет от радости, если ему удается сбить хоть одну. В этом случае кегли расставляют так, чтобы расстояние между ними равнялось примерно диаметру шара. Вскоре он сам захочет их расставлять и научится, конечно, если ему помогут в этом.

Малыш не может играть один, он хочет, чтобы его успехи видели взрослые или старшие ребята. Поощрение его ловкости вызовет у него желание еще лучше целиться шаром, увеличить расстояние до кеглей.

Взрослый должен разделить с ребенком не только радость победы, но и радость игры. Для ребят лет четырех-пяти кегли можно уже ставить подальше друг от друга, подсчитывать попадания - "очки", определять победителя. Играющий с детьми взрослый обязательно должен дать возможность выиграть и ребенку, иначе постоянные неудачи со временем вызовут у него отрицательное отношение к игре.

Но и постоянные выигрыши ребенка, играющего со взрослым, тоже вредны. Они могут вызвать у малыша неправильное представление о возможностях взрослых, а иногда и хвастовство, зазнайство: "Подумаешь, папа! Я у него всегда выигрываю!"

Шести-семилетние дети играют в кегли, соблюдая уже более сложные правила, они знают фигуры по "старшинству", могут прочесть цифры на головке кеглей, расставить их в требуемом порядке, стараются попасть в фигуры большей значимости, подсчитывают очки. Ребята этого возраста играют чаще без взрослых, они уже умеют сговариваться при группировке команд, договариваться о правилах. Кроме общих установленных правил, они вводят иногда и дополнительные, например: нельзя вытягивать руку вперед из-за линии кона; кто попал в кеглю, имеет право на дополнительный шар и т. д.

Одни из самых древних игр - игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще и ходить как следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко - взрослый направит его снова в руки ребенка. И постепенно движения малыша становятся увереннее, он все чаще пытается встать. Вот руки оторвались от пола, ребенок поднимается. Первый шаг!

А после года малыш научится подбрасывать мяч, ударять им об пол, бросать в стену. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч - лови! Он, конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит, как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит. Наконец, с очень близкого расстояния, малыш впервые поймал мяч обеими руками и грудью сразу. Теперь уже он все чаще схватывает летящий к нему мяч.

К четырем годам ребенок сможет играть и небольшим мячиком. Постепенно он научится ловить и бросать его одной рукой. А в шесть-семь лет будет придумывать себе новые трудности, новые упражнения: бросит мяч, хлопнет в ладоши за спиной, под коленом, а затем поймает его.

Первые правила игр с мячом дети открывают сами, а иногда их подсказывают взрослые: ведь сами они когда-то тоже играли с этой веселой игрушкой. Потом пойдут игры с более сложными правилами: нужно будет попадать по мячу палкой или деревянной лаптой, загонять мяч в лунку, вырытую в земле, салить мячом товарища сначала стоящего, а затем и бегущего, попадать в цель, забрасывать мяч в корзинку и т. д. Хорошо, если взрослые могут научить детей разнообразным играм с мячом.

А сколько интересных игр с обручами! Так называемый "гоняльный" обруч так же, как и мяч, применим в играх детей разного возраста. Маленький, окрашенный в яркий цвет обруч, с удовольствием толкает перед собой трехлетний малыш. И ничего, что обруч часто падает: нагибаясь, поднимая его, выпрямляясь, ребенок делает много разнообразных, полезных для его развития движений. И вот он снова бежит, толкая обруч рукой, а несколько позднее - палочкой. Чтобы обруч не упал, движения должны быть точными.

Дети пяти-шести лет бегают с обручем по кругу, обходят нарочно поставленные препятствия, устраивают соревнования на скорость, катят обруч друг к другу или вперед, у кого дальше прокатится.

Семилетние и более старшие ребята играют уже с металлическим или пластмассовым обручем, подгоняя его проволочным крючком.

Во многих подвижных играх такой обруч становится "домиком", в который надо забежать или впрыгнуть играющим. Повешенный между столбами или деревьями обруч может превратиться в мишень, сквозь которую должен пролетать мяч или мешочек с песком, шишка или стрела с бумажным "оперением".

С любой из спортивных игрушек можно провести немало разнообразных интересных и веселых игр. А сложность заданных правил, длительность игры зависят уже от возраста и физического развития ребят.

Не все игрушки так универсальны, как мяч, обруч, прыгалки. Некоторые рассчитаны только на определенный возраст. Для развития первых движений самых маленьких детей нужны погремушки, мягкие игрушки с пищиками. А когда ребенок начнет ползать, рекомендуем дать ему шары, озвученные конусы или цилиндры для катания, яркие подвески для подтягивания.

Когда же ребенок встанет на ноги, ему помогут ходить игрушечные коляски, каталки. Особенно хороши каталки с движущимися игрушками: с белкой, машущей хвостом, зайцем с барабаном, вращающимися шариками, цилиндрами, конусами.

Сначала малыш катает игрушку на палке перед собой, а затем, когда шаги его уже станут увереннее, он тянет игрушку за собой на шнурке, оборачиваясь к ней не ходу. Это очень помогает координации его движений при ходьбе.

Часть игрушек, в которые играют дошкольники, пригодится детям, когда они пойдут в школу, только игры с ними станут более сложными, потребуют более интенсивных движений, применения силы.

В некоторые игры школьников могут играть дети старшего дошкольного возраста, например в детский бильярд, бадминтон, бильбоке, серсо, крокет.

Имеется большая группа игрушек, развивающих мелкие и точные движения рук. Обычно игры с такими игрушками предназначаются для детей старше пяти лет. Это бирюльки, "блошки", настольные игры "Волейбол", "Футбол", "Хоккей", игры типа "Будь ловким". В них от ребенка требуется внимание, осторожность, четкость, спокойные, рассчитанные движения рук или пальцев. Нужно ли покупать ребенку все игрушки и игры, о которых рассказано выше? Безусловно, нет.

Конечно, мяч должен быть у каждого. У малыша - большой, сначала для катания, потом для ловли и подбрасывания, у детей четырех-пяти лет - поменьше, примерно 15 см в диаметре. У пяти-шестилетних - большие мячи для коллективных игр и маленькие- 8-10 см в диаметре - для индивидуальных игр: такой и подбрасывать и ловить удобнее. Когда ребята отправляются в школу, им тоже понадобятся разные мячи: маленький - для лапты и других игр, большой - для первых игр в волейбол, баскетбол и т.п.

Ребенку четырех-пяти лет можно приобрести еще кегли, обруч, волчок; пяти-шестилетнему добавить прыгалку, одну-две спортивные настольные игры, например "Летающие колпачки", "Баскетбол", маленькую хоккейную клюшку; семи-восьмилетнему - бадминтон, бабки, может быть, городки; бадминтон.

К спортивным игрушкам причисляют также детские велосипеды, педальные автомобили, дрезины. Желательно, чтобы в игрушечном хозяйстве ребенка была одна из таких машин.

Хороши педальные машины без корпуса, каркасные. На них могут ездить уже не только малыши, но и дети пяти-шести лет. Особенно интересен педальный трактор: прицепляя к нему сеялку, грузы, ребенок может играть в различные игры, например в ремонт, а не просто вертеть педали. Дрезины хороши тем, что при езде на них нагрузка распределяется равномерно на руки и ноги; кроме того, если на велосипеде ребенок сидит все время слегка согнувшись за рулем, то на дрезине он делает примерно те же движения, что и при гребле на лодке, - сгибается и разгибается, подтягивая и отпуская резину. Не следует только разрешать ребенку долго ездить на дрезине или подниматься на ней в гору.

Приобретая игрушки, нужно учитывать силы и возрастные возможности детей.

Плохо, когда у ребенка нет нужной для его всестороннего физического развития спортивной игрушки, но еще более вредным может стать злоупотребление какой-либо спортивной игрушкой, особенно если в игре с ней непрерывно повторяются одни и те же движения. Вредно более двух-трех минут подряд прыгать через веревочку, бегать с вожжами, более десяти минут ездить на велосипеде и тем более на дрезине. Длительный утомительный бег, прыжки, силовые движения отрицательно влияют на неокрепшее сердце ребенка.

Неумеренное увлечение игрой в крокет или кегли, метанием мяча или кольца одной рукой может привести к различным искривлениям позвоночника. Любые силовые движения должны быть очень строго ограничены по времени и нагрузке. Посредством чередования игр следует добиваться разнообразия движений детей, смены напряжений различных групп мышц.

Желательно, чтобы взрослые принимали участие в подвижных и спортивных играх детей. Хотя силы и энергия их и детей несопоставимы, но в общей игре взрослому легче заметить начало утомления ребенка и потому, что у него самого наступает легкое утомление, и потому, что он не сможет не обратить внимания на то, как дышит ребенок, как начинают замедляться его движения.

Особенно важно наблюдать за детскими играми-соревнованиями. Стремясь достичь первенства, признания товарищей, ребята часто перенапрягают силы: бегают длительно на большие расстояния, поднимают тяжести, прыгают с большой высоты.

Когда взрослый замечает первые признаки наступления утомления, он должен предложить детям такую игру, в которой выигрывает осторожный, внимательный, точный.