ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЖИЗНИ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ

Горбатова О.В.. педагог-психолог Государственного бюджетного образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский детский дом»;

Лобач С.А. ассистент кафедры психофизиологии

и специальной психологии и педагогики.

психологическАЯ помощЬ детям

при подготовке к жизни в приёмной семье

В последнее время отмечается несомненно положительная тенденция увеличения количества семей, желающих усыновить или взять опекунство над сиротами. В то же время достаточно распространенной является ситуация, когда принимаемый в семью ребенок уже достиг старшего дошкольного возраста и имеет опыт проживания в государственном учреждении или в неблагополучной семье. Наши многолетние наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что такие дети испытывают ряд трудностей в процессе адаптации к жизни в условиях семьи. Воспитанники детских домов не всегда правильно отбирают и эффективно используют не только вербальные, но и невербальные средства общения, они затрудняются при выражении своих чувств, эмоций и состояний. Их мимика, жесты, пантомимика отличаются невыразительностью, скованностью (или наоборот, чрезмерностью), что формирует неблагоприятный перцептивный образ у партнеров по взаимодействию и приводит к трудностям во взаимопонимании.

Переход в семью сопровождается изменением привычной жизни ребенка, сменой не только бытовых, но и коммуникативных стереотипов. Недостаток знаний и опыта могут привести к дезадаптации ребенка в семье, к его дезориентировке в новой социальной ситуации.

Отсюда очевидна необходимость создания и реализации в условиях детских домов специальной программы подготовки детей к жизни в приемной семье. Исследователи дают разные ответы на вопрос, как готовить детей к передаче в семью. Концепция подготовки детей зависит от критериев оценки развития, которые используют исследователи. Можно выделить несколько подходов, понимание различий между которыми важно для разработки программы, подготовки детей к жизни в семье. Первый основывается на сопоставлении детей-сирот с детьми из семьи. Следующий обращается к истории жизни ребенка и к его опыту. Еще один подход в качестве центральной идеи рассматривает формирование навыков независимой жизни.

Наиболее распространенный в отечественной теории и практике подход к подготовке к приёмной семье основывается на сравнении детей из сиротских учреждений и из семьи. Данная традиция сложилась в ходе исследования развития детей в детском доме, осуществленном группой ученых Института общей и педагогической психологии АПН ССР. Развитие ребенка рассматривалось постадийно (использовалась периодизация развития, разработанная В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным), нормы развития были соотнесены с развитием ребенка из семьи. Данное исследование выявило отсутствие следующих знаний, умений и навыков у детей, воспитывающихся вне семьи: принятие и понимание того, что чувства важны, они не могут быть плохими и недостойными; понимание своих чувств и умение их открыть; понимание своих желаний и намерений; внутренняя эмпатия, умение настроиться на себя и объяснить свои переживания; понимание визуальных сигналов тела; способность чувственного познания окружающего мира, опора на эмоциональную составляющую понимания происходящего; способность быть спонтанным; принятие всех сторон жизни, включая смерть, страдание, рок; способность отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими; раскрываться в общении (давать людям информацию о себе); выражать чувства соответствующим образом; эффективно и целенаправленно выражать отношение при помощи жестов, мимики, позы, интонации; проявлять заботу и понимание [6, 7].

Исходя из этого, целью разработанной нами программы психологической помощи является преодоление трудностей детей-сирот в эмоциональной, двигательной сфере и формировании у них умений, знаний и навыков, необходимых для благоприятной адаптации к условиям жизни в приёмной семье. Основными задачами программы являются: учить понимать, принимать свои чувства и эмоции, уметь управлять своим состоянием, в том числе негативными эмоциями и страхом; учить распознавать эмоциональные состояния окружающих людей по различным признакам (мимика, пантомимика, жесты, интонация); учить открыто выражать свои чувства, переживания, желания, намерения при помощи мимики, жестов, пантомимики, речи; раскрываться в общении; учить понимать сигналы своего тела и правильно на них реагировать, контролировать двигательную сферу; учить принимать все стороны своей жизни, такие как боль утраты при потере значимых людей; познакомить с правилами поведения в семье, правами и обязанностями членов семьи, учить отстаивать свои мысли, чувства при взаимодействии с другими людьми; способствовать психофизической разрядке, спонтанности поведения, снятию телесных барьеров в общении; способствовать формированию положительной нравственной направленности личности; способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми формами (словесными, физическими, творческими); отреагировать на имеющиеся негативные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие полноценному развитию личности ребёнка; способствовать формированию навыков сотрудничества, разрешения конфликтов.

В ходе реализации программы помощи детям-сиротам используются следующие методические приемы: ознакомительные, разъяснительные беседы; чтение и анализ сказок, стихотворений, ситуаций из жизни; ролевое моделирование ситуаций (отрывков из сказок, сценок из жизни); этюды с неопределенным концом; развивающие, настольно-печатные, словесные игры; рисование, раскрашивание; психогимнастические упражнения [1, 2, 3, 4, 5].

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей 6-10 лет. Предусмотрено проведение системы из 20 индивидуальных занятий в течение трёх месяцев. Занятия проводятся с частотой 2-3 раза в неделю по 15-20 минут. Упражнения и задания программы пригодны как для работы непосредственно перед передачей в семью, так и в процессе адаптации ребёнка к новым условиям жизни.

Программа психологической помощи детям-сиротам при подготовке их к жизни в приемной семье включает пять этапов. На первом этапе работы важной задачей становится ознакомление ребёнка с различными эмоциональными состояниями людей, мимическими проявлениями настроения, которые испытывают люди в разных жизненных ситуациях. На первом занятии ребёнку предлагаются следующие типы заданий: определить настроение колобка по фотографиям (используются изображения-пиктограммы с разными эмоциональными состояниями), придумать ситуацию для каждой из эмоций, определить эмоцию по описанию ситуации, вспомнить ситуации, когда люди испытывают одну и ту же эмоцию.

В конце занятия ребёнку предлагается вспомнить и подобрать эмоцию к своему настроению в разные моменты жизни. Следующим шагом является переход от визуализации чувств к их вербализации. Важно объяснить ребёнку, что плохих чувств не бывает, бывают плохие поступки, не стоит стесняться своих чувств, так как все люди их испытывают и не боятся их выражать, чтобы быть понятым окружающими. На всех занятиях необходимо использовать метод обращения и переработки прошлого опыта, побуждать ребёнка вспоминать, озвучивать и перерабатывать события своей жизни, способствовать раскрепощению в общении.

На последующих занятиях центральным элементом становится проработка чувств гнева, страха и горя. Многие дети имели опыт переживания этих чувств, но не имели опыта их выражения. В качестве основной техники выражения используется опыт визуализации чувства страха, вины и гнева. Ребёнку предлагается нарисовать самый-самый ужасный страх, потом обсуждается, что необходимо убрать, чтобы страх перестал быть страшным.

На данном этапе работы также уделяется внимание рассмотрению чувств и эмоций окружающих людей. Для полноценного становления личности ребёнка необходимо формирование у него морально-нравственного компонента самосознания, развитие таких качеств, как эмпатия, чуткость, отзывчивость, умение ставить себя на место другого человека, преодолевая эгоцентризм, сочувствовать, сопереживать, понимать и уважать чувства другого человека. С этой целью используется чтение и анализ сказок нравственного содержания, рекомендуется просмотр и обсуждение мультфильмов. На данном этапе необходимо завести индивидуальный «альбом настроения», в котором ребенок выполняет рисунки в ходе занятий.

На втором этапе важной задачей является расширение знаний о вербальных и невербальных средствах общения между людьми. Необходимо обучение ребёнка пониманию и уместному использованию выразительных средств в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми. На занятиях происходит закрепление знаний о мимических выражениях настроения, формирование способности выражать свои чувства при помощи мимики, пантомимики, жестов, интонации, понимать настроения окружающих по невербальным проявлениям.

Методами работы являются: словесные игры, рассматривание и анализ иллюстраций с ситуациями из жизни с определением значений различных жестов, обыгрывание ситуаций с использованием выразительных движений.

На следующем этапе работы основной целью является формирование спонтанности и раскрепощения поведения. Большинство детей скованы, зажаты, имеют телесные барьеры в общении. Психогимнастические упражнения направлены на преодоление барьеров в общении, способствуют снятию психофизического напряжения, самовыражению детей [1, 2]. На занятиях используются этюды на выражение различных эмоциональных состояний, развитие воображения с помощью перевоплощений, чередование различных по характеру движений: быстрых и медленных, частых и редких, напряжённых и расслабленных. На данных занятиях центральным моментом является обучение детей пониманию сигналов своего тела, способности контролировать двигательную сферу, умению расслабляться и раскрепощаться.

Целью следующего этапа работы является формирование положительной нравственной направленности ребенка. Здесь ребёнку предлагается задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличать положительные и отрицательные черты характера. Необходимо учить его преодолевать негативные черты характера, способствовать развитию положительных качеств. Для рассмотрения выбраны те черты, которые знакомы и понятны детям с 5-6лет, а именно: отношение к людям (добрый - злой); отношение к труду (ленивый - трудолюбивый); отношение к вещам (аккуратный - неряшливый, щедрый - жадный); характеристика честности (честный - лживый); волевые качества (смелый - трусливый).

Основными методами работы на этом этапе являются обращение к известным сказкам, анализ поступков и качеств характера героев. Также используется проигрывание этюдов нравственного содержания, этюдов с неопределённым концом, с особым вниманием действенному компоненту: «Как я поступлю?». Кроме того, применяется метод рисования хороших и плохих поступков.

На заключительном этапе помощи ребёнку по подготовке к устройству в приёмную семью целесообразно формирование знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в семье. Понять правила и требования, освоить их поможет ролевая игра «Дочки-матери», а также использование кукол при ролевом проигрывании различных ситуаций из жизни семьи. На занятиях по принятию правил жизни в семье рассматриваются ситуации взаимодействия, возможные конфликтные ситуации, которые могут возникать в процессе жизни в семье (например, ребёнок очень устал, а мама просит оказать помощь; ребёнок не хочет ложиться спать; ребёнок хочет гулять, а родители очень заняты; ребёнок разбил новую чашку; испачкал чистую одежду). Важно научить ребёнка адекватным способам реагирования, навыкам выхода и разрешения возможных конфликтных ситуаций: адаптивным и конструктивным. Используется обыгрывание ситуаций с последующим переносом полученных знаний, умений и навыков в повседневную жизнь.

Таким образом, разработанная нами программа направлена на преодоление трудностей детей-сирот в поведении, общении, возникших в процессе депривации, и формирование у них необходимых для жизни в приемной семье знаний, умений и навыков.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М. Сфера, 2003
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в школе. – М. Сфера, 2003
  3. Калинина Р.М. Тренинг развития личности дошкольника. Игры, занятия, упражнения. – С-Пб. Речь, 2001
  4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М. Гном и Д, 2001
  5. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М. 1999
  6. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. Дубровиной И.В. Рузской А.Г. – М. 1990
  7. Шмидт В.Р. Психологические основы подготовки детей-сирот к семейной жизни. // Дефектология. – 2006. - №4. – С.55-61