43 Кризис 1-го года

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, нес послушания, капризов, которые ребенок чрезвычайно ярко проявляет Обойти кризис невозможно, через это проходят практически все дети Но для одних этот переход происходит проще, для других - сопровождается я серьезными, значительными поведенческими проявлениями Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их н азвалы \"кризисами развития розвитку".

Кризис возникает потому, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и поэтому не могут выполнять свои функции

В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым якобы вспыхивает изнутри Ребенок начинает понимать и разделять: я - ребенок, а он - взрослый, мы-разные В этом сущность к кризиса первого года жизни В таком возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, приобретается умение ходить, развиваются действия с предметами Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно нарушеннымиений.

Ребенок делает первый свой шаг Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире, находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними Детская любознательность, желание знакомым омыться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, проявляющийся в плаче, упрямства, недовольствонні.

Так воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого Ребенок хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленають, дают игрушки, когда хотят говорят, когда не хотят - - не говорят Она стремится быть самостоятельным, общаться по собственному желанию И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нетмає.

Так начинается кризис одного года Он становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желанию ребенка Капризы ребенка, в действительности, является показателем того, что взрослым пора менять свою поведин дыха и отношение к собственному ребенку Предыдущие стереотипы общения уже не спрацьовуютють.

Кризис первого года знаменует переход от периода младенца к раннему детству Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций Аффективные реакции у ребенка вы иникають, обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок Поскольку к этому времени ребенок активно ползем есть или даже овладевает ходьбой, то круг достижимых для него предметов резко увеличивается Вместе с тем все желания ребенка можно выполнять, поскольку они могут причинить вред самому ребенку или окружающим Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, падении на пол тощ тощо.

Проявления сильных аффективных реакций у ребенка связаны с определенным стилем воспитания в семье Это могут быть избыточное давление и недопустимость самостоятельности со стороны ребенка, непоследовательность в требованиях со стороны к орослих В период кризиса взрослые должны установить новые отношения с ребенком, предоставить ей определенную самостоятельность, проявить терпение и выдержку, что может смягчить симптомы и течение кризиса, помочь ребенку по збавитися острых эмоциональных реакцииій.

Главное достижение переходного периода - своеобразная детская речь, которую ЛС Выготский называл автономной Она значительно отличается от взрослой речи по звучанию и по смыслу Эти слова по звучанию иногда на агадують взрослые, хотя существенно отличаются от них Ребенок вкладывает в эти слова совсем иной смысл, чем взрослый человек, поскольку у нее еще не сложилась взрослая система понятий Она еще не может обобщать и предметы и ее слова становятся многозначными и ситуативными Многозначность слов заключается в том, что ребенок относит их к разным с точки зрения взрослого предметов и явлений Многозначность слов связана с условиями их возникновения - с ситуативностью Вообще автономная речь возникает только при условии яркого аффективного окраску ситуации воспринимается, и активности самого ребенка, эту ситуац ию переживает действует в ней Поэтому образование многозначности слов имеет эмоционально-действенный хай характер.

Еще одна особенность автономной речи своеобразие связей между словами Язык ребенок не отвечает законам грамматики Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга, напоминая ряд несвязанных х знаків.

Автономная речь ребенка понятна только тем взрослым, которые находятся постоянно с ней Общение с другими взрослыми с помощью такого языка невозможно, хотя неречевые средства - жесты, выразительная мимика, СУПР роводжують непонятные слова, в определенной степени помогает пониманиюю.

1 Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова - М: Академ, проект, 2001 - 704 с

2 Бауэр Т Психическое развитие младенца: пер с англ / Т Бауэр - 2-е изд - М: Прогресс, 1985 - 320 с

3 Валлон А Психическое развитие ребенка / А Валлон - СПб: Питер, 2001-208 с

4 возрастные и педагогическая психология / О В Скрипченко, Л В К-Линский, 3 В Огороднийчук и др. - 2-е изд, доклада - К: Каравелла, 2009-400 с

5 возрастных психология / под ред Г С Костюка - М. Сов шк, 1976-269 с

6 Возрастная и педагогическая психология / под ред М В Га-мезо - М: Просвещение, 2004 - 256 с

7 Давыдов В В Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В В Давыдов - М: Педагогика, 1986 - 240 с ^

8 Заброцкий М М Возрастная психология / М М Заброцкий-К: МАУП, 1998-89 с

9 Кулагина И Ю Возрастная психология / И Ю Кулагина-М: УРАО, 1999-176 с

10 Мухина В С Возрастная психология Феноменология развития / В С Мухина - М, 2007 - 640 с

11 Обухова Л Ф Возрастная психология / Л Ф Обухова - М, 2001-442 с

12 Павелко Р В Детская психология: учеб пособие для вузов работа студ / Р В Павелко, О П Цигипало - М. Академ-выдал, 2011-373 с

13 Павелко Р В Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб закл / Р В Павелко, О П Цигипало - М. Академвы-дал, 2008 - 432 с

14 Пиаже Ж Речь и мышление ребенка / пер с фр и англ / Ж Пиаже-М: Педагогика-Пресс, 1994 - 528 с

15 Полищук В М Возрастная и педагогическая психология / В МЛолищук - Сумы, 2007 - 330 с

16 Савчин М В Возрастная психология / М ВСавчин, Л П Василенко - М. Академвидав, 2006 - 360 с

17 Шаповаленко И В Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И В Шаповаленко - М: Гардарики, 2005 - 349 с

18 Швалб Ю М Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов / Ю М Швалб, И Ф Муханова; Киев нац ун-т им Т Г Шевченко; Макеев, экономико-Гуманитарий ин-т-Донецк: Норд-пресс, 2005 -

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter