Родилась 12.11.1964, Москва

Лауреат кинопремии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» (1988, «Маленькая Вера»)

Лауреат Гран-при «Золотой Хьюго» за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Чикаго (1988, «Маленькая Вера»)

Лауреат Пеpвого пpиза как лучшей актрисе на Международном кинофестивале в Женеве (1989, «Маленькая Вера»)

Маленькая Наташа

Наталья Негода родилась в Москве 12 ноября 1964 года. Уже в раннем детстве Наташа ощутила вкус артистической жизни – ее родители имели непосредственное отношение к творчеству: мама работала режиссером на телевидении, а отец был актером. Учиться девочка не любила, а школьная рутина долгое время вызывала панический ужас, ведь Наташа мечтала не о катетах и уравнениях с какими-то неизвестными, а о балетных антраша: «Со школы учебу ненавижу, как вошла в нее, так и вышла – белым листком, только чуть помятым. Все время пыталась уйти в балерины. Была маленькая, страшная и толстая – щеки, как у барсука. Сказки читала до очень позднего возраста, плакала». Однако такой сентиментальный и романтический характер скрывался за неприметной в буквальном смысле внешностью – из-за роста на Наташу долго не обращали внимание ребята-ровесники и не принимали всерьез взрослые. А она представляла себя только актрисой – великой и гениальной, поэтому сразу после школы отправилась штурмовать театральные. В толпе статных красавиц будущая первая секс-бомба СССР, а пока «гадкий утенок» Негода просто терялась. Но девушка не сдавалась – сказывалось Скорпионье упрямство: «У меня была проблема с ростом: маленькая, никто не видит, поэтому на экзамен в Школу-студию МХАТ приходилось таскать в сумочке туфли с десятисантиметровыми каблуками и переобуваться в скверике. На «танцах», конечно же, свернула каблук, и к всеобщей радости уковыляла, извинившись». Первая мечта Наташи Негоды сбылась только через год – она стала студенткой Школы-студии МХАТ (мастерская О. Ефремова).

В 1986 году Негода окончила Школу-студию и пережила мучительный период показов в театры, который закончился приемом в ТЮЗ: «Мы всем скопом ходили показываться, и везде: нет, нет, нет, а когда меня взяли в ТЮЗ, мне казалось, что это грандиозный случай, а прошел год, и я поняла: боже мой, меня засасывает болото, мой талант гниет, моя молодость погибает». Юношеский максимализм Негоды – как и всякий максимализм 20-летнего человека – был вполне оправдан, к тому же, в 1986 уже закончились съемки в фильме Ю. Кары «Завтра была война» по одноименному роману Б. Васильева, где у Натальи была одна из главных ролей – десятиклассницы Зины: «Студенткой Б. Васильева прочла – «Завтра была война» - всю ночь прорыдала, пришла на учебу – режиссер Ю. Кара немедленно ко мне: «Хочешь сниматься в фильме «Завтра была война»?» - «Да. ». Именно благодаря этому фильму состоялось знакомство с начинающим режиссером В. Пичулом.

«Маленькая Вера»

Встреча с 27-летним режиссером Василием Пичулом произошла совершенно случайно. Вот что позже вспоминал Пичул о работе с Негодой: «Она пришла на студию Горького получать гонорар за роль комсомолки Зины в фильме «Завтра была война». Там ее увидел наш администратор и привел ко мне. Дальше были пробы. Сначала на роль Веры планировалась Ирина Апексимова. но ее пригласили в фильм «Башня». Негода не пыталась вызвать к себе никакой симпатии, про нее всегда рассказывали жуткие истории — как она ведет себя в жизни, как в театре… Получалось нечто ужасное, и я, конечно, не горел желанием приглашать ее в фильм. И когда Апексимова отказалась от роли, Татьяна Лиознова, бывшая по тем временам вроде продюсера, заставила показать еще раз пробы и выбрала Негоду. А я был так раздавлен предательством предыдущей актрисы, что мне было совершенно все равно». Вопреки ожиданиям режиссера и съемочной группы, Негода никак не проявляла свой пресловутый дурной характер: «С ней работать было легко, даже постельная сцена (первая откровенная в отечественном кино) далась на удивление просто. Она великая актриса, а про великих всегда говорят гадости. Она реально не понимала эту жизнь, но органично в нее вошла — это не от мозга идет, а от таланта. И я благодарен и судьбе, и Татьяне Лиозновой, потому что Негода стала тем нервом, который внес в фильм энергетику. Это мой первый фильм, в нем масса ошибок, но никто их не видит, потому что там есть энергетика». Возможно, именно эта сумасшедшая энергетика, а не обнаженная грудь Негоды привлекли в кинотеатры более 50 миллионов зрителей – и это в то время, когда о мощных пиар-технологиях и слыхом не слыхивали.

Так в конце 1980-х символом веры в то, что и мы будем жить лучше, стала маленькая провинциальная девушка Вера. Вера – отвязная и резкая, добрая и чуткая девчонка, рвущая от жизни всё, что удается. Но не то она рвет, и оторванные куски не доставляют радости. Да и что можно оторвать в провинциальном, рабочем поселке с дикими драками под портретами вождей, танцплощадкой и прочими прелестями социализма? Что могут сказать очумевшие от работы и борьбы за выживание родители только что окончившей школу дочери, найдя у нее в сумочке 20 долларов? Она задыхается, как и всем людям, ей нужны счастье и любовь. Вера вдруг понимает, что если не начать брыкаться и драться прямо сейчас, то серая рутина засосет навечно. Фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы. И главной «пострадавшей» стала Наталья Игоревна Негода. На исполнительницу роли маленькой Веры обрушился целый шквал эмоций – от негодования до восхищения… Негода хорошо помнит, как во время премьеры в Доме кино раздался возглас «Позор!» и большая группа покинула зал: «Мне кажется, что «маленькая Вера» - это не просто моя героиня. Тут другой смысл. Это маленький мир маленьких людей с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».

Кроме Негоды, в фильме снимались Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Александр Алексеев-Негреба, Александра Табакова, Андрей Фомин, Александр Миронов и Александр Леньков. А партнером Натальи, с которым по сюжету у нее был бурный роман и первая в отечественном кино эротическая сцена, стал студент первого курса Щукинского училища Андрей Соколов. «Сниматься с Наташей было вовсе не сложно. Говорят, будто она была капризной актрисой, - это абсолютная неправда. А к той постельной сцене режиссер настолько тонко и грамотно нас подвел, что никакого стеснения не возникало. И никакими первопроходцами мы себя не чувствовали, это была наша работа, и мы просто старались сделать ее качественно. А о том, что картину станут считать точкой отсчета нового кинематографа, мы даже не предполагали».

А между тем пресловутой сцены в картине могло и не быть. Режиссер Василий Пичул придумал ее уже после того, как отснял весь фильм. Просматривая материал, он понял, что не хватает чего-то такого, что «полоснуло» бы по сознанию зрителя. Вспоминает Андрей Соколов: «Мне неожиданно из Наташкиной квартиры позвонил Пичул: - Андрюх, приезжай, надо обсудить одну вещь. У нас не хватает чего-то такого, что «врезало» бы по-настоящему.

И мы сидели втроем, обсуждали. Надо сказать, Вася оказался очень мудрым человеком. Сколько ему тогда было – двадцать шесть, двадцать семь лет… Но он настолько тактично нас к этому подвел: надо работать, давай так – ну давай. Сцена-то была непростая. Вокруг нас стояло человек двадцать пять: кто со светом, кто с гримом, кто просто глазел. Но оператор нас вел: «Подвинься туда» - я подвинулся, «Сделай так» - я сделал. В общем, как-то прошло. ».

К сожалению, в свое время за формами Негоды почти пропало содержание этой великолепной драмы. Кинокритики советской школы как-то не заметили, что фильм этот глубокий и идеально воссоздает атмосферу среднего провинциального города. Что картина эта об одиночестве и безысходности, о маленькой Вере, большой Любви и робкой Надежде.

По опросу журнала «Советский экран» Наталья Негода была признана лучшей актрисой 1988 года, а фильм получил множество наград на международных фестивалях: Большой специальный приз жюри Международного кинофестиваля 1988 года в Монреале, премию ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля 1988 года в Венеции, Гран-при "Золотой Хьюго" за лучшую женскую роль Наталье Негоде на Международном кинофестивале 1988 года в Чикаго, приз «Голубой берег» Международного кинофестиваля 1989 года в Трое, пеpвый пpиз лучшей актрисе Наталье Негоде на Международном кинофестивале 1989 года в Женеве, приз «Феликс-89» за лучший сценарий Марии Хмелик, Гран-при за лучший полнометражный фильм на Международном кинофестивале 1989 года в Анже, приз киноакадемии "Ника-88" лучшей актрисе года Наталье Негоде, призы кинофестиваля «Созвездие-89» за роли второго плана Юрию Назарову и Людмиле Зайцевой.

Негода привнесла в образ максимум личного обаяния и ту меру исповедальности, которая сделала ее героиню символом поколения, а фильм – символом эпохи. Образ Маленькой Веры принес Негоде небывалый успех и крушение личного счастья. По крайней мере, именно из-за этой роли закончился трехлетний роман с Ефремовым-младшим.

Получив международное признание и всенародную славу, актриса Негода продолжала воплощать противоречивые образы зайчиков-попугайчиков на сцене московского ТЮЗА: «В театре кругом левые, правые, кривые, прямые, думай, что говорить, кому, как и где, и немедленно примыкай, а я от этого устаю. Не было ни врагов, ни друзей. Ни ролей. Зато все массовки – зайчики, попугайчики, клены и березки – мои. Пичул мне сказал: «Ну, и что тебе в этом? У тебя впереди открытый проект, поездки»». Негода задумалась, но не надолго – выбор между сомнительным будущим в ТЮЗЕ и сногсшибательными рекламными компаниями в Италии, Испании и предложением сняться в «Плейбое» был легким. В 1988 году Наталья Негода ушла из театра навсегда.

«Маленькую Веру» закупили для проката в 12 странах, а Наталья Негода изъездила полмира и даже выступала зарубежной соведущей на церемонии вручения «Оскара». Скандальный успех фильма принес Негоде дивиденды в форме предложения сняться для разворота «Плейбоя» - в СССР это было просто неслыханно. Как позже признается Негода, она приняла это предложение из интереса и из-за денег, и попросту не думала, что ее поступок будет иметь такой резонанс: «Я думала, что слухи не дойдут до Союза. Но «Плейбой» сделал мне такую рекламу, что, когда я приехала в Нью-Йорк, поняла, что придется выставлять вперед кулаки для защиты. В Америке я давала по 7 – 8 интервью в день». Через несколько месяцев слоган From Russia – with love! («Из России – с любовью!» - именно такой девиз был напечатан на одной из маек плейбоевской серии) стал самым популярным во всем западном мире.

Профессиональное мастерство Негоды сыграло с ней злую шутку, а точное попадание в образ Веры стало для актрисы не только триумфальным, но и роковым. Для зрителей Наталья Негода так и осталась «маленькой Верой». Роль Веры в фильме «Автопортрет неизвестного» (реж. В. Криштофович, 1988) осталась незамеченной, а ее Лена из фильма «В городе Сочи темные ночи» (реж. Пичул, 1989), столичная интеллигентка с несложившейся судьбой, снова взбалмошная и бунтующая, оказалась перепевом звездной роли.

В 1989 в интервью журналу «Огонек» самая популярная актриса советского кино откровенно рассказывала о своих страхах: «Я боюсь, что все, что со мной произошло, случайно. Сошлись звезды на небе. А завтра этого уже не будет. И жди следующих звезд. Мне было бы очень страшно не выезжать больше никогда за границу… Боюсь, что не будет предложений. Я хочу много зарабатывать денег, тратить их на себя и тех, кого люблю. Я боюсь, что наша жизнь развернется в обратную сторону. Боюсь, что мы идем по чужим следам и повторяем этапы чужого пути: поствьетнамский синдром, сексуальная революция, студенческие волнения ожидают и нас. Я боюсь потерять близких и любимых. Я очень боюсь остаться одна». Существует мнение, что человеком управляют его страхи. Эта причина кажется особенно убедительной, если страхи уравновешены заманчивыми перспективами: безденежье и вереницы «маленьких» Вер, Лен и Кать – на одной чаше весов, и «карьера Мишель Пфайффер» (насколько фантастически бы это не звучало), благополучие – на другой. И снова Негода сделала выбор. Решительно и бесповоротно.

Новая жизнь

В начале 90-х Наталья Негода окончательно перебралась на Запад, вышла замуж за русского эмигранта, экономиста по профессии, и поселилась в Лос-Анджелесе. Где живет и сейчас. Правда, уже без мужа. Наталья в Голливуде сыграла главные роли в трех фильмах: «Назад в СССР» (реж. Д. Сэрафьян, 1992), «Товарищ на лето» (1992), «Закон и порядок» (реж Томм Ли Уоллас, 1993) и «Every Minute is Goodbye» (1996). Актриса ведет затворнический образ жизни, иногда приезжает в Москву, с прессой почти не общается, на тусовках не появляется: «Я давно не работаю. Неинтересно стало. А сидеть и ждать, что вдруг позовут на очередную пробу и я стану Мишель Пфайффер. Вдруг не бывает. И Мишель Пфайффер я там никогда не стану. И вот как только я перестала реагировать на то, что моя жизнь все меньше связана с кино – с тем, чем я раньше зарабатывала деньги, - я стала свободна и счастлива».

В 2003 году Н. Негода стала героиней фильма Б. Бермана и И. Жиндарева «Звучная фамилия Негода, или «Маленькая Вера» 15 лет спустя», который с успехом прошел по Первому каналу.

Игорь BIN

Использованные материалы:

Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");

Наталья Негода на сайте www.kinox.ru;

Наталья Негода на сайте www.kinofilm.kz;

Наталья Негода на сайте www.dreamtech.ru;

Наталья Негода на сайте www.krugosvet.tu;

А. Терехов «Девушка нашей мечты» - Огонек, 1989;

В. Чумаков «Маленькая вера большой страны» (www.ogoniok.ru);