Влияние ИЗО на развитие ребенка

Влияние изобразительной деятельности на гармоничное развитие ребенка в возрасте от 2 до 7 лет. 

Нельзя недооценивать роль изобразительной деятельности в развитии ребенка. Она не только способствует нравственному, эстетическому умственному, трудовому и физическому развитию ребенка, но и определяет успешность прохождения им всех возрастных стадий. В этой статье будут рассмотрены два возрастных этапа: раннее детство и дошкольный период.

Ученые обратили внимание на то, что у детей сроки появления интереса к рисованию не одинаковы и колеблются от 11 месяцев до 4 лет. Но подавляющее большинство детей (с нормальным развитием психики) начинают рисовать на втором году жизни, одни - чуть раньше, другие - чуть позже.

Наблюдения за начальной стадией детского рисования показали следующее:

Ребенок начинает рисовать раньше в тех семьях, где взрослые чаще и больше пишут и рисуют дома. Он подражает родителям. Присмотритесь к тому, как сидит малыш, как он держит карандаш и особенно, каково его выражение лица. Подражание ведет не к полному повторению, а к переносу этого действия. Ведь цель действий взрослого ребенку пока еще не понятна, поэтому он, подражая чтению, все перепутал: книгу держит «вверх ногами», а в место того чтобы читать ее, он перечеркивает страницы, тем самым, обозначая «прочитанное». Как пишет Полуянов: «Подражая чтению, ребенок начал рисовать». (Полуянов Ю. А. «Дети рисуют». стр. 11. М. Педагогика. 1980 г). Ребенок Можно продолжить эту мысль: «Ребенок, подражая письму, начал рисовать». Так один мальчик заявил: «я нарисую, как он пишет»

Выделяют несколько этапов развития изобразительной деятельности

1) Время, когда ребенок берет в руки карандаш, совпадает со временем, когда он переходит от младенчества к раннему детству. Первые детские каракули лишь условно можно назвать рисунками. Сколько не вглядывайся в беспорядочное пересечение линий, точек, дырок на бумаге, никакого сходства с чем-либо конкретным не обнаружишь. Вначале дети даже не смотрят на то, что сделали на листе, только черкают. Ребенок получает удовольствие только от самого процесса черкания, удовольствие от движения руками. Это так называемый доизобразительный этап

2) «этап узнавания» проявляется (в среднем) в возрасте от 2,5 до 3 лет. Эта стадия играет в жизни ребенка определяющую роль. Характеризуя первые годы жизни, психологи говорят о том, что для ребенка действие с предметом существует отдельно от внешней формы предмета. Но как же начинает образовываться тот «мостик», который позволяет преодолеть разрыв между «представлениями-действиями» и «представлениями о видимом облике вещей»? Как же формируется та самая предметная деятельность (ребенок начинает понимать функции предметов), которая должна стать ведущей в раннем детстве?

После нескольких проб и ошибок ребенок начинает интересоваться результатом своих действий. Сделает рукой несколько движений, откинет голову назад, посмотрит на лист и улыбнется. Очень скоро малыш замечает, что штрихи и его движения как-то связаны. Движения, которые раньше ощущались и пропадали в никуда, теперь приобрели совсем иную форму,- они закрепились, на бумаге остались четкие следы движений его руки (это так называемая стадия узнавания предмета.). Малыш начинает связывать некоторые из каракулей с тем или иным предметом.

Впервые ребенок сам создал и обнаружил наглядный образ собственных действий. (Полуянов Ю. А. «Дети рисуют». Стр. 13 М. Педагогика. 1980 г) Вот этот «мостик», про который упоминалось выше. Теперь у ребенка появилась возможность увидеть результаты своих действий, увидеть себя, как бы со стороны. А происходит это оттого, что детские каракули - это образ и двигательный, и зрительный.

3) Постепенно ребенок переходит от названия уже нарисованного изображения к словесному формулированию того, что он хочет нарисовать (возникает намеренное изображение). Здесь начинается, собственно, изобразительная деятельность в полном смысле этого слова.

Важно отметить, в плане воспитания, что ребенок впервые сам начинает ставить перед собой цели, а не кто-то со стороны. Приучая себя в рисунке ставить конкретную цель и осуществлять самоконтроль в ее достижении, малыш готовит себя к самостоятельности и в повседневной жизни. С одной стороны это готовит ребенка к проявлению неизбежного кризиса трех лет, кризис «я сам», с другой стороны, изобразительная деятельность, при верном отношении взрослых, помогает успешно преодолеть его.

Это трудная задача для ребенка, но сколь важная для его дальнейшего развития и социализации. Он утомляется и отказывается заканчивать изображение. Но стремление ребенка к изображению предметов внешнего мира так велико, что все трудности постепенно преодолеваются. При этом ребенок продолжает развивать свою речь, проговаривая неоднократно то, что он рисует. Так же он развивает мелкую моторику, а она непосредственно влияет на развитие речи.

4) В младший дошкольный возраст (3-4 года) ребенок переходит на стадию изображения предмета с натуры. Это та стадия, когда он может сделать не только анализ изображаемого предмета и своей проделанной работы, но и последующий сравнительный анализ. Ребенок, перешагнув кризис трех лет, начинает сравнивать внешние обстоятельства со своим внутренним соответствием этим условиям и требованиям. Он учится осознанно соотносить свои действия с требованиями окружающих, что постепенно и готовит ребенка к поступлению в школу.

5) В среднем (4-5 лет) и старшем (5-7 лет) дошкольном возрасте психологи отмечают у детей наглядно-схематическое мышление. Одно из его проявлений - схематизм рисунка. Однако, подобные рисунки характерны только тем детям, которых не учили систематически рисовать. То есть целенаправленное обучение ребенка рисованию способствует избежать появления шаблонов представлений и т.д. Изобразительная деятельность развивает гибкость его ума, вариативности действий. Это позволяет ребенку, при поступлении в школу, легче воспринять новые условия и разнообразные уроки.

Роль цвета в развитие ребенка 

Рисуя ничего не обозначающие линии, здоровый ребенок отдает предпочтение цветным карандашам, нежели простым. В возрасте 3-4 лет, когда от каракулей малыш переходит к изображению внешнего вида предметов, в рисовании проявляется еще одна особая функция – функция цвета.

С каким восторгом ребенок работает цветом. Идущих человечков, малыш рисует одного зеленым, другого - синим, третьего - красным. На первых этапах цвет, как бы отделяется от вещей и явлений. Он подчеркивает только красоту. Когда его спрашивают, какая краска самая красивая, он отвечает: «Все красивые»

Эмоционально воспринимая цвет, ребенок использует его не для передачи реальной окраски предмета, а для украшения. То, что красиво он нарисует яркими чистыми цветами, то, что с его точки зрения злое и «нехорошее» нарисует темными, холодными красками

В начале даже кажется, что ребенок возвращается на предыдущий уровень, уровень каракуль. Выполнив узнаваемый рисунок, он так увлекается работой в цвете, что теряет полную связь с изображением. Мы видим только смешение цветов. На этом этапе происходит как бы замещение одного жизненного опыта другим. По большому счету ребенок перечеркивает предыдущий результат.

На втором этапе овладения цветом ребенок начинает соотносить реальный цвет предмета с тем, что он рисует. Кроме того, ребенок начинает стараться аккуратно закрасить рисунок, не разрушив его. В рисовании дети переходят от диффузных (неопределенных) образов, выступающих как знаки сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального мира. Теперь он учится апеллировать с различными свойствами предмета

При этом колорит работы (цветовая гамма) уже позволяет диагностировать различные психологические особенности в развитии ребенка. Изучение цветных рисунков раскрывает для взрослого интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, насыщенные и светлые краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм.

Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности. Что так же должно явиться сигналом для взрослого.

Не следует, правда, думать, что эти этапы ребенок проходит как что-то само собой разумеющееся. Не редко дети задерживаются на стадии «узнавания каракуль». Они «совершенствуются» в нанесении линий, кривых, точек, но на следующий этап не переходят. Происходит это оттого, что дети не получают «подкрепления» и руководства со стороны взрослых, что и приводит к подобному отставанию. Вследствие этого, замедляется и общее развитие ребенка, что может привести к существенным отклонениям.

Таким образом, через изобразительную деятельность были проанализированы два возрастных этапа в жизни ребенка. Представленная концепция рассматривает изменения в детских рисунках не как следствие смены возрастных периодов, а как условие успешного прохождения этих этапов и их смену один за другим. Все выше перечисленное позволяет нам утверждать, что именно изобразительная деятельность способствует гармоничному развитию детей в возрасте от 2 до 7 лет.