Оказывается…

детям трудно объяснить, что значит «надо», они пока только учатся управлять эмоциями. И приходится проявлять недюжинную фантазию, чтобы убедить ребенка сделать то, что ему не нравится и не хочется. Когда родительское воображение заканчивается, в ход идут долгие уговоры и давление. И тут уже ни одна из сторон не испытывает радости общения.

Но все-таки можно решить проблемы мирным путем.

Зачастую это занимает гораздо меньше времени и уж точно нервов. Главное, набраться терпения и задействовать игровой момент. Игра – самая естественная среда обитания детей, именно на этом уровне с ними проще договориться. И порой все, что нам нужно – просто подыграть нашим детям, чтобы даже самым неприятным и скучным моментам добавить интереса.

Итак, что делать, если ваш ребенок скрестил руки на груди и…

Не хочет одеваться:

- можно предложить завести будильник на пять минут и устроить соревнование: кто быстрее оденется до звонка будильника;

- или затеять спор: кто скорее будет готов к выходу, тот получит приз;

- можно поиграть в зеркало и попросить ребенка повторять действия в точности за вами. Вы надеваете носки, и ребенок носки. Вы – брюки, и ребенок брюки. Вы натягиваете свитер, и он – свитер;

- если ребенок забывчив и долго думает, что надеть, нарисуйте или распечатайте картинки, на которых изображена цепочка одежды в порядке надевания: носки-штаны-рубашка или колготки-маечка-юбка-кофта;

- заранее с вечера разложите одежду в порядке надевания.

Не хочет убирать за собой игрушки:

- скажите ребенку, что для самой последней игры перед сном нужно освободить пространство. Мы с сыном в качестве последней вечерней игры игры катаем пирамидные кольца по полу, и он знает, что для этого нужна чистая поверхность;

- заведите удобные контейнеры и корзины для игрушек. Младшим детям понравится собирать мелкие предметы в ведерко с ручкой. Детям постарше, но еще не готовым сортировать игрушки по типу, подойдут любые ящики крупного размера, куда можно складывать их без разбора;

- если это бусы, браслеты, заколки, их можно надеть на плюшевых зверей;

- для уборки выдайте ребенку его собственный инвентарь – маленький совок, веник, влажные салфетки. Дети любят, когда у них есть свои вещи, которые очень похожи на взрослые инструменты;

Не хочет умываться и чистить зубы:

- вместе выбирайте в магазине зубную пасту и щетку. Можно подобрать пасту с одним вкусом для утренней чистки, а с другим – для вечерней, чтобы было интереснее;

- покажите, что можно весело полоскать рот и булькать водой;

- чистите зубы друг другу;

- если ребенок старается разделаться с процедурой как можно быстрее, включите его любимую детскую песенку и договоритесь чистить зубы, пока песня не закончится;

- посмотрите вместе мультфильм «Птичка Тари» про крокодила, который никогда не чистил зубы, и они у него заболели. И как маленькая птичка Тари не испугалась помочь и почистить их крокодилу. Или перечитайте «Мойдодыра». Детям иногда нужно, чтобы урок был преподан со стороны, а не в виде родительского наставления.

Не хочет рано вставать утром:

- в нашей семье эта проблема решилась вкусными сюрпризами. По утрам птичка приносит сыну сюрприз на завтрак. Это могут быть яблочные дольки, финик, мармеладный мишка или орешек. Каждый раз – что-то разное и простое. Зная, что его ждет на кухне неизвестный сюрприз, сын не сопротивляется раннему подъему. А «птичке» всего-то нужно встать на минуту раньше ребенка и положить в чашку какое-нибудь лакомство;

- чтобы ребенку проще было открыть глаза, включите ночник в спальне или слабый свет в смежной комнате;

- многие дети любят просыпаться у родителей на руках. Пообнимайтесь, потянитесь, сделайте с ними ленивую зарядку прямо в постели;

- заведите тему про то, что им снилось, чтобы немного разговорить;

- самое главное – постарайтесь не торопиться по утрам. Уж лучше рассчитывать время с запасом и вставать пораньше, чем нервничать из-за возможного опоздания.

Не хочет принимать лекарства:

- если это микстура или травяной чай, предложите выпить ее через соломинку;

- если это ингаляция или физиотерапия, помогут песочные часы. Детям всегда интересно наблюдать за этим устройством и переворачивать часы. Купить песочные часы можно в аптеке;

- если это таблетка, растолките ее и позвольте ребенку накрыть ее шапкой из фруктового пюре, чтобы таблетку не было видно.

Не хочет идти пешком:

- раззадорьте детский соревновательный дух. Предложите измерить шагами расстояние от магазина до дома. Спросите, как думает ребенок, дойдете ли вы до нужного места до того, как досчитаете до ста;

- начните петь любимую песенку и предложите успеть добраться до пункта назначения до того, как закончится последний припев;

- поиграйте в сыщиков. Заранее возьмите на улицу песочное ведерко и предложите ребенку собирать в него по дороге интересные камушки, листья или небольшие палки;

- мы с сыном делаем эту игру разнообразнее, когда возвращаемся из детского сада. Например, выдумываем правило: «Каждый сыщик должен…», и здесь добавляется какое-нибудь умение: перепрыгнуть через бордюр, обойти лужу, добежать до столба. С заданиями дорога воспринимается гораздо веселее.

Не хочет укладываться:

- заведите и соблюдайте ритуал отхода ко сну. Маячок, после которого ребенок должен идти в постель. Пусть этот ассоциативный ряд будет неизменным. Например, передача «Спокойной ночи, малыши» – умывание – чтение – разговор – сон.

- дети-кинестетики обязательно оценят вечерний массаж как расслабляющую традицию;

- предложите ребенку сначала уложить его любимую игрушку и после этого вести себя тихо, чтобы не разбудить игрушку;

- побеседуйте, расскажите простую историю, вспомните по шагам, что вы делали сегодня, посчитайте что-нибудь шепотом. Мерность действий успокаивает и взрослых, и детей.

Не хочет мыть голову:

Чаще всего такой отказ обусловлен страхом попадания воды в глаза, и, если ребенок не соглашается откинуть назад голову, чтобы вымыть волосы, не касаясь лица водой, можно предложить ему следующее:

- приложить к закрытым глазам небольшое, сложенное вчетверо полотенце;

- надеть купальные очки или маску для ныряния;

- вымыть волосы сначала кукле, а потом уже себе;

- делать из мыльной пены шапки и забавные прически, смотреть на них в зеркало, а потом «счесывать» пену расческой (если, конечно, волосы не очень длинные и запутанные).