Консультация для родителей на тему: «Речь детей пятого и шестого года жизни »

« Речь детей пятого и шестого

года жизни »

Подготовила: Новикова О. М.,

учитель-логопед

К 5-6 годам - словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов.

Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит "намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонема тическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук "р".

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка. травмировать его психику.

МДОУ детский сад №1 п. Вейделевка

Консультация

для родителей

на тему:

« Обогащаем словарь детей»

Подготовила: Новикова О. М.,

учитель-логопед

В овладении речью испытывают трудности порою умственно и психически нормально развивающиеся дети. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет или по каким – то другим причинам часто отсутствует в детском саду. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а после поступления в школу – усвоение школьной программы.

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях, в играх и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, проговаривая все звуки, развивает фонематический и речевой слух.

Однако, большую часть времени ребенок проводит дома с родителями или во дворе со сверстниками. В общении с окружающими обогащается его словарь. Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Из этого следует: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги ( воспитатели, логопеды ) и родители действуют согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Педагоги должны грамотно планировать и осуществлять дальнейшую работу с родителями. Большинство педагогов используют известные формы работы с родителями по развитию речи: беседа, консультация, наглядная агитация, родительское собрание, анкетирование, семинары т. д.

Хочется остановиться на более интересных, новых и эффективных формах взаимодействия с родителями по развитию речи детей в старшем дошкольном возрасте.

Учитывая большую загруженность родителей рекомендую « играть на кухне» доступными предметами и материалами.

- Игра « Волшебные палочки». Из спичек сложить фигуры, узоры и другое. Игра. «Поможем маме», где предлагается ребенку перебрать рис, горох, гречку, пшено. Эти игры развивают мелкие мышцы руки.

- Игра « Угощаю» развивает словарный запас детей. Можно поиграть в «кислые», « соленые», « горькие» слова.

- Игра « Приготовим сок» развивает грамматический строй речи. Из яблок сок …( яблочный ). из груш сок…( грушевый) и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? ( из апельсинов).

- Игра на обогащение словаря ребенка « Доскажи словечко». Родитель называет фразу, а ребенок ее должен закончить.

Игр аналогичных большое количество и все они интересны детям, доступны родителям.

Родители постоянные гости и участники наших праздников. Праздники мы организуем на различные темы, которые охватывают различные стороны речевого развития. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями. В задания вводятся вопросы, где совместно с детьми соревнуются папы и мамы в проговаривании скороговорок, отгадывании загадок, чтении стихов, выученных самостоятельно и в другом.

Такое взаимодействие дает свои положительные результаты в овладении речью, в развитии словаря детей.