Оценка физического развития детей старше года

Среди адресованных педиатру вопросов часто встречаются просьбы оценить рост и массу тела ребенка. Это понятно – ведь темпы развития малыша в той или иной степени отражают его состояние здоровья. Потому нас столь волнуют параметры физического развития наших детей, их гармоничность и соответствие возрастной норме.

Представим, что сто 5-летних мальчиков выстроили в шеренгу по росту – от самого маленького до самого высокого. Первые трое будут восприниматься со стороны как очень маленькие по сравнению со сверстниками, 4-10 ребят – как низкого роста, 11-24 – будут квалифицироваться как дети с ростом ниже среднего. Мальчики, занимающие 25-75 места в этой шеренге, покажутся нам среднего роста. Те, что стоят на 76-90 позициях, будут восприниматься как выше среднего, на 91-97 местах – как высокие. Последние трое представятся со стороны очень высокими.

Если записать средний рост этих мальчиков в названных выше группах, получим простейшую центильную таблицу роста для пяти лет. Промежутки между семью цифрами в ней называются «коридорами». Если рост вашего ребенка попадает в четвертый-пятый коридоры (25-75-я центили), его расценивают как средний, в шестой – как выше среднего, в седьмой – как высокий.

Аналогично проводится оценка массы тела и окружности груди детей определенного возраста. Идеально, когда все показатели физического развития детей находятся в одних и тех же коридорах или расположены близко. Тогда физическое развитие ребенка считается гармоничным.

При оценке физического развития детей педиатр устанавливает соответствие реального возраста ребенка уровню его биологического развития. Если рост, масса и окружность груди расположены в пределах 25-75 центилей или не сильно отличаются от них, календарный возраст признается соответствующим биологическому. При резком отставании реальных параметров от средневозрастных норм говорят о задержке физического развития (ретардации). В случае значительного опережения средневозрастной нормы делается вывод об акселерации биологического развития ребенка.

Пользоваться центильными таблицами несложно, но они не всегда оказываются под рукой даже у профессионалов-медиков, что же говорить о родителях. Для простейшей оценки основных параметров физического развития ребенка можно использовать простые формулы.

Существуют разные формулы, позволяющие рассчитать долженствующий рост ребенка старше 1 года. В одних отсчет идет от 75 см (примерный рост в один год), в других – от 100 см.

100 см – это ориентировочный рост в четыре года. От года до этого возраста ребенок обычно прибавляет не менее 8 см ежегодно, после 4 лет – не менее 6 см ежегодно. Математически сказанное выражается формулами:

Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, закончила Саратовский государственный медицинский институт, аспирантуру ИФ СО АМН СССР. Являюсь автором статей и нескольких научно-популярных изданий. Имею опыт работы на участке, в стационаре, детском доме, ДОУ и санаториях; обучалась на курсах усовершенствования по фитотерапии. Совмещаю работу педиатром в санатории с преподаванием в медицинском колледже. Дважды бабушка.

Вопрос о необходимости приема витаминов всегда стоит остро. Ряд педиатров, да и родителей тоже, считают, что «пичкать» детей искусственными таблетками не стоит, всегда ведь есть под рукой морковь и яблоки. Другие специалисты считают, что курсы поливитаминных препаратов дважды в год, например, осенью и весной, помогают укрепить иммунитет и профилактируют дефицит необходимых для здоровья и развития веществ. Давайте разбираться, кто прав.

1 месяц жизни ребенка

Новый человек пришел в Ваш дом. Он так и называется - новорожденный. Первые дни жизни являются самыми тяжелыми для новорожденного малыша.

Он пришел в новый для него мир с более низкой и отчасти переменной температурой окружающей среды, с другой влажностью. Ребенок впервые стал самостоятельно дышать, питаться, вступать в контакт с множеством микробов. Вообще трудно перечислить все, что у него началось впервые - он начал самостоятельное существование.

В эти первые дни и недели жизни ребенок с помощью взрослых овладевает навыками регулирования процессов пищеварения, поддержания постоянной температуры тела, пытается соответствующим образом отвечать на внешние вызовы, начинает видеть и слышать. У малыша появляются врожденные умения (безусловные рефлексы: сосание, глотание, моргание) и первые проблески сознательной деятельности (условные рефлексы: движения губами).

Ребенок до 6 месяцев должен получать только грудное молоко, нет физиологической потребности во введении в его рацион дополнительной жидкости в виде воды, чая (черного, зеленого или травяного), соков, отваров и т.д.

3 месяц жизни ребенка

Пошел третий месяц жизни вашего малыша. Он растет, как говорится, не по дням, а по часам, и за предыдущие четыре недели заметно подрос и потолстел. Замечено, что из всех двенадцати месяцев первого года наиболее интенсивное увеличение массы тела и роста приходится на второй.

Двухмесячный ребенок весит в среднем 4300-4600 граммов, его рост достигает 56-60 см. Если ваш малыш весит немного больше или меньше - не беда. Конечно, масса тела - один из важных показателей здоровья, за ним обязательно нужно следить. Однако о правильном развитии судят не только по массе тела и росте, но и за их сочетанием со многими другими признаками.

На третьем месяце маленький человек уже обычно хорошо держит головку, дольше лежит на животе и даже пытается вставать, выгибая спинку, умеет радостно улыбаться, иногда даже смеется и лепечет. Малыш научился концентрировать взгляд и подолгу рассматривать игрушки, висящие над кроваткой, следит за яркими предметами, которые двигаются перед его глазами. Все это в целом свидетельствует о нормальном развитии нервной системы, мышц, органов чувств - всего организма.

5 месяц жизни ребенка

На пятом месяце продолжается совершенствование двигательных умений малыша. Он уже поднимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно переворачивается со спины на живот, садится, если ему немного помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.

Быстрыми темпами идет психическое развитие. Малыш до пяти месяцев узнает отца, мать и других близких, четко реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу нараспев лепечет. С удовольствием слушает мелодичную музыку. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

На пятом месяце закладываются первые «кирпичики» полезных и вредных привычек. Родители должны помнить об этом и всячески способствовать развитию полезных привычек и избегать - вредных.

Увеличение массы тела на пятом месяце в среднем равно 700 г, рост - 2,5 см. Пятый месяц - рубеж физического развития. У здорового ребенка в это время масса тела обычно вдвое больше, чем при рождении.

В возрасте 6 месяцев необходимо ввести прикорм с особым вниманием к обеспечению потребностей ребенка в железе и одновременно продолжать грудное вскармливание, то есть молоко остается основным продуктом для ребенка.

Прикорм - это продукты питания, которые вводятся в дополнение к грудному молоку (молочной смеси в случае искусственного вскармливания) ребенку первого года жизни.

7 месяц жизни ребенка

Во втором полугодии темп роста ребенка несколько замедляется. В течение седьмого месяца он подрастает в среднем всего на 1,5-2 см, масса тела увеличивается примерно на 600 г. Однако быстро развивается психика, гораздо более заметным становится интерес ко всему окружающему, особенно к взрослым и детям, их действий, речи.

На седьмом месяце жизни ребенка нарастает дифференцировка, целесообразность и точность движений. Размахивание погремушкой уже не удовлетворяет его. Малыш пытается стучать игрушкой по окружающим предметам. Если раньше он просто выпускал игрушки из рук, теперь все чаще бросает их. С каждым днем малыш становится все более ловким. И чем больше свободных движений ему предоставляется, тем увереннее он овладеет своим телом. Если ребенок случайно ляжет на жесткую игрушку, то уже не плачет, а просто скатывается с нее. У него появляются действия, связанные с учетом опасности окружающей среды. Играя с твердой игрушкой, себя уже не бьет. Ребенок ползает.

9 месяц жизни ребенка

На девятом месяце жизни ребенок уже уверенно стоит с опорой, переступает при поддержке за обе руки, а иногда и за одну. В свободном ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, книгу и т.д.), садится и встает с любого положения. С игрушками предпочитает играть сидя, это дает свободу движения рук, позволяет совершать повороты корпуса.

К девяти месяцам ребенок уже помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и другие. Повторяет за взрослыми даже незнакомые звуки. Разумеется, усваивает, а иногда и произносит слова-значения: «кис-кис» (кошка), «гав-гав-гав» (собака), «биби» (машина) и другие.

В это время рекомендуется, показывая ребенку новый домашний предмет, четко и коротко называть его. Ребенок еще не сумеет повторить название, но уже сможет запомнить ее.

11 месяц жизни ребенка

Одиннадцатый месяц жизни - своеобразный рубеж физического развития современного ребенка. В настоящее время масса его тела в 3 раза больше, чем при рождении - такой показатель правильности развития ребенка имеет наибольшую объективную ценность.

Ребенок в этот период стремится подолгу самостоятельно стоять и даже переступать, если его держать за руки. Иногда в этом возрасте малыш уже начинает передвигаться сам, держась за каталку, табуретку, толкая впереди себя стул. Малыш пытается сползти на животе с дивана, забираться по наклонной плоскости или по лестнице. Если падает, то плачет уже не всегда.

Дополнительные сведения

Методические пособия для проведения игр с целью развития. картонные книги, куклы, пирамидки с крупными и мелкими кольцами, фигурки животных, мягкие игрушки, машинка средних размеров со шнурочком, игрушечный металлофон, игрушечный телефон, коробочки разных размеров, цветов и форм с покрышками, мелкие предметы, ведерко, набор пластмассовой посуды.

Ребенок в возрасте 1 года должен получать разнообразный прикорм из каждой группы продуктов, уметь пить из чашки.

Яичный белок является аллергенным продуктом, поэтому до исполнения ребенку 1 года его добавлять в рацион не следует.

Особенности физического развития ребёнка 1, 2, 3 лет.

Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Когда ребенок открывает для себя возможность самостоятельно и свободно перемещаться в пространстве, для него начинается новая жизнь, открывается мир с неограниченными перспективами.

Если ваш малыш пошел, это не только праздник для всей семьи, но и дополнительные хлопоты. Теперь все время нужно «пасти» отчаянного путешественника, который исследует каждый уголок. И каждый новый поворот для него — «земля неведомая». Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства (кстати, она окончательно формируется только к одиннадцати годам). Он делает широкие шаги (один шаг ребенка — это половина шага взрослого), поднимает руки в стороны, чтобы держать равновесие, переваливается, как уточка, быстро набирает скорость, но пока что не справляется с «тормозами». Центр тяжести малыша смещен вверх. Это связано с тем, что у крохи слишком длинное туловище и руки, но относительно короткие ноги. Примерно к трем годам пропорции тела выравниваются и приближаются к пропорциям тела взрослого человека. К этому же времени малыш с легкостью осваивает двигательные навыки: бег, прыжки, смена направления движения, повороты, ходьба задом, подъем по лестнице и т. д. Ребенок открывает удивительные возможности собственного тела. В этот период необходимо поддержать зов природы и дать малышу свободу действий.

Человек — уникальное создание природы. Ни в один период своего развития дети не растут так интенсивно, как в первый год жизни. От года до трех рост и набор веса немного замедляются. Снижение интенсивности роста детей наблюдается до начала подросткового возраста. А дальше — снова скачок в развитии.

◈ Необходимо учитывать не только влияние окружающей среды на физическое развитие ребенка (уход, питание, экология), но и генетические факторы. У высоких и крупных родителей, конечно, может родиться Мальчик с пальчик или Дюймовочка, но больше шансов, что в такой семье будет расти богатырь или богатырша.

◈ Животик у малышей этого возраста выпячен вперед, а спина прогнута. Это связано с тем, что внутренние органы (которые тоже растут) пока что не помещаются в узкой брюшной полости.

◈ В этом возрасте у ребенка больше хрящей, чем костей. Последние еще мягки и эластичны. Процесс окостенения скелета еще продолжается. Однако уже хорошо укрепляются кости черепа и позвоночника.

◈ Малыши со временем теряют свой внешний «ангельский» облик: пропадают пухлые щечки, куда-то прячется выпяченное пузико, исчезают складки на ножках и ручках. Объем жировой ткани уменьшается, зато увеличивается объем мышц.

◈ Не сравнивайте рост и вес вашего малыша с другими детьми. Если ребенок нормально развивается, активен и в хорошем настроении, пусть вас не пугают его «кожа да кости» или, наоборот, лишние складки на животе.

Падать детям не так больно (скорее, обидно), как это может показаться. Масса их тела невелика, они находятся близко от земли. Падение для некоторых карапузов — занятная игра, еще одна забава. Не спешите поднимать ребенка, который шлепнулся на землю во время бега. Дайте ему возможность изучить обстановку и выработать собственную стратегию. Опасным считается падение спиной назад и удар затылком. Учите малыша правильно падать: вперед, опираясь на руки.