По популярности

Татьяна Тарасова Tatiana Tarasova Карьера: Фигурное катание

Рождение: Россия, 13.2.1947

Татьяна Тарасова - выдающийся советский и российский тренер по фигурному катанию. Заслуженный тренер СССР. Родилась 13 февраля 1947 года.Среди известных учеников Татьяны Тарасовой можно назвать таких как: Ирина Роднина, Алексей Ягудин, Илья Кулик, Наталья Бестемьянова, Марина Климова, Саша Коэн, Алиса Дрей, Джонни Вейр, Сидзука Аракава, Оксана Грищук, Барбара Фузар-Поли.

Родилась 13 февраля 1947 года в Москве. Отец - Тарасов Анатолий Владимирович (1918-1995), выдающийся стратег советской школы хоккея, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР, кандидат педагогических наук. Мать - Тарасова Нина Григорьевна, преподаватель физкультуры. Супруг - Крайнев Владимир Всеволодович, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и международных конкурсов, профессор Ганноверской консерватории.

Отец Татьяны Тарасовой - Анатолий Владимирович Тарасов - вписал неоценимый вклад в формирование, становление и завоевание международного признания отечественного хоккея. Начиная с первых хоккейных сезонов и кончая серединой 1970-х годов, на протяжении без малого 30 лет, он стоял у руля советского и армейского хоккея и был безусловным лидером посреди хоккейных тренеров.

Сам А.В. Тарасов выступал за команды: ВВС МВО (1946-1947), ЦДКА, ЦДСА (1947-1953). Как игрок трижды был чемпионом СССР (1948-1950), провел 100 матчей, в которых забросил 106 шайб.

Тренерскую карьеру начал ещё в 1946 году, на протяжении сезона возглавляя команду ВВС МВО. С 1947 по 1975 год он - старшой тренер ЦДКА, ЦДСА, ЦСК МО, ЦСКА - чемпиона СССР 1948-1950, 1955-1956, 1958-1960, 1963-1966, 1968, 1970-1973, 1975 годов, обладателя Кубка СССР 1954-1956, 1966-1969, 1973 годов.

В 1958-1960 и 1962-1972 годах А.В. Тарасов - старшой тренер сборной СССР. Именно под руководством А. В. Тарасова и А. И. Чернышева сборная СССР выиграла кряду девять чемпионатов мира (1963-1971) и три Олимпиады (1964, 1968, 1972), одиннадцать раз становилась сильнейшей в Европе (1958-1960, 1963-1970).

Тренером Тарасов был не обычным. Недаром его школу изучали и изучают до сих пор и в Европе, и за океаном. Безусловно - Личность. Огромная энергия, творческий розыск, выдающееся чутье на игроков и - умение выжимать из них в игре все по максимуму. Он выбирал лучших безошибочно. И так же безошибочно он создавал звенья, в которых произвольный, дополняя товарища, становился звездой.

Те, кто видел его во время соревнований, наверно помнят его пылкие жесты, обращенные к своим подопечным, его тигриное вышагивание вдоль скамейки запасных игроков.

"В спорте ни в коем случае не разрешено стопориться, - говорил Анатолий Владимирович. - Когда соперники равны, итог может попасть случайным. Надо быть на голову выше. Только тогда разрешено усмирить, одолеть, ликвидировать любого соперника. Я шибко люблю своих ребят. Именно потому требовал с них то, чего ни в жизнь не мог совершить никто другой".

По наблюдениям другого выдающегося советского тренера Александра Яковлевича Гомельского, А.В. Тарасов был шибко непростым, жестким тренером: "Он ломал людей, но этой ломкой на самом деле он и мог созидать уникальные характеры".

В 1977 году, в Артеке, во время детских "Стартов надежд" Анатолий Владимирович беспрерывно выступал перед пионерами, и одно из таких выступлений непроизвольно вылилось в тренировку: прямо на асфальте, до крови обдирая коленки и локти, ребятня сообща с хоккейным корифеем вертела кульбиты, бегала со штангой, прыгала посредством скамейки и если бы в тот самый миг Тарасов сказал, что надобно скакнуть в море и поплыть в Турцию, поплыли бы все, охватывая вожатых, да и легко зрителей.

Сегодня его дочка - Татьяна Тарасова - знаменита без малого так же, как ее папа. Ее называют человеком, одержимым профессией. Она воспитала 11 олимпийских чемпионов, ее ученики завоевали в общей сложности 38 золотых, 15 серебряных и 5 бронзовых медалей на соревнованиях самого высокого класса, в том числе 6 олимпийских золотых медалей. Среди ее воспитанников были Ирина Роднина и Александр Зайцев, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Паша (Оксана) Грищук и Евгений Платов, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Илья Кулик, Алексей Ягудин.

Спорт она полюбила с детства, ходила на тренировки отца, а когда его воспитанники выигрывали на хоккейных чемпионатах, бросалась к экрану телевизора и перецеловывала всех. В 5 лет папа привел ее в фигурное катание: "Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научится". Он воспитывал ее сурово, как мальчишку. "Никогда не забуду, как одно время наша милая и нежная мать по приказу отца всякий день в семь утра и в любую погоду выгоняла нас с сестрой Галей на улицу совершать зарядку, - рассказывала как-то Тарасова. - По-моему, папа долговременно постигнуть не мог, что у него родились две дочки, а не два сына".

Кататься Татьяна начала с Людмилой Пахомовой, в дальнейшем известной фигуристкой, обладательницей всех мыслимых титулов в фигурном катании. Занимались на Стадионе юных пионеров. Тогда их считали не чересчур способными фигуристками, но артистками отменными. Однако папа был категоричен - актрис в семье не было и ни в жизнь не будет. По его настоянию Татьяна пошла в Институт физкультуры (1964-1969), хотя мечтала обучаться в ГИТИСе на балетмейстерском.

В паре с Георгием Проскуриным Татьяна Тарасова победила на всемирной Универсиаде, но на пороге 19 лет из-за тяжелой травмы она вынуждена была оставить лед. Тогда, пожалуй, она впервой поняла, что без фигурного катания ей будет сильно тяжко. В единственный пригожий день она поставила в известность отца, что решила сделаться тренером, и стала действовать.

Девушка отважно взялась тренировать мастеров уже довольно высокого класса. В первой ее группе занимались Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Сергей Волгушев, а кроме того начинающие Ирина Моисеева и Андрей Миненков. Отец ни при каких обстоятельствах не хвалил Татьяну. Этого не было принято в семье. Вот и тогда он недоверчиво хмыкнул, причем публично, в печати: сперва-де с новичками ей повозиться бы, набраться опыта. Но Татьяна доказала, что ей по силам эта ответственная работа: в свои двадцать пять она стала Заслуженным тренером России, а в двадцать восемь - Заслуженным тренером СССР, самым молодым в стране. Единственная же оценка труда дочери прозвучала из уст Анатолия Владимировича только затем победы Климовой и Пономаренко на Олимпиаде-92 в Альбервилле, когда, обращаясь к дочери, он сказал: "Коллега". А для Тарасовой это была уже шестая Олимпиада (!) и третья золотая олимпийская медаль!

Конечно, папа вечно помогал ей советом. Он любил дарить дочери красивые толстые тетради и требовал, чтобы она вела скрупулезные записи своих планов, рисовала придуманные спортивные упражнения. Однако тетради эти по большей части пустовали, в силу того что что гений его дочери, ослепительный и щедрый, имеет особое свойство: в нем порыв, а не логика. Она ищет в фигурном катании красоту душевного порыва. И как раз отседова проистекают ее беззаветная смелость и пренебрежение к догмам и канонам.

Полное отсутствие прагматизма придает ей отвагу и дерзость там, где другой мог бы удовольствоваться соображениями осторожного здравого смысла. Когда Роднина и Зайцев попросили ее сделаться их тренером, она была и крайне тронута и крайне встревожена. Ее положение было сложным ещё и вследствие того что, что пришли они от такого крупнейшего специалиста, как Станислав Жук.

Мир привык к тому, что Роднина и Зайцев - фейерверк на льду, темп, сложность, цунами и натиск. Во всех странах по их подобию готовят десятки и сотни дуэтов. Логично было бы в работе с ними развивать уже найденные образы. Логично и смирно. Эксперимент же, розыск чего-то нового был риском, последствия которого неизмеримы - кто из зрителей, влюбленных в тот самый ладный дуэт, простил бы Тарасовой его неудачу?

Но она понимала, что спортсмены пришли к ней не для повторения пройденного. Она знала, что они, взыскательные художники, вошедшие в пору своей спортивной зрелости, сердцем жаждут ещё глубже открыть себя, свой душевный мир. А для этого нужны новые приемы и краски.

Кроме всего прочего, Тарасова не была бы Тарасовой, если бы не отважилась на риск. Она сей же час предложила этим двоим новое вывод короткой программы, основанное не на одних только поддержках, прыжках и вращениях, а на том, что любой шаг и жест ложился на ноту и сообща с музыкой напевал. Программа на мелодию, нарочно написанную композитором Алексеем Мажуковым, вызвала полно недовольств и недоумений: к чему, мол, тут балет? Роднина же вслед за тем признавалась, что легко они не справились с тем, что хотела от них Тарасова.

"Самое сложное в фигурном катании, - признается Татьяна Анатольевна, - подбор музыки, эти четыре минуты музыки, которые должны поразить всех, измучить душу тебе и твоему ученику. Потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, вторична".

Еще одно свойство, присущее Тарасовой. Она не может отступиться от кого-либо из воспитанников потому как, в частности, что не видит его спортивной перспективы. Они все для нее не без затей спортсмены, они родные ей люди, и она щедро тратит на них свою широкую натуру, о каждом заботясь, за каждого переживая, за каждого борясь. У нее были спады, были ослепительные взлеты, и все поэтому, что в работе ее ведет увлеченность замыслом и восхищение личностями исполнителей.

Татьяна Тарасова дважды уходила из большого спорта, и оба раза ее возвращали "к бортику" сами спортсмены. Находили, звонили, просили. Почему-то уже сложившиеся мастера, непонятые или отвергнутые, но по-прежнему мечтающие о большим победах, шли за помощью аккурат к ней. Так было в 1976 году с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, в 1992 году с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко, в 1996 году с Ильей Куликом, в 1997 году с Пашей Грищук и Евгением Платовым.

На вопросительный мотив, не было ли ей ужасно забирать "опальных" спортсменов, Татьяна Анатольевна как-то сказала: "Нет. Я знаю, как готовить чемпионов. Есть многие вещи, о которых большинство тренеров более того не подозревают, а главное - в таковый подготовке не бывает мелочей. Важно всё: как и где тренироваться, подбирать музыку, в чем вылезать на старт и более того какие слова произносить спортсмену в тот и другой миг. Но самое главное обстоятельство - полная вера товарищ в друга".

По лицу Татьяны Тарасовой завсегда разрешается зреть, как катаются ее ученики: она то пылает восторгом и нежностью, то невыносимым страданием, на нем то настороженность, то блаженство.

Олимпийские чемпионы с завидным постоянством появляются только у нескольких тренеров в мире. Среди избранных - Тамара Москвина, Станислав Жук, Елена Чайковская, Алексей Мишин и, конечно, Татьяна Тарасова. Она восемь раз принимала участие в Олимпиадах и шесть раз выводила на высшую ступень своих подопечных: дважды - Ирину Роднину и Александра Зайцева (Инсбрук, 1976; Лейк Плэсид, 1980), Наталью Бестемьянову и Андрея Букина (Калгари, 1988), Марину Климову и Сергея Пономаренко (Альбервилль, 1992). В Нагано (1998) ее воспитанникам достались победы в двух из четырех видов программы: Илья Кулик стал чемпионом в одиночном катании, Паша Грищук и Евгений Платов - в танцах.

Т.А. Тарасова установила рекорд не только по числу собранных ее учениками наград, она смогла в таком консервативном спорте, как фигурное катание (в танцах всего семь элементов), сотворить родное ориентация. И по этому пути в текущий момент идут без малого все танцоры планеты.

В середине 1980-х годов Татьяна Тарасова совместно с Еленой Чайковской создали ледовый театр "Все звезды", в труппу которого вошли многие знаменитые и любимые фигуристы. Идею создания театра подсказал Тарасовой ее супруг Владимир Крайнев. Театр просуществовал 14 лет. Тарасова выступала в нем безотлагательно в нескольких качествах: была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это время артисты объездили без малого весь свет, провели сотни концертов в Лондоне, Вашингтоне, Мельбурне, выступали под крышей "Медиссон сквер гарден".

В мире существуют десятки ледовых шоу, балетов, ансамблей, но "Все звезды" отличались от них тем, что только в этом месте создавались настоящие классические балетные представления: "Ночь на Лысой горе", "Спящая красавица", "Золушка", "Аленький цветочек". В репертуаре были ещё поставленные Тарасовой серия "Русские на Бродвее", знаменитые бродвейские спектакли: "Вестсайдская история", "Фантом в опере", "Кабаре", "Кордебалет", "Кошки" и др.

Ныне Татьяна Тарасова работает тотчас на двух континентах - в Европе и в Америке (к сожалению, в России не смогли сотворить достойных условий для профессиональной работы Мастера), и неизменно у нее по две тренировки в день. Первая половинка сезона, начиная с сентября по декабрь проходит в США. Вторая - проходит неизменно в Москве. С ней работает целая команда: тренер по атлетизму Николай Морозов, художник по костюмам Натэлла Абдулаева, Елена Данилова, которая воплощает ее идеи. Татьяна Анатольевна работает ныне и с зарубежными парами. Среди них - Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо (Италия), Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц (Канада), Галит Чэйт и Сергей Сахновский (Израиль), Накако Тсузуки и Ринат Фархутдинов (Япония), Алисса ди Карбоннел и Александр Малков (Белоруссия).

"Я ни в жизнь не брошу свою тренерскую работу, потому как фортуна, которое ты испытываешь, когда работаешь с учениками, нельзя передать словами".

Т.А. Тарасова - Заслуженный тренер СССР (1975), Заслуженный тренер РСФСР (1972). Награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов (1984) и "Знак Почета" (1976).

Среди ее увлечений - кулинария.