Светлана Юрьевна

Нужна помощь

Работы юных кинематографистов показали на большом экране

Пропал ребёнок!

Календарь новостей

ГЛАВА 7

7.1. Краткий анализ ситуации

Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на местном, национальном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы и глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", в реализации которой участвует Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербурге активно реализуют социально значимые проекты и программы, проводят акции в различных сферах более 300 зарегистрированных детских и молодежных общественных объединений.

Более 15 лет работает региональная ассоциация "Санкт-Петербургский Круглый стол молодежных и детских общественных объединений", объединяющая более 30 организаций. На базе Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных осуществляет свою деятельность региональное детско-юношеское гражданско-патриотическое общественное движение "Союз юных петербуржцев", в которое входят более 70 детских общественных объединений, созданных на базе школ, учреждений дополнительного образования. Ежегодно формируется реестр молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга. В большинстве школ образованы и активно работают органы ученического самоуправления.

В Санкт-Петербурге проводятся конкурсы лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений, фестивали, молодежные форумы, слеты волонтеров, выставки детских и молодежных общественных объединений и другие социально значимые акции.

Однако по оценке экспертов в общественных организациях участвуют только 6 процентов детей, в школьном самоуправлении - не более 15 процентов. Дети практически не участвуют в деятельности местных средств массовой информации, в решении организационных вопросов повседневной жизни в школе, во дворе, муниципальном округе и законотворческой деятельности.

Отмечается кризис традиционных форм детского и молодежного участия, недостаточное осознание взрослыми необходимости развития процесса участия детей в принятии решений, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений, трудности вовлечения в процесс принятия решений определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Отсутствие каналов прямого информационного взаимодействия с детьми резко снижает возможности их включения в различные формы общественной активности, инициативы детских объединений не всегда находят поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

7.2. Основные задачи

Воспитание у детей гражданственности, уважения человеческой личности, ее прав и свобод, формирование активной жизненной позиции, опыта социально значимой деятельности и коммуникативной культуры.

Привлечение детей к участию в общественной жизни города, создание возможностей и условий для проявления детьми гражданской и социальной активности на основе широкого выбора разнообразных видов деятельности в различных сферах жизни на муниципальном, районном и городском уровнях.

Создание условий в практической деятельности всех структур, реализующих Стратегию, для учета мнения и предложений детей, вовлечение детей в жизнь общества с помощью информационных и коммуникационных технологий, в том числе создание возможности влиять на принимаемые взрослыми решения в отношении детей через "Интернет".

Улучшение освещения в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни, расширение участия детей в создании информации для детей.

Совершенствование нормативно-правовой базы с целью поддержки молодежных и детских общественных объединений.

Обеспечение поддержки социально значимых проектов и инициатив детских и молодежных общественных объединений.

Создание условий для реализации социально значимых программ и проектов, разработанных и реализуемых детьми самостоятельно.

Развитие различных форм детского и молодежного представительства и самоуправления в учреждениях и организациях, органах исполнительной и муниципальной власти.

Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

7.3. Меры, направленные на вовлечение детей к участию в общественной жизни города и принятии решений, затрагивающих их интересы

Анализ опыта участия детей в общественной жизни города, процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы детей, выявление рисков в отношении различных направлений участия детей и подготовка рекомендаций, обеспечивающих более качественное участие детей в социально значимой деятельности на муниципальном, районном и городском уровнях.

Выявление лучших практик, социальных технологий и моделей вовлечения детей в социально значимую деятельностью, общественную жизнь, участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, обобщение и тиражирование опыта на уровне муниципальных округов, образовательных и иных учреждений и организаций.

Включение разделов, разъясняющих принципы и нормы международного права в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности, в учебные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также организация обучения по ним специалистов, работающих с детьми.

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ для детей в области прав человека и прав ребенка, позволяющих в ходе обучения получать навыки практического применения полученных знаний.

Осуществление подготовки детей к различным формам участия в общественной жизни, обучение детей умениям и навыкам лидера, организатора, партнера по взаимодействию, способам и формам социального проектирования, управления, анализа и оценки индивидуальной и коллективной деятельности.

Создание центра подготовки лидеров и руководителей детских общественных объединений, организация и проведение летних школ лидеров.

Апробирование различных форм и моделей успешного вовлечения детей в процессы принятия решений, учета мнения детей, такие как интервьюирование детей, проведение интернет-опросов, создание анонимных ящиков жалоб и предложений, проведение консультаций с детьми в ходе реализации Стратегии, формирование детских консультационных и экспертных советов, детских жюри и другие.

Организация и проведение городских акций "Открытый детский микрофон".

Развитие современных форм школьного самоуправления.

Создание при муниципальных советах муниципальных округов детских совещательных и представительных органов (детских муниципальных советов, детских общественных советов).

Использование современных информационных технологий для предоставления детям информации о возможностях их участия в жизни города и постоянного информационного взаимодействие между детьми и органами исполнительной и муниципальной власти, организациями, вовлеченными в реализацию Стратегии.

Расширение участия детей в работе средств массовой информации, обеспечение поддержки деятельности юных журналистов.

Включение социально значимой деятельности детских и молодежных общественных объединений, участие детей в общественной жизни и принятии решений по социальной рекламе, на производство и размещение которой предоставляются гранты Санкт-Петербурга.

Развитие системы предоставления микрогрантов для реализации детских социально значимых проектов и отдельных акций, разработанных и реализуемых детьми самостоятельно на уровне муниципальных округов, и предоставление образовательной, информационной и организационной поддержки в успешном осуществлении этих проектов.

Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.

7.4. Ожидаемые результаты

Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Внедрение в повседневную практику деятельности всех структур, работающих с детьми, учета мнения детей по вопросам, затрагивающим их интересы.

Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения детей и специалистов, работающих с детьми по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс и систему повышения квалификации, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет".

Увеличение численности детей, принимающих активное участие в общественной жизни города, социально значимых проектах и инициативах детских и молодежных общественных объединений, проектах, разработанных и реализуемых детьми самостоятельно.

Увеличение численности детей, принимающих участие в различных формах детского и молодежного представительства и самоуправления, созданных в образовательных учреждениях, органах исполнительной и муниципальной власти.

Расширение влияния института Уполномоченного по правам ребенка на всех уровнях.

Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.