Вода в жизни человека

Эвристические занятия по формированию у дошкольников культуры потребления воды для детей старшей группы

  • уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека;
  • формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды;
  • развивать познавательные способности.

Предварительная работа:

  • проведение простейших опытов и экспериментов с водой, воздухом;
  • рассматривание картинок серии «Виды спорта»;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок о воде.
  • ведро с водой;
  • стеклянные ёмкости разной формы;
  • краска, кисти;
  • заготовки для оформления памятки в виде капельки;
  • карточки для дидактической игры «Четыре стихии».

Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения? (Без воздуха, воды, света, еды.) То, что люди не могут жить без воздуха, мы с вами обсудили на прошлой неделе. А сегодня поговорим о воде, её роли в жизни человека. Человек без еды может прожить больше недели, а без воды трудно продержаться и один день. Если бы не было воды, он умер бы от жажды, потому что его тело состоит в основном из воды.

Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём воду ежедневно, по несколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, компота, киселя, сока — основную часть этих напитков составляет вода. Теперь получать воду стало значительно проще.

А для чего ещё люди используют воду? (Для приготовления пищи, стирки одежды, мытья посуды, обуви, уборки помещений и др.).

А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? (Раздаются фишки за правильные ответы.) В воде можно купаться, мыться, охлаждаться в жаркий день, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, пароходе, добывать морскую соль, собирать ракушки и т.д.

А какие водные виды спорта вы знаете? (Синхронное плавание, гребля на байдарках и каноэ, водное поло, прыжки в воду с трамплина и т.д.) Как много в жизни человека связано с водой!

Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла стоят на берегу каких-то рек, озёр, морей. Какие реки протекают в окрестностях нашего города? (Желательно показать на карте.) О воде народ сложил много песен, стихов. Вспомним некоторые из них. (Читают дети.)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки блестели,

Чтобы глазки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал.

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал.

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул.

Увидел речку — прыг туда

И сразу утонул.

А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете, что они обозначают? Дети назовите поговорки и объясните их значение.

(Вода камень пробивает. Где вода, там и верба. Где вода, там и беда.)

Молодцы, правильно назвали и объяснили поговорки. Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у воды. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи, мебель, обои. Нужно будет делать ремонт, покупать новую мебель. Ещё хуже, если вы затопили соседей.

Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией. А кто знает, что такое водопровод? (Ответы детей.) А канализация? (Ответы детей.)

Мы привыкаем ко всем удобствам в квартире, но по-настоящему оцениваем их, когда выходят из строя кран, душ, унитаз. Что мы тогда предпринимаем? (Ответы детей.) В городе есть организация, которая называется «Водоканал». Её сотрудники занимаются обустройством системы водообеспечения в городе. Их (мастеров, сантехников) вызывают в случае поломки. А ведь если вовремя прочистить слив, подкрутить гайку, то никаких особых хлопот и вызовов не будет. Но для этого надо вести своё квартирное хозяйство и умело им пользоваться, что не так уж и сложно.

Как правильно пользоваться водопроводным краном? (Ответы детей.) Вчера мы с вами провели эксперимент, на ночь неплотно закрыли кран с водой. В итоге вода капала по одной небольшой капельке — вроде бы ничего страшного, а посмотрите, сколько за ночь накапало! (Вносит ёмкость с водой.) Сегодня в группу первым пришёл Серёжа, мы с ним закрыли кран, а ведро с водой оставили, чтобы показать вам. А если все будут так же небрежно относиться к воде, представьте сколько её будет вытекать без надобности! У нас в детском саду 18 групп, если все не закроют только по одному крану, за ночь вытечет 9 вёдер воды, по всем садам города — целое озеро! Вот к чему может привести беспечность.

Вы уже большие и понимаете, как надо обращаться с водой, но у нас в детском саду много малышей, которым это неизвестно. Давайте сформулируем правила обращения с водой, напишем и подарим всем младшим группам. (Составляют памятку.)

Примерное содержание памятки для малышей:

1. После умывания, чистки зубов закрывай плотно кран.

2. Не бросай в умывальник и унитаз мелкие вещи, игрушки, бумагу.

3. Если заметил неисправность — сообщи взрослым.

Родителям дома расскажите, что узнали о бережном использовании воды. Существует много игр, связанных с водой. Давайте поиграем в одну из таких игр.