«Ее любовь к театру и жизни была неистовой»

Не стало актрисы Регины Лялейките. Она ушла из жизни в канун Нового года, 30 декабря

Заслуженная артистка России Регина Лялейките, одна из ведущих театральных актрис города, родилась в Литве в 1961 году. Детство ее прошло в маленьком городке Твярай. В конце 1970-х, окончив школу, Регина отправилась в Ленинград — поступать на актрису. «Я даже не задумывалась, что моих знаний русского языка явно не хватало, — рассказывала она. — То, что было хорошо для провинциальной литовской школы, совсем ничего не значило в России. Я многих не понимала, да и меня понимали с трудом. И вот с такими знаниями я приехала поступать в институт, да еще и на актерский факультет. Безумие! Но меня взяли. И это чудо!».

В 1983 году Лялейките окончила ЛГИТМиК (театральный институт на Моховой), курс Аркадия Кацмана и Льва Додина, ныне ставший театральной легендой города. В спектакле «Ах, эти звезды!», знаменитом музыкальном спектакле этого курса, она с блеском исполнила номер a la Лайза Минелли. Сразу после окончания института Регину Лялейките приняли в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне Театр-фестиваль «Балтийский дом»), где она прослужила до конца жизни. На этой сцене она сыграла несколько десятков ролей — и в классике (пастушка Одри в спектакле «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира, Полли в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта, Кристина во «Фрекен Жюли»), и в современной драме (провинциалка Надя в «Чардыме» Нины Садур, мама в «Изображая жертву» братьев Пресняковых, тетушка Айлин в «Калеке с острова Инишман» Мартина Макдонаха).

Удивительно, со сколь разными режиссерами посчастливилось работать Регине Ляоновне (хотя она всех просила называть ее просто Региной) — это Александр Галибин, Клим, Игорь Коняев, Анджей Бубень, Виктор Крамер, Хенрик Барановский, Аркадий Гевондов… Многие из режиссеров считали ее «своей» актрисой и ставили спектакль в расчете на ее индивидуальность. Спектакли с участием Лялейките становились событием в театральной жизни Петербурга: как, например, «Фрекен Жюли» в постановке Галибина, «Сон об осени» и «Отчего люди не летают?» Клима, «Изображая жертву» и «Жизнь Ильи Ильича» Коняева…

Театральный Петербург знал о том, как мужественно Регина Лялейките боролась с длительной болезнью. Однако, глядя на цветущий вид Регины, на ее неизменную приветливость, ее жизнеутверждающий настрой, в эту болезнь было непросто поверить. И, конечно, невозможно было смириться.

Театровед Татьяна Ткач в статье о творчестве актрисы заметила: «"Ляля" в переводе с литовского — кукла, и Лялейките означает " кукольная ", " игрушечная " (в русском написании произошла ошибка — паспортистка написала вместо буквы "и" — "я", у Регины, в отличие от других членов семьи иная фамилия). Внешность бывает обманчива. У этой "куколки" Регины с распахнутыми миру серо-голубыми глазами за кокетливой пухлогубой улыбкой упрятаны огромная сила духа и какая-то врожденная мудрость. Что с годами становилось все очевидней. <…> Улыбается она и вспоминая о труднейшем периоде в своей жизни, находя смешное даже в страшном. Но саму актрису редко кто видит грустящей. Ее сияющая улыбка – теперь не маска, скрывающая растерянность перед неведомым. Улыбкой Регина Лялейките обращается к людям, неся обретенное ею знание, которым ей как актрисе, как человеку так важно поделиться».

С актером Владасом Багдонасом

Многие коллеги Регины высказали соболезнования ее родным, в том числе в соцсетях. Игорь Коняев написал в фейсбуке: «Простите. Год заканчивается печально. Покинула эту грешную землю замечательная актриса, добрый человек РЕГИНА ЛЯЛЕЙКИТЕ. Вся жизнь ее была связана с театром. <…> Долгие годы Региша (так ее ласково все называли) боролась с тяжелой болезнью, выходила на сцену, пока были силы, и была уверена, что победила, но. вот ее не стало. Родные и близкие, примите мои соболезнования. В моем сердце она навсегда останется молодой и прекрасной».

Сергей Шуб, генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» — специально для «ВП»:

— Есть актеры, которых считают нравственным камертоном театра, но это не обязательно ведущие актеры в плане профессии. Есть лидеры труппы, которые далеко не безупречны с нравственной точки зрения. Мне кажется, Регина являла собой редчайший пример сочетания безупречной нравственной чистоты и преданности своему делу — с незаурядным талантом и статусом звезды труппы.

Вряд ли Регина была человеком с легким характером (хотя у кого из творческих людей характер легкий?). Но ее конфликты в театре были связаны только с одним: по натуре перфекционист, она требовала безупречного исполнения своих профессиональных обязанностей — от партнеров, от работников цехов, но, прежде всего от себя самой. Чего бы это ни касалось. Если роль — она должна быть выучена на начальном этапе репетиций; если костюм — то должен выглядеть с иголочки; если фонограмма — то должна звучать безукоризненно…

С братом Сигисом

По амплуа скорее героиня, Регина, как мне кажется, была особенно интересна и неожиданна в характерных ролях. Востребованная такими режиссерами, как Клим, Игорь Коняев, Анджей Бубень, Хенрик Барановский, она изумительно играла в детских спектаклях. Чего стоит ее чудесная корова в спектакле «Приключения Мамы Му и ее друзей»! Бывает, природа одарила героиню красивой внешностью, обаянием, хорошим грудным голосом — и уже слава Богу. А у Регины все это сочеталось с яркостью, остротой, особой выразительностью и магнетизмом.

Все мы знали о ее длительной болезни. Первый тревожный сигнал был давно, лет 15 назад, но после первой операции казалось, что злой рок оставил Регину. Однако спустя годы болезнь вновь дала о себе знать. Регина боролась отчаянно. Благодаря усилиям друзей и коллег в этом году она съездила на курс лечения в Германию. Казалось, болезнь можно одолеть. Спектакль «Зеленый шатер», сыгранный в сентябре, как оказалось, стал ее последним выходом на сцену. Но Регина говорила, что будет играть до тех пор, пока дышит. Ее любовь к театру и жизни была неистовой.

5 января в 10.00 начнется церемония прощания в Театре-фестивале «Балтийский дом», в 13.15 — отпевание в Крематории.

Фото из архива Театра-фестиваля «Балтийский дом» и архива Татьяны Ткач