«Можно» и «нельзя»

     Не бывает жизни без ограничений. Ограничения нужны и важны для безопасности ребёнка. Но, применяя их, родителям следует научиться делать это правильно.

Простую и понятную систему «можно» и «нельзя» предлагает психолог Юлия Гиппенрейтер. Можно прочитать её книгу «Общаться с ребёнком. Как?»

Представим себе нашу взрослую регуляцию поведения малыша в виде круга, разделённого на четыре сегмента разного цвета: зелёного, жёлтого, оранжевого и красного.

Каждый сегмент обозначает определённую степень свободы для ребёнка.

Зелёный сегмент «можно» и «нельзя»

В него помещается то, что ребёнок выбирает самостоятельно и может делать, как считает нужным, например, в какие игры играть, кого позвать в гости, с кем дружить и прочее. Определяя содержание этой зоны, взрослым бывает полезно подумать: а что на самом деле ребёнок может выбрать без нашего давления и мудрого руководства в этом сегменте «абсолютной свободы»?

Жёлтый сегмент «можно» и «нельзя»

Зона относительной свободы. Например, ребёнок (дошкольник) может играть в компьютерные игры ежедневно, но не более 30 минут. Или школьнику разрешается смотреть телепередачи каждый день, но не более 1,5 часов и только до 21 часа.

Объясните спокойно, почему такое «нельзя» необходимо. Покажите, где ребёнку остаётся свобода выбора. Когда взрослые уважительно относятся к желанию ребёнка быть самостоятельным, все «можно» и «нельзя» воспринимаются проще.

Оранжевый сегмент «можно» и «нельзя»

В эту зону попадает поведение ребёнка, возникающее в особых обстоятельствах. Самый распространённый случай – Новый год. Здесь «можно» и «нельзя», принятые в обычные дни не действуют. Или случай обычный: поздно вечером приезжает любимая бабушка, и ребёнку разрешается не спать допоздна. А на следующий день не пойти (страшно сказать) в школу. Но ребёнку надо объяснить, что такое «можно» и «нельзя» — явление временное.

Красный сегмент «можно» и «нельзя»

Это то, что нельзя ни в коем случае. Исключений быть не может.

В раннем детстве это элементарные проблемы безопасности. С 7 месяцев при нормальном развитии ребенок уже понимает слово «нельзя». Но чтобы оно действовало, надо систему запретов надо продумать.

Как только ребенок начинает ползать, ходить, площадь его действий расширяется. Он начинает лезть везде, все тянуть на себя, многое тащит в рот. Такое поведение малышу необходимо для развития. Если вы посадите ребёнка в манеж на всё время, он будет в безопасности, но станет отставать в развитии.

Маленькие дети «полезависимы». Это тоже важно помнить. Они видят вещь и попадают в поле её притяжения, сопротивляться которому не способны. Их воля ещё только развивается. Поэтому «опасное» лучше убрать с глаз подальше и не провоцировать ребёнка.

Оглянитесь вокруг, что и как можно сделать недоступным. Например, маленькие дети любят открывать дверцы шкафов и тумбочек в мебельных стенках и все оттуда выбрасывать, забираясь в освободившееся пространство. Здесь можно поступить как минимум двумя способами:

1. завязать ручки резинкой туго, чтобы ребенок не смог открыть дверцы,

2. можно убрать все из шкафчика, а туда положить какие-нибудь старые вещи небольшого размера; пусть вещи там «живут», пока ребенок не потеряет к шкафам интерес.

Если любое движение ребёнка взрослые сопровождают истошным «не трогай», «нельзя», он научится проявлять свое любопытство в их отсутствие. А тогда недалеко и до беды.

Правила «можно» и «нельзя»

1. «Нельзя» не должно быть больше трёх! В противном случае малыш привыкнет не обращать на «нельзя» внимание .

2. Причем не должно быть такого, что у одних членов семьи это нельзя, а у других можно. «Нельзя» – это «нельзя» у всех.

Для более старших детей, усвоивших правила личной безопасности, в применении «можно» и «нельзя» акцент смещается на моральные нормы и социальные запреты: нельзя намеренно наносить вред другому, обижать слабого и прочее.

Анализ по Гиппенрейтер помогает взрослым, определяя границы дозволенного ребёнку, не впадать в крайности: излишнюю строгость или, наоборот, попустительство. В определении «можно» и «нельзя» важна золотая середина. Собственно как и в воспитании вообще.