Воспитание детей раннего возраста

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Глава 7.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое¬временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного

развития.

Для физического и нервно-психического развития детей пер¬вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер¬вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют¬ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении

родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличива¬ется до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблаго¬приятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное забо¬левание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в ран¬нем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физи¬ческого и психического развития. Крепкий, физически полноцен¬ный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвиж¬ные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их об¬щем самочувствии — они становятся раздражительными и вялы¬ми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчиво¬стью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведе¬ния, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

120

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла¬дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень¬кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю¬щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовывать¬ся с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосатель¬ный — на положение для кормления. Раннее образование услов¬ных рефлексов является убедительным, физиологически обосно¬ванным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в при¬вычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засы¬пать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает по¬требность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния ок¬ружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддержи¬вается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо¬таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста ре¬жима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз¬ных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-