Современные игрушки в жизни детей

13 Апрель 2015

2 (745) Просмотры

Давайте посмотрим на сегодняшних малышей и малышек. Какой он, современный дошкольник?

Наши милые детки, зайки и солнышки, сообразительные, хорошо рассуждающие, не по возрасту развитые. В 3 — 4 года практически наизусть знающие  К. Чуковского,  А. Барто, С. Михалкова. Легко разбирающиеся  в планшетах, айфонах и компьютерах. Знающие все последние кино-новинки. Практически гениальные дети.

И вдруг на фоне всего выше  сказанного наблюдая за детьми своей подготовительной  группы  я замечаю в них беспричинные вспышки агрессии, сквернословие, не желание  считаться с мнением товарищей. Особенно поражает жестокое отношение к игрушкам, отсутствие чувства бережливости и чувства жалости. В своих играх дети не спасают мир и не покоряют космос, не совершают открытий, всё реже и реже играют в пожарных и полицейских. Нет,  конечно, если игру организует воспитатель ребята с удовольствием и спасут, и полечат. А в самостоятельной игре  скорее выберут Бетмена, Человека-паука, робота-трансформера, монстров, мутантов  и прочие безобразия.

Тут напрашивается вопрос: как в маленьких человечках совмещаются такие разные качества? Ведь мы, педагоги, стараемся привить им самое светлое – добро и любовь. Да и родители в своей любви и заботе к ребенку отдают себя  без остатка. Так что же не так?

И вот обычное утро, обычного дня в детском саду. Открывается дверь и в группу заходит мальчик. а в руках у него вот такая игрушка.

После приветствия, я спрашиваю:

—У тебя новая игрушка?

—Да. — Отвечает ребенок.

—А кто это?

Мальчик достаточно долго думает, потом отвечает:

—Монстр.

—А как его зовут?— Продолжаю я.

—Не знаю.—  Говорит ребенок.

—А он добрый или злой?

—Добрый.— Отвечает мне мальчик.

И тут в нашем диалоге наступает долгая пауза. Я внимательно разглядываю игрушку и пытаюсь понять, какой  частью тела эта игрушка излучает  ДОБРО.

В ближайшие выходные  отправляюсь в детский мир. Разнообразие ассортимента поражает и красками и размерами и масштабом.  Я думаю для вас это не удивительно. Но давайте внимательнее посмотрим на полки. Большинство игрушек просто поражают своим внешним видом. Роботы-трансформеры, животные-чудовища, люди-мутанты, монстры для мальчиков. И игрушки для девочек с огромными головами  и очень маленьким туловищем, непропорциональными частями тела, с  большими, безумными глазами, с  глупыми лицами, а эти девочки-зомби под названием «Монстер хай»…

От всего этого многообразия хочется побыстрее  сбежать. А если задуматься всерьез, то становится страшно.

Уважаемые коллеги!  Неужели в суете современной жизни и погоней за модой мы забыли об истинном предназначении игрушки-куклы. О ее роли в жизни и развитии ребёнка.

Кукла — близкий друг и товарищ ребенка, во время игры с которой ребенок разговаривает. Воодушевляет её, доверяет ей свои  секреты, делится  радостями, заботится о ней.  Куклу кормят, купают, лечат, укладывают спать, берут с собой на прогулку. Она помогает приблизить игру к действительности и осуществить её замысел.  Кукла необходима не только для игры и развлечения, но и как средство обучения, и даже лечения. Кукла — это кумир малыша, носитель информации, как книга для взрослого. Мне кажется, что кукла должна вызывать улыбку, радость, чувство гуманности, походить на любимого сказочного героя. Кстати о сказочных героях. Вспомним наши старые добрые сказки и мультфильмы. В них,  несомненно, присутствуют страшилки: баба Яга, Кощей бессмертный, драконы, но все они выступают на стороне зла. Согласитесь, трудно представить себе сестрицу  Аленушку с жуткой гримасой ярости на лице. Или крокодила Гену, крушащего домик старушки  Шапокляк. В старых сказках добро всегда побеждает зло с помощью смекалки, находчивости и дружбы.

К  сожалению,  большинство современных  кукол представляют собой чудовища. Они учат детей жестокости и безразличию, вызывают агрессию, отношение к насилию как к норме. И дети начинают применять такую модель поведения в  повседневной жизни, в отношении своих друзей и товарищей. А если эта кукла еще и персонаж  новомодного мультфильма, которая во имя добра всё ломает и крушит на своем пути, то задача усложняется еще больше. У ребенка стирается грань между добром и злом. Ему уже не  понятно,  какой герой злой, а какой хороший. Так что же привлекает детей в игрушках монстрах?  Вот,  что на этот вопрос нам отвечает психология.

«По мнению психологов это связанно с эмоциями агрессивности. Склонность к сверх вооружению  обусловлена  с  обостренной  потребностью  в защите от сложного и не очень дружелюбного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров — это тест для определенного психологического состояния ребенка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он  ощущает себя в реальном мире.

Для  легковозбудимых детей игра с монстрами — это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребёнка и формирует определенную психическую зависимость».  (Щербакова Н. Ф. «Нужны ли детям игрушки-чудовища»)

Конечно, мы с вами не волшебники и не в наших силах запретить ужасные мультики. Невозможно заставить производителей игрушек убрать с продажи жутких монстров. Но как педагоги дошкольного образования, мы в состоянии помочь, объяснить, донести до родителей суть современной проблемы. Научить детей  различать плохое и хорошее, добро и зло, черное и белое. Ведь существует множество способов направить игры детей в нужное русло.

Автор: Малыхина Татьяна Сергеевна, воспитатель ГБОУ СОШ №687, г. Москва, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

ПЛАН

проведения конкурсов для педагогов