Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Вид проекта: педагогический

Участники проекта:

- воспитатели;

- музыкальный руководитель;

- дети;

- родители;

- помощник воспитателя.

Сроки реализации:

3 месяца (сентябрь – ноябрь)

Актуальность: проблема адаптации ребёнка к социуму – одна из самых важных в педагогике и психологии. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.

Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.

Цель:

Создание благоприятных условий в дошкольной организации для успешной адаптации детей раннего возраста.

Задачи проекта:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.

2. Организовать взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта.

3. Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.

4. Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.

5. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Материалы и средства реализации:

- анкеты для родителей;

- консультации;

- адаптационные карты;

- картотека подвижных игр;

- картотека развивающих игр;

- физкультминутки;

- пальчиковые игры;

- игры с песком;

- игры с водой;

- сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор лего, автомобили и т.д);

- информационно-коммуникационные технологии (мультимедиа).

Предполагаемый результат:

- преодоление психологического барьера в период адаптации;

- формирование положительного отношения воспитанников к дошкольной организации;

- расширение жизненного опыта детей, обогащение чувственного мира;

- снижение уровня заболеваемости;

- привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и дошкольной организации.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационный:

- создание базы данных о будущих воспитанниках;

- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;

- мероприятия, проводимые в период адаптации;

- накопление информации и материалов

- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.

- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;

- оформление адаптационных карт на каждого ребенка.

2 этап – основной:

- ликвидация всех неблагоприятных последствий (с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма);

- упражнение с использованием сенсорных элементов;

- организация режимных моментов: утренняя гимнастика, проведение игр, засыпание.

План реализации проекта

Социально-коммуникативное

развитие

Дидактические игры:

- «Накормим куклу Таню»;

- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»;

«Отгадай и назови».

Пальчиковые игры:

- «Этот пальчик дедушка»;

- «Пальчик - мальчик».

Дидактические игры:

- «Поможем кукле Тане одеться на прогулку».

Рассматривание сюжетных картинок:

- «Играем вместе». - содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

- развивать наблюдательность, внимание и память.

- Воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;

- привлечение родителей к оснащению кукольного центра.

- Развивать интерес к сверстникам;

- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.

Познавательное развитие Дидактические игры:

- «Чудесный мешочек»;

- «Построим домик для котика»;

- «Угостим сметаной киску»;

- «Чьи детки»;

- «Подбери такую же картинку». - формировать представления о предметах ближайшего окружения;

- развивать тактильные ощущения;

- обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.

Речевое развитие

- «Кто у нас хороший»;

- «Чики – чики чикалочки»;

- «Поехали, поехали»;

- «Зайка к деткам подбежал»;

- «Где же, где наши ручки».

Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.

Формирование словаря:

- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;

- «Возьми красный карандаш»;

- «Спой песенку маленькому медвежонку».

Называть их местоположение: - «Грибок на верхней полочке, высоко». - Создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;

- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;

- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;

- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру

Художественно-эстетическое развитие

Конструктивно - модельная деятельность:

- «Мебель для кукол»;

- «Машина»;

- «Дорожки длинные и короткие».

Слушание:

- муз. Е.Макшанцева

«Дождик»

- муз. И.Арсеева

- «Колокольчик»;

- «Воробушки».

- муз В. Верховенца «Ай - да»

Изобразительная деятельность:

- знакомство с изобразительными материалами, со свойствами краски; с правилами работы кисточкой, карандашом.

- знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с этим материалом.

- рисование дорожки следов кисточкой;

- лепка «колбаски». - Знакомить с мебелью;

- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;

- обыгрывать постройки;

- общаться в диалоге с воспитателем, со сверстниками;

- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;

- развивать интерес к музыкальным произведениям.

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;

- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать

Физическое развитие

Подвижные игры:

- «Спрячем игрушку»;

- «Солнышко и дождик»;

- «Птички и автомобиль». - Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;

- создать благоприятного психологического климата в группе;

- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;

- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.

3 Этап - заключительный

- подведение итогов;

- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);

- анкетирование родителей (итоги адаптации).

Итоги адаптации

Списочный состав: 16 детей

Легкой степени: 5 детей – 50%

Средней степени: 6 детей – 37,5%

Тяжелой степени: 2 – 12,5%

Вывод:

Было выстроено с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий.

Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня» В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание.

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.

В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Анализ работы ДОО за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.