Консультация «Значение игры в жизни детей»

Дошкольник много времени проводит в игре. Игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Некоторые родители смотрят на игру как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку. Им совершенно безразлично, во что и как играют их дети, лишь бы ребёнок не беспокоил, дал возможность заниматься своими делами. Такое отношение к играм детей является глубоко неправильным.

Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, тоже, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде в сего в игре… .»

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо, стремятся к тому, чтобы дети играли именно в такие игры, которые помогают росту черт личности будущего человека.

Игры в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы.

1. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания; играя, дети учатся подчиняться правилам. У них воспитываются навыки поведения в коллективе.

2. Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. Такие игры имеют большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

3. Творческие ролевые игры, в которых дети изображают жизнь и труд взрослых людей.

С самого раннего детства, ребёнок овладевает различными умениями и навыками, с помощью окружающих его взрослых. Играть дети учатся также с помощью взрослых, они показывают ребёнку, как надо выполнять то, или иное действие, и ребёнок быстро это усваивает.

Подрастая, ребёнок всё больше познаёт окружающую действительность; играя, он воспроизводит действия взрослых людей, сначала самых близких ему – отца, матери, няни, а затем окружающих его людей разных профессий: дворника, водителя, продавца, врача, полицейского и т. д.

Подражая взрослым, ребёнок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если он в игре жестоко обращается со своей куклой, с «пассажирами», которых он перевозит, неряшливо обращается со своими игрушками, то это приводит к образованию плохих привычек, а затем и отрицательных черт характера ребёнка- неряшливости, упрямству, эгоизму.

Наоборот, если в игре ребёнок ласков со своей куклой, подчиняется игровым правилам, всегда убирает игрушки; у такого ребёнка в игре развивается трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Поэтому далеко не безразлично, во что, и как играют дети.

Как же руководить детскими играми? Как влиять на их сюжеты и содержание? Прежде всего, непосредственное влияние на содержание детских игр оказывают семейные отношения и характер жизни семьи. Для расширения сюжетов детских игр, важнейшее значение имеет знакомство детей с окружающей жизнью, главным здесь должен быть человек, его труд и отношения людей в труде.

Вот вы едете с малышом в автобусе. Остановите внимание ребёнка на том, что пассажиры платят за проезд, что уступают место старикам и женщинам. Будете в столовой – обратите внимание на то, как чисто на столах, как аккуратно всё приготовлено для тех, кто придёт сюда есть.

В общем, ребёнок должен знать, что люди трудятся для блага общества.

Дети очень любят и ценят совместные игры с родителями, и очень строго относятся к выполнению ролей, взрослый, которому они подражают, служит для них примером и образцом.

Ролевая игра имеет важнейшее значение для всего психического развития дошкольника, для формирования его личности. Можно сказать, что игра – это школа морали.

Какие же игрушки нужны ребёнку – дошкольнику? Основная игрушка – кукла. Это не просто игрушка, это товарищ в игре, она заменяет человека и выполняет ту или иную роль. Но не только кукла необходима в игре. Нужны разнообразные игрушки: зверушки, мебель для кукол, технические игрушки, пароходы, самолёты, автомобили, тракторы, развивающие настольные игры и т. д.

В заключении хочется повторить: игра ребёнка – это важнейшая часть его жизни, и относиться к игре надо внимательно, обеспечивая всестороннее развитие ребёнка.