Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников с ОВЗ к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер – класс для воспитателей

«Приобщение дошкольников с ОВЗ к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Цель: Расширить и систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей с ОВЗ к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер - класса

с русскими народными играми.

2. Расширить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр с детьми с ОВЗ.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Материалы: мячик больших размеров, атрибуты к подвижным играм, полсказки для участников со словами игр.

Участники мастер – класса занимают свои места.

- Уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен русским народным играм и их значению в

жизни дошкольников. Рассмотрим народную игру, как способ приобщения детей с ОВЗ к здоровому образу жизни.

Как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Из множества причин называют снижение двигательной активности детей. Проведенные исследования установили, что современные дети много

времени уделяют компьютерным играм. Мы знаем,

долгое время, проведение за монитором ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей.

Недостаток движения приводит к потере

здоровья. Здоровье всегда считалось одной из высших

ценностей человека, основой активной творческой жизни. Здоровье необходимо педагогу, от

него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

- Коллеги! Предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделиться секретами сохранения и укрепления своего здоровья (выполняют задание) Расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников?

(Участники мастер – класса выполняют задание)

Подвижные игры просто необходимы детям с ОВЗ

- они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно - сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета.

- Хочу представить гипотезу–«Русская народная игра -одно из средств, приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста».

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть

магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Можно распределить русские подвижные игры на группы:

1. Русские народные игры отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

Мы поиграем в русские народные игры «Кумушка», «Пчелы и ласточка», «Ручейки и озера», «Пирожок», «Большой мяч», «Веревочка», «Зайчик».

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология.

Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как

игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма. Они несут в себе разную социальную направленность. Приобщаются к

национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

В своей работе при проведении подвижных игр учитываю возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая

жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например: Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела,

а мы шишек не едим, Таре-Маре отдадим!

Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекали своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке»,

«У медведя во бору». Мы с вами поиграем

в русские народные подвижные игры («Пчелки и ласточка», «Ручейки и озера») .

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивала интерес к истории родной страны, народной

культуре, фольклору (знакомила с пословицами, поговорками, приметами, а также с календарными народными играми. Это игры посвященные циклам

земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков

-их быте, труде, мировоззрении.

На Новый год, Колядки проводила следующие игры

-«Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка -рожок», «Слепой козел», «Звонарь»,

Масленица: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»,

Пасха–«Солнышко», «Береза»,

«Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»

Русские народные подвижные игры возможно проводить и на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечении,

физкультминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации

негативных эмоций на собственный организм, снижают уровень гиперактивности детей с ОВЗ.

Знакомясь с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем традиции, передаем

будущему поколению, не только физическое духовное, но и

здоровье .

- Хочу предложить поиграть в игры, в которые можно поиграть и в групповых комнатах: «Кумушки», «Веревочка», «Пирожок».

И в игры с мячом: «Зайчик», «Большой мяч».

Надеюсь, я смогла доказать свою гипотезу «Русская народная игра - одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уголки (Кумушки)

Для этой игры нужно нарисовать четырехугольник. Участников 5 человек, один из них водящий, а четверо занимают уголки. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кумушка, дай ключи! ». Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи! » В это время остальные игроки перебегают из угла в угол. Если водящий успеет занять угол,

то на его место встает игрок, который остался без угла.

Веревочка

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук

одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают

веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Правила.

1. Играющие должны веревку держать двумя руками.

2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Пирожок

Играющие встают друг за другом, держась за пояс. Впереди стоит булочник, он ведущий, последний- пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает:

«Где мой пирожок? » Булочник отвечает: «За печкой лежит». Последний игрок-пирожок кричит: «Я бегу, бегу! » С этими словами он бежит в сторону ведущего, а покупатель старается его поймать. Если пирожок успеет встать впереди

ведущего, он становится булочником, а последний игрок

-пирожком,

и покупатель вновь идет покупать. Если же пирожок будет пойман, то он выполняет роль покупателя, а покупатель

—булочника.

Пчелки и ласточка

Играющие —пчелы —летают по поляне и напевают: Пчелки

летают, медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку

поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.

Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Ручейки и озера

Дети стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала —это ручейки. На сигнал

«Ручейки побежали! » все бегут друг за другом в разных

направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера! »

игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги -озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры: бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Большой мяч

Для игры нужен большой мяч.

Играющие берутся за руки и становятся в круг. Водящий

с мячом становится в середине круга и старается выкатить мяч из круга ногами. Тот, кто пропустит мяч между ногами, становится водящим, но остается за кругом. Играющие

поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо

вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом к

центру, а в середину встает пропустивший мяч. Игра