Родителям будущих первокласников Психофизиологические особенности детей 7-го года жизни.

Здравствуйте!

В разгаре лето. Все вы, наверное, определились со школой, в которую пойдет ребенок. Прошли собеседования. У нас есть ряд вопросов родителей, связанных с просьбой рассказать о психофизиологических особенностях детей 7-го года жизни. Вероятно, вопросы возникли после собеседований, проведенных с детьми при поступлении в школу. Обобщая ваши вопросы, описываем вам портрет ребенка 7-го года жизни.

Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, владеют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помогать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту.

Первоклассники способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.

Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно – образное и действенное - образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления. Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3.5 – 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у большинства детей находится зрительно – пространственно восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа – слева, над – под, на - за, сверху – снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно – моторных координаций позволяет детям 6-ти лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координаций позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т.п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей.

Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти.

Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничение двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Первоклассники способны точно выполнять инструкцию учителя. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на его замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной положительной поддержки и одобрения.

В следующей рассылке, отвечая на ваши вопросы, мы поговорим об особенностях адаптации первоклассников к школьной жизни.