Семья - объект государственного внимания и юридиче

Шуринов Александр Сергеевич, член Совета Общества потомков участников Отечественной войны 1812 годы, директор Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья», член Российского Философского Общества, Ассоциации по комплексному исследованию русского народа, Петровской Академии наук и искусств

Семья как общественный институт и объект государственного внимания и юридического права

Семейно-родовая культура человеческого сообщества и особенно русская семейно-родовая культура сегодня подвергаются величайшему негативному воздействию. Мы имеем многочисленные примеры недооценки и явного пренебрежения к тому, что несли в себе тысячелетиями сформированные традиции быта, семейно-родовых отношений, преемственности поколений. В результате этого подхода изменяются отношения между полами, родителями и детьми, между старшими и младшими поколениями, ломаются механизмы взаимодействия между братскими народами. Мало того, изменяется отношение личности к самой себе, налицо самоуничижение собственной половой принадлежности, отсутствие характерных черт мужественности или женственности, неспособность не только к созданию семьи и воспитанию детей, но и к общественному труду, к служению Отечеству и т.д. Данное положение дел не может не волновать здравомыслящих людей в нашей стране.

Надо признать, что процессы, приводящие нас к катастрофе, начались не сегодня. Они перманентно присутствовали в русской цивилизации, как только она соприкоснулась с вырождающейся европейской культурой. Ещё во времена протопопа Сильвестра, правящего Домострой, находились силы, противостоящие традиции благочестивой семейной жизни, семейно-родовой культуре. Однако, в те века силы эти постоянно уступали русским традициям святости и любви к ближнему и дальнему, возобновлявшемся в каждом новом поколении с примерным постоянством. Сейчас в горниле мировых войн, революций и социальных катастроф, новые поколения народонаселения в массовом количестве остаются без отеческого совета, пригляда и напутствия. Если в прежние времена социальный и духовный опыт наших предков передавался новым поколениям и накапливался, не прерываясь (понятие «родовая семья»), то сегодня по причине массового истребления народа, умышленной дезинформации советскими политиканами или современными «демократами», налицо разрыв между поколениями. Новое поколение оказывается не способным к восприятию социального и духовного опыта предыдущего поколения, более того, отказывается от этого опыта, не представляя опасности того, чему оно подвергает себя и своих будущих преемников. В этих печальных обстоятельствах нашей жизни и появилась настоятельная потребность изучения механизмов семейно-родового взаимодействия в обществе и обучения новых поколений азам этой новой науки, в которой ранее русское общество не видело никакой необходимости.

Первый звонок необходимости такой науки прозвенел ещё в XIX веке, когда Иван Александрович Гончаров опубликовал роман «Обломов», где во многом интуитивно представил читателям печальную картину вырождения семьи главного героя романа. Надо сказать, что современники Гончарова восприняли роман как отступление от правды жизни. Действительно, в русской жизни подобных примеров тогда было совсем немного. Но в том то и сила гениальности И.А. Гончарова, что в ограниченном числе примеров он увидел будущие проблемы вырождения общества, когда возникают проблемы воспитания, образования и гражданского становления будущих поколений.

Другим важным фактором востребования этой темы явилась необходимость изучения способности самоотверженного служения Отечеству, которая как гениально предполагал известный генеалог, организатор Историко-Родословного Общества в Москве в 1904 году Леонид Михайлович Савёлов, формировалась в русской семье. По окончании празднования 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года, он обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. И оно было создано в январе-феврале 1913 года. Последующие социальные потрясения России не позволили исследовать семейно-родовые механизмы преемственности социального и духовного опыта. Но в 1964 году это Общество было возрождено при музее-панораме «Бородинская битва» и встал вопрос только времени научного обращения к актуальной сегодня проблематике. В 2004 году при Обществе потомков участников 1812 года был создан Историко-просветительский и учебно-методологический Центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова, в котором проходили научные исследования семейно-родовой культуры. Результаты этих изысканий позволяют построить достаточно гармоничную концепцию роли и значения семейно-родовой культуры в России на протяжении веков. Что касается функций института семьи, то Центром постоянно подчёркивается необходимость рассмотрения семьи как неповторимого механизма возобновления и развития общества. Причём, не только биолого-репродуктивного возобновления, но и социального и духовно-нравственного возобновления.

Итак. Семейно-родовая культура всегда играла и играет сегодня в жизни русского общества ключевое значение. Тем не менее, её роль долгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем, роль воздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. 2 – 3 столетия в науке было принято определять только человека и только общество в целом в предельно узком временном диапазоне. Теперь в этой чреде научных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется семья. Причём этому объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и больше внимания.

Надо подчеркнуть, что Православной культурой семья сегодня определяется как «последняя крепость» по защите духовных и нравственных ценностей христианина. Истории хорошо известно, что ещё апостол Пётр и святитель Иоанн Златоуст называли семью домашней или малой церковью. А ведь Церковь, как известно, это тело Христово! И основополагающие для индивида духовные и нравственные ценности формируются и развиваются изначально только в ней – в семье. Только в ней во вполне определённой тысячелетней последовательности: от любви к родной матери и родному отцу, от любви к родным братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам священное и чистое чувство трансформируется в любовь ко всем людям, к Отечеству и, наконец, в любовь к Богу. Наша задача подхватить это чувство, развить его, наполнить Православным содержанием. Так что семья не только источник, но и генератор духовности. Конечно, 100 – 150 и более лет назад эти трансформации происходили по иному, нежели сейчас, поскольку жизнь каждого из участвующих в процессе формирования поколений была пронизана и насыщена Православием. Сегодня наши дети, как и их родители, поражены духовным разрывом поколений: разрывом в памяти и уважении к предкам, разрывом в мироощущении, разрывом в вероисповедании. Мы лишены православной обстановки, православной культурной среды, которая прежде насыщала жизнь и проникала во все поры образовательного и воспитательного механизма. Однако, в условиях духовного кризиса нам отступать нельзя. Сегодня следует прислушаться к словам Ф.М. Достоевского, который говорил, «если русский человек не православный, он дрянь». Но чтобы сегодня стать православным, полюбить Бога и поверить в Него, нужно пройти духовно-нравственные «университеты» в «малой Церкви» - семье, полюбить ближнего и дальнего.

Как уже отмечалось, с середины XIX века Россия нуждалась в осмыслении происходивших в семье и обществе сложных и неоднозначных процессов, нуждалась в мыслителях, способных превозмочь давление идейно ограниченной европейско-экономической парадигмы на российские умы. Тому подтверждение - широкий пласт литературно-философских произведений русских мыслителей: Гончарова, Тургенева, Толстого, Достоевского и многих других. По-русски своеобразное, литературное, то есть, образно-философское, представление об основах человеческого бытия, взаимодействия в русском обществе стало неисчерпаемым национальным и общечеловеческим достоянием. Именно в нём сегодня можно увидеть отдельные моменты и этапы разрушения в России семейно-родовой культуры в совокупности с пронизавшем и освящавшем её тысячелетним православием. Внимательный взгляд исследователя на эту линию в нашем классическом русском романе может дать очень многое. В нём в частности могут быть открыты действительные причины нарастающего безбожия, классового противостояния и последующих революций. Вместе с тем, сложившаяся своеобразная творческая среда в русском обществе породила не только гениальных писателей, но и ряд гениев - исследователей общества мирового масштаба, к которым можно сегодня с полным правом отнести известных общественности Николая Яковлевича Данилевского, Дмитрия Ивановича Менделеева и малоизвестного в широких кругах Леонида Михайловича Савёлова. С лёгкой и чуткой руки последнего амбициозные дворянские «игры» в родословия стали наукой о преемственности поколений. Конечно, во многих случаях и во времена Леонида Михайловича и сейчас, под родословием видится только претензия на прошлое. Но нет. Мы наблюдаем особенный механизм преемственности, который необходимо изучать и исследовать. Причём, изучать и исследовать не только более или менее организованными энтузиастами, а государственными научными учреждениями, академиями, педагогическими университетами и научными школами.

Теперь несколько слов о самом главном, что должно убеждать любого оппонента. Признанные сегодня механизмы общественной жизни таковы, что могут работать только при наличии, так сказать, объекта воздействия. Нет общества – нет проблемы. Сегодня, когда мы стоим перед демографической, социальной и духовно-нравственной пропастью, становится очевидным: нет механизмов возобновления – нет общества. Нет общества – нет экономики, трудовой жизни, духовности, наконец. В этой связи научный интерес к механизмам возобновления общества в семье более чем уместен. Он сегодня крайне необходим. Обратимся к функциям института семьи.

Функция биолого-репродуктивного возобновления общества включает в себя передачу следующему поколению репродуктивного здоровья, включающего не только способность к зачатию, но и таких важных способностей как способность к вынашиванию плода в дородовой период, способность к собственно здоровым родам, способность к материнскому вскармливанию и выхаживанию младенца и многие другие способности. Проявления ущербности в биолого-репродуктивном здоровье общества сегодня связаны не только с общим экологическим неблагополучием, о котором непрерывно извещают нас СМИ. Немаловажную роль в возникновении и развитии неблагополучия в этой сфере играют нарушения функций социального и духовного возобновления. Отсюда истоки отказа родителей от исполнения родительского долга, преступления родителей против детей, и соответствующая беспризорщина и детдомовщина. Во всех этих случаях дети лишаются преемственности в обладании наработанным социальным и духовным опытом предков. В этой связи и возникает недостаточное внимание основной части наших российских семей к своему репродуктивному здоровью. Маховик разрушения запущен, но его нужно как можно быстрее остановить!

Важнейшим недостатком является отсутствие каких-либо рекомендаций по сохранению и преумножению репродуктивного здоровья у детей в семье с раннего возраста. Прежде такого рода опыт и сведения передавались в семье от старших поколений к младшим: от отцов и дедов к сыновьям и внукам, от матерей и бабушек к дочерям и внучкам. Однако сейчас в силу известного разобщения поколений такой опыт во многом утрачен и утрачивается.

Функция социального возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к индивидуальному труду, способности к коллективному труду, способности к разумному и социально ответственному действию, способности к защите семьи, своего дома и Отечества, способности постоять «за други своя» не только словами, но и реальными делами: силой, умением, военной сноровкой.

К сожалению, приходится констатировать сегодня в обществе общее отрицательное отношение к труду как таковому. Общественно-полезный труд не оценивается должным образом, а многообразные посреднические отношения, неадекватная оплата трудовых затрат девальвируют это понятие.

Между тем истоки позитивного отношения к труду закладываются в семье. Особенно отрицательное отношение сформировано в общественном мнении к физическому труду. Последнее не может не вызывать тревоги у педагогов и особенно у педагогов православных. Современными исследованиями показано, что монотонный физический труд (как и усердная молитва!) способствует развитию подсознания и, таким образом, развивает творческое мышление индивида. Именно таким трудом занималось всё крестьянство, а затем рабочее население страны. В ряде случаев такой труд признавался полезным и необходимым русской интеллигенцией (например, писателем Л.Н. Толстым).

Безусловно, полезным является и совместный труд в семье. Во многих семьях этот труд можно увидеть. Однако, сегодня в силу отчуждённости членов семьи друг от друга (родители на работе, бабушки на скамейках во дворах, дети играют в детских яслях или в детском саду, учатся в школе) совместный труд в семье подчас трудно реализуем. Это заставляет «продвинутых» родителей искать и развивать совместные интересы с детьми, участвовать в общих занятиях и трудовых актах детей (например, в посадке деревьев). В этом отношении особенно полезной, на наш взгляд, является совместная работа с детьми по изучению истории своей семьи, рода, по сбору документов и архивных свидетельств, по изучению социального и духовного опыта предков.

Между тем, нередко в современной семье и вне её детям прививают нездоровый вкус к праздному образу жизни, отстранив от работы с помощью педагогически неграмотных и неадекватно сердобольных родных и близких, разлагающего телевидения, всякого рода развлекательных центров и т.д. В результате, многие дети не могут сформировать в семье позитивное отношение к труду, приобрести навыки самостоятельной, систематической и совместной работы. Как результат, они не умеют войти в трудовой коллектив, приобщиться к совместному коллективному труду с его обязательным разделением, к общественной деятельности. У таких детей не формируются ключевые фундаментальные потребности: потребность участия в общественном труде–деятельности, потребность самореализации в труде. Их потребность в самооценке и потребность в поиске смысла жизни не опираются на общественную потребность в труде. Отсюда берёт начало общественная недееспособность личности: инфантилизм, неспособность и страх к принятию решений, неспособность к защите и себя, и семьи, и своего Отечества. Завершается фактическое разложение личности молодого человека психическими расстройствами, разными видами наркомании, преступностью.

Таким образом, если раньше мы с улыбкой смотрели на коммунистический лозунг: «Труд – лучший доктор!», то сегодня следует принимать его больному обществу (особенно молодёжи) в самых разнообразных формах и видах.

Функция духовно-нравственного возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми, с людьми разных поколений, способности к духовному объединению с гражданами своего трудового коллектива, артели, общины, своей страны, способности к сознательному и почётному самоотверженному служению своему Отечеству.

Уже с момента зачатия в будущем ребёнке начинает формироваться душа и духовность. Как показывают исследования, он воспринимает ласку и бескорыстие матери, нежность и готовность к самопожертвованию отца, их духовные взаимоотношения, и даже отношения родственников. После рождения эти процессы идут интенсивнее. Можно сказать, что зачатие и рождение ребёнка в добропорядочной семье, общение с ним являются началом и источником формирования в человеке духовности. При традиционном воспитании в нём последовательно формируются потребности сочувствия, сопереживания и сострадания близким. Возникает и развивается чувство любви, которое охватывает поначалу круг ближних, а затем уже и дальних, формируются потребности и способности к бескорыстному служению семье, роду, общине, всему обществу в целом. У личностей с развитыми чувствами, развитым подсознанием (что называется, интуицией) активнее и полнее развиваются творческие способности, способности к искусствам и наукам. Во всех этих этапах развития русского человека 100 лет назад чрезвычайную роль играло православное вероисповедание, внимание и участие церкви в жизни семьи. Знание «Закона Божьего», Заповедей, Канонов, забота о спасении своей собственной души давали путеводное направление развитию каждой личности.

К сожалению, в современных условиях найти образцы такого формирования личности чрезвычайно сложно. Мы уже привыкли к тому, что наши духовные пастыри, гении и герои пробиваются «сквозь асфальт», не благодаря воспитанию или влиянию среды, а, зачастую, вопреки бессистемному воспитанию и жестокому влиянию безнравственной среды. Сегодня наша Русская Православная Церковь имеет возможность действовать только в узком секторе церковного прихода и воскресных школ при храмах. Введение «Основ православной культуры» в программы образования в школах сдерживается общим непониманием кризисной ситуации в духовно-нравственном воспитании, ревностью атеистов и других конфессиональных структур. Общество не понимает опасности возникшей ситуации деградации в духовно-нравственной сфере (вне зависимости от конфессии) и последующей невозможности объединения граждан против возможного агрессора или геополитического противника. В этом плане ссылка на традиционную семейно-родовую культуру и её механизмы, действующие в обществе, наглядно и убедительно доказывает необходимость внедрения «Основ православной культуры». При этом общество в целом и каждый его представитель должны знать об основах традиционной семейно-родовой культуры, где православие несло основную регулирующую функцию. Таким образом, предмет «Основы семейно-родовой культуры» является крайне востребованным и в соответствии с логикой восприятия учащегося должен предшествовать занятиям по предмету «Основы православной культуры» или плавно в них перетекать. В данном случае можно вести речь и о любой другой конфессиональной культуре.

Между тем, сегодня из-за отсутствия позитивной общегосударственной идеологической концепции по вопросам семейно-родовой и конфессиональной культуры процессы воспитания и образования пущены обществом на самотёк. Этим пользуются многочисленные шарлатаны от воспитания и образования. Не исключено управление этими процессами наших геополитических противников. В результате формируется крайне эгоистичное общество, неспособное к духовному развитию, духовному объединению, защите Отечества, созданию гражданского общества. Особенно опасным является то, что индивидуумы – эгоисты неспособны ни к восприятию социального и духовно-нравственного опыта предыдущего поколения, ни к накоплению такого общественно значимого опыта, ни к передаче такого опыта следующим поколениям. Они не заботятся о продолжении рода, игнорируют традиционную семейно-родовую культуру, уничтожают тысячелетний духовный, нравственный и социальный опыт своих и чужих предков, способны на уничтожение государственности России из-за своих низких корыстных интересов и властных амбиций. Таким образом, обществу необходимо вернуть приоритет духовно-нравственных целей, качеств, способностей. И это можно сделать только опираясь на семейно-родовую культуру, которая свойственна нашим благополучным семьям.

Сегодня мы знаем, влияние на духовность общества оказывает вся совокупность духовных носителей – семейно-родовая культура, сами граждане и, безусловно, конфессиональная структура – Русская Православная Церковь. Для русского общества характерным было не только мощное подспудное, часто неосознанное традиционное влияние семейно-родовой культуры, но и открытое влияние Русской Православной Церкви. Как общественный институт она развивала и консолидировала духовные силы общества. Особенно важным её влияние было в трудные для Отечества времена, когда только духовные механизмы взаимодействия могли повлиять на исход борьбы: спасение, восстановление и сохранение государственности Московии – Руси - России. Как яркие примеры этого: спасение Московской Руси от поляков и других иноземцев в 1612 году и спасение России от общеевропейского наполеоновского нашествия в 1812 году. В 2012 году исполняются очередные 200 лет и возникают исторические аналогии спасения Отечества.

В XIX веке, в связи с широкомасштабным техногенным строительством и развитием проевропейских экономических механизмов взаимодействия, влияние Русской Православной Церкви на общество было снижено. Снижено было и внимание к первооснове формирования духовности и предмету духовности - к семейно-родовой культуре и институту семьи. Более того, институт семьи был подвергнут жёсткому воздействию новых экономических тенденций.

Сегодня эти экономические механизмы ещё более умножили своё разрушительное влияние на человека, семью, общество. К первоочередным общегосударственным задачам сегодня вполне обоснованно относят:

- разрешение духовно-нравственного кризиса;

- разрешение демографического кризиса;

- построение ответственной (нравственной) экономики.

Обеспечить решение этих задач можно только путём возврата к «животворящему» (выражение А.С. Пушкина) источнику социальной и духовной жизни – к традиционной семейно-родовой культуре, которая была вся и всегда «пропитана» православием: «От крещения до успения», как минимум, нескольких поколений, а, как максимум, целых, известных истории и науке генеалогии, многопоколенных (до 20-ти и более поколений!) родов.

Уже само обращение к семейно-родовой культуре как самоценности в средней школе, изучение традиционного семейно-родового уклада приводит к повышению престижа института семьи и даёт значительный воспитательный эффект. Учащиеся тянутся к этим знаниям, поскольку также, может быть инстинктивно, тянутся к своим родителям, предкам, корням, родовым традициям, постепенно осознавая их роль в собственном творческом развитии, гражданском становлении и полномасштабной самореализации, в защите своей семьи и семейно-родовых отношений от деструктивного влияния окружающей среды. Как показывает наш педагогический опыт, особенно полезны эти знания, когда они даются учащимся совместно со знаниями о православной культуре, что вполне естественно в силу исторической одномоментности их присутствия и воздействия на личность в культурной жизни 100-150 и более лет назад.

Итак. Сегодня политические спекулянты, разного рода вырожденцы и другое многоликое жульё умышленно подвергают поруганию и уничтожению наши духовные ценности, чтобы было проще растаскивать по своим кошелькам и заграницам общенародное достояние. Особенному и весьма наглядному давлению подвергается семейно-родовая культура. Изменение сексуальной ориентации части молодёжи, открытая проституция, приоритет сексуальных потребностей, смена пола, свободное сожительство, отказ отдельных женщин и мужчин в выхаживании и воспитании своих детей, и многое-многое другое показывает на крайнее неблагополучие уже в исполнении институтом семьи своей первой функции - функции биолого-репродуктивной преемственности поколений. В новом поколении сегодня формируется новый тип граждан, лишённых не только социального и духовного опыта предыдущих поколений, не только с отсутствием какого-то своего социального и духовного опыта, но и лишённого возможности передать потомкам здоровое генетическое наследие предков. Будущая гибель такого общества легко прогнозируема и государственные институты должны принимать все меры для изменения ситуации.

Исходя из вышеизложенного, традиционная семейно-родовая культура общества должна быть сегодня признана национальным достоянием и защищена всеми доступными способами от разрушения, от посягательств и оскорблений. Актуальность данной проблематики должна быть доведена до всех ветвей власти, до всего общества через СМИ и приняты соответствующие меры. Среди последних вполне уместно применение и запретительных мер, в том числе и мер уголовного преследования. Ценности и права индивидуума должны гармонично сочетаться с ценностями и правам института семьи и семейно-родовой культуры. Во множестве случаев сегодня права индивидуума должны определяться и ограничиваться ценностями и правами семейно-родовой культуры и института семьи. Обществу должна быть предложена новая концептуальная идеология общественного развития, в которой духовным механизмам взаимодействия и семейно-родовой культуре должно быть придано основополагающее значение.

Следует заметить, что в сегодняшних непростых обстоятельствах общество, практически стихийно, пытается вернуться к ценностям семейно-родовой культуры, состраданию судьбам предков, покаянию перед свершившейся исторической несправедливостью. Сегодня архивы заполнены страждущими, желающими найти свои родовые корни, реальные следы жизни и деятельности предков. Архивисты и генеалоги активно помогают им в поиске документов и составлении родословий. Создаются пособия по архивной работе, образованию и воспитанию в аспекте изучения и освоения традиционной семейно-родовой культуры в семье, в образовательных учреждениях. Таким образом, налицо духовно-нравственная и благотворная потребность общества в том, чтобы найти и возродить те первоначальные источники русской цивилизации, которые были выработаны предыдущими тысячелетиями истории – «животворящую» семейно-родовую культуру единого великого русского народа.

В заключение следует сказать, что Центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» на общественных началах ведёт концептуальную и широкомасштабную работу в этом направлении, но постоянно ищет помощников и преемников в лице государственных научных структур, которым готов передать свои наработки. До тех пор пока такие структуры не появились и не взялись за данную проблематику, центр нуждается в развитии и безусловной поддержке со стороны общественных организаций, органов образования и воспитания, региональных правительств и администраций всех уровней. Мы примем любую помощь от меценатов, коллег и патриотически-настроенных граждан, озабоченных проблемами семьи, семейно-родовой культуры и православного вероисповедания, стремящихся к возрождению России не пустой болтовнёй, а конкретным делом.

17 февраля 2009 года в рамках перенесённых XYII Международных Рождественских образовательных чтений (YII Всероссийское совещание «Русская школа как система воспитания и образования. Православные духовные ценности в современной школе») Центром было проведено очередное (5-ое по счёту) заседание секции: «СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ДЕМОГРАФИЯ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ».

На заседание секции прибыли представители общероссийских центров и фондов, посланцы учебных заведений из регионов, представители казачества и других общественно-патриотических организаций.

На секции были рассмотрены вопросы бедственного положения России в части семейно-родовой культуры. Отсутствие элементарных и неэлементарных знаний по этому направлению общественной жизни приводит к разрастанию тяжких последствий известных в России как «русский крест» и демографическая ситуация. К ним, как показали участники заседания, с полным правом необходимо отнести разрастающийся духовно-нравственный кризис в обществе и безответственность складывающейся рыночной экономики.

Последние решения органов власти, касающиеся ювенально-юстиционного подхода к проблемам воспитания и содержания детей в семье, показывают, что задача сохранения и упрочения процессов воспитания детей в семье не выполняется. Более того, она и не ставится. Опекунские Советы настроены не на сохранение семьи, а на разрушение её, на насыщение многочисленных детских домов и интернатов детьми при живых родителях. В результате, мы видим, как идёт чиновничье разрушение основ общественной жизни, как необходимая забота и помощь семье (квартира-дом, работа-зарплата и пр.) вырождаются в перевод детей в госучреждения и фактическое разрушение семьи, как неприветствуются и уничижаются многодетные семьи..

Все механизмы восстановления неких нарушенных прав ребёнка в семье предполагают давление на родителей, недоверие к их возможностям и способностям правильно воспитывать и содержать детей. Такие нововведения разрушают традиционные отношения в семье, не соотносятся с традиционными ролевыми функциями членов семьи, не соответствуют основным задачам института семьи и семейно-родовой культуры. Подобный гуманистический подход, когда права ребёнка объявляются более приоритетными, нежели права родителей, разрушает основы семейного уклада общества, искусственно противопоставляет детей и их родителей. И общество должно сказать твёрдое «нет» всем таким попыткам! В этих условиях задачи воспитания в семье становятся труднореализуемыми, а в ряде случаев и невозможными. Всем понятно, что трудовое и духовно-нравственное воспитание в семье невозможны без родительского наставления, а подчас и родительского принуждения. Только становясь взрослыми, дети начинают понимать ту пользу родительского благорасположения, которая проявлялась ими в этих случаях. Вмешиваться правовыми методами в этот процесс глупо и безнравственно. Только родители вправе определять меру и характер принуждения.

Вместе с тем, участники секции подчеркнули недопустимо низкий уровень исследований института семьи структурами РАН, педагогическими академиями и университетами. Как ни странно, недостаточно изучены именно функции института семьи, которые в ряде случаев неадекватно подменяются функциями государства, готовым содержать и воспитывать детей в спецучреждениях.

По исследованиям, представленных на секции общественных организаций, ценность института семьи и семейно-родовой культуры в том, что все воспитательно-образовательные процессы в семье проходят (должны проходить!) с большей гармоничностью и эффективностью. Формирующиеся в семье духовно-нравственные ценности и соответственно права института семьи по этой причине должны быть более приоритетны, нежели ценности и права отдельной личности. В этом случае легко увидеть и несостоятельность попыток подмены семейного воспитания государственным воспитанием в интернатах, детских домах и других воспитательно-образовательных учреждениях. Важно подчеркнуть, что в данном случае вполне обосновано вырожденческие настроения и поведение отдельных граждан получают вполне объективную и справедливую нелицеприятную оценку в обществе. При этом, деятельность сексуальных и всяких других подобных меньшинств должна быть осуждена не только моральным мнением населения, но и предупреждена государственной политикой, призванной обеспечивать прирост населения, его гармоничную социализацию и духовно-нравственное развитие. Эти задачи государственной политики должны быть определены и подкреплены многоплановым законотворчеством в направлении возрождения и упрочения семейно-родовой культуры. Любое нарушение прав семьи, уничижение и оскорбление её ценностей должно иметь юридические последствия. Именно на этой основе должны быть разработаны принципы «цензурирования» телевидения и других СМИ.

Только в этом случае и, безусловно, с учётом возрождения традиционного конфессионального воздействия-окормления мы можем надеяться на разрешение крайне неблагоприятной демографической ситуации, возвращение духовно-нравственных ценностей в нашу жизнь и постепенное оздоровление общества и экономики.

Для решения многочисленных проблем духовно-нравственного и демографического содержания на заседании секции было предложено обратиться к Министерству образования и науки РФ ввести в обязательный курс образовательных программ тему «Основы семейно-родовой культуры». Тем более, что примеры введения этого предмета и положительные результаты уже имеются. Методические пособия по этой теме разработаны и издаются собственными силами Историко-просветительским Центром семейно-родовой культуры «Родовая семья» с 2005 года.

Свидетельство о публикации №215111701972