Подготовка ребенка к помещению в замещающую семью

Для успешного достижения цели — обеспечить семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарном отделении разработана и утверждена Программа: «Подготовка детей к помещению в замещающую семью».

Динамика жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и временно проживающих в стационарном отделение за последние 3 года такова:

  • В приемную семью в 2009 и в 2010 не удалось устроить ни одного ребёнка, а в 2011 году таких детей было 10.
  • Под опеку родственников в 2009 году передано 3 детей, в 2011 году 2 детей, а в 2010 году ни одного ребёнка.
  • В учреждения государственного воспитания передано в 2009 году 5 детей, 2010 году 14, а в 2011 году только 1 ребёнок.

Как видим, приоритетным становится семейное жизнеустройство!

В деятельности специалистов стационарного отделения по семейному жизнеустройству детей в 2011 году показательно то, что:

  • временный приют оказан 49 детям (действующее количество мест – 14);
  • вновь в течение года поступило 33 ребёнка;
  • из них 20 детей, оставшихся без попечения родителей;
  • передано в приёмную семью 12 детей, 5 детей передано под опеку; в биологическую семью возвращено 13 ребятишек, а вот в учреждения государственного воспитания всего 3 детей, всего устроено 34 несовершеннолетних;
  • оказано сопровождение 15 кандидатам в приёмные родители;
  • оказана психологическая помощь 1 приёмной семье при поступлении опекаемого в Екатеринбургское Суворовское училище.

Служба по развитию семейных форм жизнеустройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в стационарном отделении включает: специалиста по социальной работе, социального педагога, педагога – психолога.

Специалисты в своей деятельности используют программу

«Подготовка детей к помещению в замещающую семью»

Цель программы — реализация права ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оставшегося без попечения родителей, на проживание и воспитание в семье, и создание оптимальных условий для его полноценной жизнедеятельности в современном социуме.

Задачи. которые мы решаем это:

  • Развитие у ребёнка мотивов межличностного общения, желания воспитываться в семье.
  • Расширение временного горизонта в выходе за пределы «здесь и сейчас», коррекция субъективных моделей прошлого, настоящего и будущего.
  • Стабилизация эмоционального состояния несовершеннолетнего.

Подготовка детей к помещению в замещающую семью осуществляется поэтапно:

Этап I . Подготовительная работа с ребёнком в условиях стационарного отделения.

Этап II . Знакомство приёмного родителя, опекуна (в случае, если ранее не были знакомы) с детьми, готовыми к помещению в приёмную семью, под опеку.

Этап III . Организация общения ребёнка и приёмного родителя, опекуна (совместная деятельность, игра, посещение театра, кино и пр.).

Этап IV . Встреча претендента со специалистами (социальным педагогом, психологом, воспитателем) для знакомства с индивидуальными особенностями выбранного ребёнка

Этап V . Педагогическое руководство процессом общения, опекун – ребёнок, приёмный родитель — ребёнок.

Специалист по социальной работе СО в организации замещающей семьи:

 знакомит потенциального родителя с документами личного дела ребёнка,

 знакомит потенциального родителя с социальным педагогом СО,

 сопровождает потенциального родителя согласно нормативам.

Социальный педагог СО в подготовке ребёнка для передачи в замещающую семью:

 организует общение ребёнка с потенциальным родителем,

 ведёт подготовку детей к жизни в замещающей семье.

Подготовка детей к жизни в семье проводится по алгоритму:

 выявление источников и причин социальной дезадаптации детей,

 восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи,

 восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учёбы,

 формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений,

 обучение детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности,

 составление АКТа о согласии ребёнка на помещение в семью приёмного родителя (опекуна, попечителя.)

Педагог-психолог СО в подготовке ребёнка для передачи в замещающую семью:

 проводит обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей;

 психологическую подготовку будущего воспитанника замещающей семьи;

 серию занятий по формированию стремления ребёнка жить в семье.

Критерии эффективности программы и готовности ребёнка к жизни в семье заключаются в:

 способности ребёнка осознавать сильные и слабые стороны своей личности;

 повышении самооценки и личной ответственности за принятие решений;

 овладении навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, а также рациональному ведению собственного бюджета;

 умение планировать свою личную жизнь и достигать оптимальных результатов в собственном жизненном становлении.

В ближайшее время планируется организация занятий по обучению использования программы «Подготовка детей к помещению в замещающую семью» среди воспитателей отделения.

Так мы стараемся устроить каждого ребёнка в семью, но на практике это не всегда осуществимо в силу объективных причин, с которыми мы ознакомим позже.

Заведующая стационарным отделением