Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения"

Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

  1. Информирование учителей о возрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.
  2. Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им  психологической поддержки.

Участники: все учителя, работающие в параллели 1-ых классов.

Срок проведения: сентябрь.

Необходимые материалы: ватманы, маркеры, ручки, карманное зеркало, звёздочки, «Карта возрастных особенностей первоклассника».

Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

План семинара

1. Вступительное слово ведущего (педагога-психолога)

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.

В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.

Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.

2. Разогрев Упражнение “Считалочка”

Ведущий просит участников образовать круг. Объяснить, что группе нужно сосчитать вместе числа от о1 до 50-ти. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7,

нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.

3. Мозговой штурм «Ассоциации»

Ведущий: «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»

Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».

В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

  • физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
  • биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
  • психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
  • социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно. <Приложение1 >.

Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.

При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.

4. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)

Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.

Признаки возникшей дезадаптации школьника:

  1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
  2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелание выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  10. Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
  11. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
  12. Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.

Психолог раздает учителям методику «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».

5. «Причины дезадаптации» (работа в группах)

Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.

Причины школьной дезадаптации:

  • низкая готовность к школе;
  • несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
  • отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
  • неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
  • чрезмерная требовательность родителей;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
  • высокая тревожность самих родителей;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
  • наличие серьезных хронических заболеваний;
  • чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
  • и др.

6. Физкультминутка

Ведущий просит участников определите степень своего утомления в процессе работы. Все встают. Если степень утомления большая, необходимо сесть на стул и опустить плечи; если средняя - стоять, руки вниз; если степень утомления небольшая, стоя, руки поднять вверх.

Работоспособность первоклассников не превышает 15 минут.

Физкультминутка "Дождь"

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:

  1. Трение ладоней (шум деревьев).
  2. Щелканье пальцами (первые капельки).
  3. Хлопанье руками по бедрам (дождь по крьппе).
  4. Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).
  5. Хлопанье руками по бедрам
  6. Щелканье пальцами.
  7. Трение ладоней.
  8. Солнышко выглянуло (руки к голове).

Ведущий подчеркивает необходимость постоянной смены видов деятельности, важность проведения физкультминуток на уроках. Психолог предлагает учителям несколько психогимнастических этюдов, которые помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядки нервно-психического напряжения (Чистякова М.):

  • «Скульптура»: в парах один - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителем сюжет или же придумывает сюжет сам.
  • «Мелки»: в парах один ребёнок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго - отгадать, что нарисовано.
  • «Маска»: учитель называет какого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимически показывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть с движением, походкой и т.д.

7. Карта возрастных особенностей первоклассников

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ